Циклоидный период

Циклоидные

Онтогенез

Филогенез

Младенчество

Животная фаза развития

Детство, 8—12 лет (предподростковый)

Собирательство, рыболовство, охота.

Отрочество, 12–13 лет (начало полового созревания)

Аграрный период, зарождение культуры. Начало цивилизации.

Юность, 14–25 лет

Эпоха романтизма.

«Закон рекапитуляции» — главный закон психологии развития по С. Холлу, но его критики утверждают, что он мешает понять конкретные закономерности психического развития.

Э. Кречмер и Э. Йене предположили связь между физическим типом личности и особенностями его развития на основе своих разработок (типология личности на основе некоторых биологических факторов). Кречмер считал, что всех людей можно расположить на оси:

Шизоидные

(легковозбудимые, непосредствен н ые)

(замкнутые, неконтактные)

Его последователь К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям:

Предподростковый (с бурнымивспышками)

Юность (тяга к самоанализу)

Шизоидный период

А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от с до 21 года, особенно важны первые 5 лет (с 11 до 16).

10 лет — ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

 

 

11 лет — ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12 лет — ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет — подросток. Обращенность внутрь (интроверт-ность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет — подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет — подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет — подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Юношеский возраст (девочек с 13 до 19 лет, мальчиков с 14 до 22 лет) — это стадия духовного развития, хотя она и сзязана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер). Ученый делит юность на две фазы:

14—17 лет — главная проблема

Кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости.

17—21 лет

Кризис оторванности — чувство одиночества.

Бюлер выделяет 2 фазы переходного возраста: 1) негативную, 2) позитивную: