Усовершенствование

Сущность

Уровни знаний

1. Объяснительно-иллюстративный

С помощью учителя (репродуктивный)

I — узнавание

II-знания-знакомства

Традици-

оннное

обучение -

процесс

передачи

готовых

известных

знаний

Программированное обучение

2. Репродуктивный

Сам ученик (репродуктивный)

II — воспроизведение

II-знания-копии

3. Проблемное изложение

С помощью учителя (продуктивный)

III — применение

III — знание-умение

Проблемное обучение — процесс

активного поиска и открытия учащимися новых знаний

Деловые

игры

4. Частично-поисковый

Продуктивный под руководством учителя

III — применение

IV — творчество

III-знание-умение

IV- зна-ние-транс-форма-ция

5. Исследовательский

Продуктивный без помощи учителя

IV — творчество

IV-зна-

ние-

транс-

форма-

ция

Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения, например: рассказ, лекция, объяснение, и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).

Остановимся еще на одной классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скат-

кин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

1. Объяснительно-иллюстративныйметод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания- знакомства»).

2. Репродуктивный метод(преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д.; в результате формируются «знания-копии».

3. Метод проблемного изложения.Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.