Нения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).

Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простейший общий знаменатель всей своей деятельности, динамический принцип существования. Цель жизни — бесконечное выживание. Человек — одна из форм жизни. Во всех своих проявлениях и целях он подчиняется одной команде: «Выживать!»

Понятие «выживание» первоначально рассматривалось как деятельность человека, направленная на обеспечение собственного выживания.Но такой подход не объяснял многих феноменов человеческого поведения: солдат жертвует своей жизнью ради Родины, мать отдает свою жизнь — ради спасения ребенка. И тогда возникла идея: поскольку человек развивался и становился сильным как стадное существо, как животное, которое охотится в стае, то, возможно, все его действия можно рассчитать сточки зрения выживания группы. Так родился постулат, что человек выживал исключительно ради выживания групп. Идея выглядела правильной, но большинство наблюдений реального поведения человека опять остались необъясненными. Тогда объяснить поведение человека попытались с точки зрения человечества вообще. Это означает, что человечество выживает ради человечества из чистого альтруизма, ичеловек живет исключительно для выживаниявсего человечества. Но в реальности этот механизм не работал. Потом вспомнили, что всю деятельность человека и его поведение можно объяснить, сведя все цели исключительно к половой активности и сексу, т. е. активное стремление человека к выживанию пытались объяснить только сексом. Но по мере приложения этой теории к данным наблюдений оказалось, что объяснено опять не все. Потом произвели ревизию всех испробованных идей. Было принято, что человек выживает исключительно ради себя самого, ради группы, стаи, общества, ради человечества; и наконец, что он живет только ради секса. Но ни одна из этих теорий сама по себе не работала.

Наконец, все четыре фактора — личность, секс, группа, человечество — были внесены в одно новое уравнение. И так была найдена теория, которая работала и объясняла все реальные феномены человеческого поведения.

Таким образом, из динамики выживания были выведены четыре динамики. Под «динамикой поведения» имелась ввиду основная команда «выживай!», которая является главной для всякой деятельности. Четыре динамики явля-

 

ются основной силой, целевыми подразделениями всего динамического принципа выживания.

Первая динамика— это стремление к максимальному выживанию человека ради себя самого. Такая цель объединяет человека, культуру, в развитии которой он участвует для пользы себе и бессмертия своего имени.

Вторая динамика— это стремление человека к максимальному выживанию посредством половой деятельности, рождения и воспитания детей. Эта динамика включает в себя самих детей, продолжение культуры для детей и их будущего благополучия.

Третья динамика— это стремление человека к максимальному выживанию группы.

Четвертая динамика— это стремление человека к максимальному выживанию всего человечества.

Ни одна из динамик не сильнее других. Они все сильные, подобны четырем дорогам, по которым человек идет к выживанию и которые на самом деле являются одной. Можно считать, что все цели человека находятся внутри этого спектра, и это объясняет его поведение. Случается, что четыре динамики соревнуются между собой в воздействии на человека или общество. Но оптимальным решением любой проблемы является то, которое приносит максимальную пользу наибольшему числу динамик. Самым лучшим решением любой проблемы является то, которое приносит наибольшее благо наибольшему количеству людей, включая самого человека, его потомство, друзей, семью, политические и национальные группы и в конце концов человечество. Наибольшее количество добра может быть связано с какими-то разрушениями, но ценность решения при этом снижается пропорционально количеству причиненных разрушений. Человек должен приносить пользу самому себе, если он хочет приносить оптимальный результат. Другими словами, посвятить всю свою жизнь служению человечеству и своей группе, блокируя динамики личности и секса, — вовсе не оптимальное решение. Образец поведения для выживания построен на основании этого уравнения оптимального решения. Самопожертвование и эгоизм одинаково понижают ценность уравнения оптимального действия. Люди давно это подозревали — ибыли правы.

Однако случается, что уравнения оптимального решения со временем становятся настолько сложными, что некоторыми динамиками приходится пренебрегать, чтобы остальные продолжали существовать. История моряка, отдающего жизнь за спасение своего корабля, отвечает требованиям третьей динамики. Такое действие — приемлемое решение проблемы, однако это не оптимальное решение проблемы, потому что здесь не принята во внимание первая динамика моряка, т. е. он сам.

Тот факт, что единственная цель человека — это выживание, не значит, что он сам является самым лучшим механизмом выживания, который был или когда-нибудь будет создан жизнью. Целью динозавра тоже было выживание, однако его давно нет. Подчинение команде «Выживай!» еще не значит, что все попытки выжить будут одинаково успешны. Набор характеристик для выживания одного вида организма не подходит для другого.

Методы выживания любого живого существа можно обобщить так: питание, безопасность (защита и нападение) и размножение. Основное оружие выживания человека — умственная деятельность, руководящая физическими действиями на разумном уровне.

Выживание отталкивается от смерти и направлено к бессмертию.Максимальная боль может быть представлена как существующая непосредственно перед смертью, а максимальное удовольствие — как бессмертие. С точки зрения каждого организма, бессмертие обладает притягательной силой, а смерть — отталкивающей. Стремление выжить направлено от смерти, которая обладает отталкивающей силой, к бессмертию, которое имеет притягательную силу, т. е. сила притяжения — это удовольствие, а сила отталкивания — это боль. Поиски и получение удовольствия не менее важны для выживания, чем возможность избежать боли. Удовольствия — это вознаграждение: приятные эмоции, умственные или физические наслаждения, мимолетная радость. Удовольствие можно найти в огромном количестве вещей и занятий. Боль — это «физические и душевные страдания, наказание».

Физическое и психологическое состояние человека изменяется час от часу, от одного дня к другому, из года в год. Поэтому уровень выживания расположен на кривой жизни, составленной из часовых или годичных положений человека в зонах выживания. Существуют две кривые — психического и физического состояния. Понижение линии психического состояния всегда предшествует понижению линии физического состояния.

Вдиаграмме выживания можно выделить четыре зоны, которые могут быть названы зонами состояний существования. Когда человек счастлив, его уровень выживания

 

 

Рис. 5.5. Диаграмма выживания

находится в четвертой зоне. Если человек серьезно болен, его график разместится в первой зоне или близко от смерти — в зависимости от тяжести болезни. Третья зона — зона общего счастья и благоденствия. Вторая — зона сносного существования. Первая зона называется зоной гнева. Апатия расположена в нулевой зоне. Чуть выше нуля, которым обозначена смерть, находится низший уровень душевной апатии, низший уровень физической жизни — 0,1. Тон 1, когда организм борется с физической болью или болезнью или когда человек яростно борется, начинается от 1,0, что является зоной враждебности и возмущения, через тон 1,5 — клокочущая ярость — к 1,9, что соответствует готовности к ссоре. От тона 2,0 до 3,0 присутствует увеличивающийся интерес к существованию. Эти значения счастья, сносного существования, злости и апатии не взяты произвольно. Они — результат исследования поведения человека в различных эмоциональных состояниях. Нормальным в современном обществе для многих людей является скорее всего тон в 2, 8.

Когда из списка того, что считается дозволенным, вычеркивается половина потенциала выживания, происходит значительный упадок выживаемости. Когда человек или нация опускается ниже второй зоны и общий тон простирается от первой зоны и почти не затрагивает третью, наступает состояние всеобщего сумасшествия. Сумасшествие

 

— это отсутствие рациональности, разумности, это также состояние, при котором нация или организм подходят к опасной черте выживания настолько часто, что начинают искать самые дикие решения своих проблем.

Сапрессор выживания — это сочетание всего, что угрожает выживанию расы или организма. Угрозы возникают от других видов жизни, от времени и от других энергий. Человек своей нерациональной деятельностью нарушил экологию, и этот сапрессор уже грозит существованию всего человечества. Ничточеловеком не управляет, кроме его врожденного импульса к выживанию. В себе человек несет силу, с помощью которой отталкивает боль. И в себе человек несет силу, с помощью которой привлекает удовольствие. Человек является самодетерминированным организмом, хотя и зависит от других форм жизни и среды обитания. Что же необходимо для выживания? Здесь работают два фактора:

1. Необходимость избежать боли — ведь маленькие боли, не очень сильные в отдельности, могут сложиться в большую боль, которая, нарастая в геометрической прогрессии, приводит к смерти. Боль — это недовольство начальника плохой работой, потому что она может привести к увольнению, потом к голоду, потом к смерти. Проследите любое уравнение, куда попала боль, и вы заметите, что такое уравнение ведет к возможному вымиранию.

2. Однако существует другая часть уравнения — удовольствие. Этот фактор более устойчивый, чем боль. Необходимость удовольствия настолько сильна, что человек готов вытерпеть сильную боль, лишь бы получить хоть маленькое удовольствие. Удовольствие — полезная вещь. Это наслаждение работой, воспоминания о прошлых заслугах, хорошая книга, хороший друг, голос ребенка, впервые произнесшего слово «папа», приключения и надежда, это хороший обед, поцелуй красивой девушки, занятие тем, что нравится. Человек выживает в тесной близости с другими людьми, и это выживание — удовольствие. Наградой за действия, способствующие выживанию, является удовольствие. Наказанием за разрушительные действия становится смерть или боль. Успехи повышают потенциал выживания по направлению к бесконечности. Неудачи понижают потенциал выживания по направлению к смерти. Человеческий ум занимается восприятием и хранением информации, составляя или рассчитывая выводы, формулируя или разрешая проблемы, имеющие отношение ко всем четырем динамикам

 

 

выживания. Цель восприятия, хранения, составления выводов и разрешения проблем — направить свой организм по четырем динамикам к выживанию. Интеллект человека — это способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Динамика — это жизненная хватка, энергичность и настойчивость в выживании. И динамика, и интеллект необходимы, чтобы чего-то добиться. Но динамики могут подавляться инграммами (бессознательными записями, возникшими в момент физической боли, потери сознания, в ситуациях, сопровождавшихся неприятными переживаними, сильными эмоциями). И интеллект может подавляться инграммами, которые вводят в аналитический ум неверную или неправильно расцененную информацию. Аберрации, которые включают в себя ненормальное или нерациональное поведение, являются следствием инграмм. Ошибки интеллекта, аберрации — нерациональное поведение, психосоматические болезни — все это приводит к ослаблению потенциала выживания, подталкивает человека к смерти. Инграммы являются единственным источником всех аберраций и психосоматических заболеваний, они физически нарушают потенциал выживания человека. Моменты «бессознательности», когда аналитический ум ослаблен в большей или меньшей степени, — единственное состояние, когда можно получить инграммы. Инграмма — это момент «бессознательности», который содержит физическую боль или болезненные эмоции или ощущения. Инграмма недоступна для осмысления аналитическим умом как жизненный опыт. Люди не подозревают зачастую о наличии в их бессознательной психике инграмм, которые подталкивают к аберригированным нелепым формам поведения, к снижению потенциала выживания или даже к самоуничтожению. Почему человек действует разрушительно, нерационально, ведя войны, уничтожая целые народы, нарушая экологию? Что является причиной всех неврозов, психозов, сумасшествий, извращений, жестоких преступлений? Что толкает нас на мелкие и крупные глупости, ошибки? Главным образом причиной всего этого негативного человеческого поведения являются инграммы, которые образуются в «моменты бессознательности» — того состояния, которое вызывается наркозом, наркотиками, травмами, шоком, эмоционально-болезненными ситуациями и психотравмами. Если с помощью специальных психологических методов найти и «стереть» эти инграммы, очистить сознание от искажающего вли-

 

яния инграмм, то результатом будет возвращение сознания к действиям в оптимальном режиме выживания, возвращение физического и душевного здоровья. Так, достижения психологии могут способствовать существенному повышению потенциала выживания человека. В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами. Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности.Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, современем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов имотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха— стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи— относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля— характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный(внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный(внешний) локус контроля локализация таких причин и ответственности вне человека, в окру-

 

 

жающей его среде, судьбе. Самооценка— оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация— стремление человека быть в обществе других людей, наладить сними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отверга-ния,который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти— стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность— стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности учеловека есть итенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,связанный соценкой собственных таких действий как нежелательных инеприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

11. Психические состояния

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т. е. психические состояния определенных общностей людей (микро и макрогрупп, народов, обществ), В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний — общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостностьпсихических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижностьпсихических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью,их динамика менее выражена, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния исвойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним, многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, чтокаждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные;2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные ит. д.; 3) взависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокиелибо поверхностные;4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, за-

 

 

тяжные, длительныеи т. д.; 5) в зависимости от елияния на личность — положительные и отрицательные, стени-ческие, повышающие жизнедеятельность, и астенические; 6)в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные;7) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности,осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональнойзаинтересованности.

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью (и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста).

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состояниютворческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного, возрастания и мощи воображения, возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовностик ней вцелом и к отдельным ее элементам — в частности.

Наряду сположительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в

too

себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной(операторной, «деловой») напряженности,т. е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояние бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) иэмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

11.1. Агрессивность и агрессивное поведение

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта — инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексуальном влечении) и инстинкт смерти (Та-натос — начало разрушительное, с которым и связывается агрессивность). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Отсюда и агрессивность как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия «агрессивного драйва» время от времени должна получать «разрядку» во вспышках агрессивности (это психоаналитические теории агрессивности). Психоаналитики считают, что для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, неконтролируемой реализации агрессивности, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдениями за жестокими действиями, разрушением неодушевленных предметов, участием в спортивных состязаниях, достижением позиций доминирования, власти и пр.).

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека агрессивности животных и объясняет это чисто биологически — как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником (это-логическая теория агрессивности). В этом смысле мужчина как активный защитник своей жизни (и жизни сородича) биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, этологи расматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка

HOI

 

зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца. Согласно Лоренцу, природа человеческой агрессивности инстинктивна, так же как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность регуляции человеческой агрессивности и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Но другие этологи считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над проявлениями своей агресссивности и поэтому войны, убийства, агрессивные стычки неизбежны, и в конце концов человечество погибнет от своей агрессивности в ядерной войне.

Позднее самой популярной теорией агрессивности стала теория «фрустрации— агрессии»,суть которой в следующем: всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии (Доллард Д.).Агрессивное поведение достаточно подробно изучали бихевиористы, они связывали агрессию и фрустрацию. Фрустрация — эмоциональное состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели, фрустрация — это невозможность удовлетворения потребности («хочется, но нельзя либо невозможно достичь»). Любая агрессия может быть понята как вызванная какой-то фрустрацией. Агрессия может быть прямой (ругает, дерется и т. п.) либо косвенной (насмешка, критика), может быть непосредственной (в текущее время) либо отсроченной, может быть направлена на другого человека либо на себя самого — аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до самоубийства). Фрустрация и агрессия может возникать от социального сравнения («мне дали меньше, чем другим», «меня любят меньше, чем других»). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя комплекс неполноценности (это агрессия на самого себя); и в конечном счете агрессия выплескивается, как правило, не на виновника фрустрации (т. к. он сильнее вас, он может вас фруст-рировать), а на тех, кто «послабее» (хотя эти «слабые» фактически невиновны), либо на тех «слабых», кого в данный момент назвали «врагом». Агрессия— это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекват-

И02

ным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадекватное агрессивное поведение. В теорию фрустрации — агрессии Берковиц ввел три существенных поправки: 1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; 2) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; 3) выход из фруст-рирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным действиям. К тому же не всякая агрессия провоцируется фрустрацией — агрессия может возникать, например, с «позиции силы» и являться выражением властности, и тогда ни о какой фрустрации речи быть не может. Исследование условий, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий, показало, что влияют факторы: сходство — несходство агрессоров и жертвы, оправданность — неоправданность агрессии, наличие собственно агрессивности как личностной характеристики конкретного человека. В настоящее время стали рассматривать агрессию как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, но не как неизбежный (Розенцвейг).

Теория социального научения агрессии утверждает, что фрустрация, межличностный конфликт облегчают проявление агрессии, являются необходимым, но недостаточным условием ее возникновения. Для того чтобы в ситуации фрустрации возникло агрессивное поведение, необходимо наличие у человека предрасположенности вести себя агрессивно в подобных ситуациях. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальное научение: наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностных предраспо-ложенностей отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория занимает господствующее положение.

Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии яаляется Арнольд Басе. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения и вводит понятие атаки — акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация — слабую. Басе указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

цоз

 

• частота и интенсивность случаев, в которых человек был атакован, фрустрирован, раздражен. Люди, которые получали много гневных стимулов, будут с большей вероятностью реагировать агрессивно, чем те, которые получили меньше таких стимулов;

• частое достижение успеха путем агрессии приводит к закреплению агрессивных привычек. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) либо внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке может делать невозможным для человека различение ситуаций, в которых нужна или не нужна агрессия — он везде и всюду склонен реагировать агрессивно;

• культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчить развитие у него агрессивности (с детства видит агрессивные мультики и фильмы, усваивает нормы агрессивности);

• влияет темперамент человека: такие качества темперамента, как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности, провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формирования агрессивности как черты личности;

• стремление к самоуважению, к защите от группового давления, стремление к независимости вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессивных форм поведения.

Басе считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическая — вербальная агрессия, активная — пассивная, направленная — ненаправленная.

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Тот, кто стреляет в человека с близкого расстояния, агрессивнее того, кто дает ему пинка.

Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:

• многочисленные отпоры;

• отрицательные отзывы и критические замечания;

пои

• выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;

• высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; («Убить тебя надо»), или проклятий;

• оскорбления;

• угрозы, принуждения и вымогательства;

• упреки и обвинения;

• ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;

• простой крик без формулирования речевого выражения, рев;

• скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вер-бально или в мыслях, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы, или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей «круга» жертвы.

Басе указывал, что следует различать враждебность иагрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивна, инаоборот.

Другой известный представитель поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие — они могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная, мирная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считает физическое наказание ребенка — моделью агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослыми. Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть этой теории достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется в качестве достижения желаемого тогда, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).

Ч05

 

В связи с этим Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качестве средства достижения какой-либо цели, причем причинение ущерба не является целью, а лишь средством воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать в качестве агрессии во имя агрессии. Роль биологических факторов в возникновении агрессии не сбрасывается со счета: подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбичес-кая система опосредуют агрессивное поведение, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое (агрессивный психопат), во втором — крайне автоматизированное поведение по типу «стимул — реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации».

К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессией понимаются акты иреакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Например, Басе определяет агрессию «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль истрадание людям.

нов

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается впонимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, ине всегдаагрессивное состояние провоцируется угрозой.

Важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния — здесь прежде всего выделяется гнев: часто при подготовке и в процессе осуществления агресии человек испы-тыват сильную эмоцию гнева, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят кагрессии. Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствует целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности — от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию.Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессияутрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявля-

 

ясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели, 2)способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности, отличающиеся: 1) интенсивностью агрессии, ее жестокостью; 2) направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей; 3) ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности:

1) антиагрессивность — негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

2) интринсивная агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда. Таким образом, спорт является социально приемлемой формой проявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядкой агрессии, а также формой самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов);

3) агрессивность недифференцированная — несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве;

4) агрессивность локальная, или импульсивная, — агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и т. п. Степень общего раздражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе;

U08

5) условная, инструментальная агрессия,связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;

6) агрессивность враждебная— устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, вслучае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относится враждебно;

7) инструментальная агрессия— для достижения какой-либо значимой цели;

8) жестокая агрессия— насилие и агрессия как самоцель, агрессивные действия всегда превышают действия противника, отличаются излишней жестокостью и особой злостностью: минимальный повод и максимальная жестокость. Такие люди совершают особо жестокие преступления;

9) психопатическая агрессия— жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии (агрессивный психопат, «маньяк-убийца»);

10) агрессия по мотиву групповой солидарности— агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, желание получить одобрение своей группы, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется в группах подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной иодобряемой формой агрессии по мотиву групповой (или национальной) солидарности, реализуются социальные традиции «защиты отечества», «защиты определенных идей», например, защиты демократии, защиты правопорядка и т. п.;

11) сексуальная агрессияразличной степени — от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что сексуальность большинства мужчин содержит в себе примесь агрессии,

U09

 

желания подчинять, так что садизм — просто обособление и гипертрофия агрессивного компонента, свойственного нормальной сексуальности. Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов — андрогенов, а психологи — что выраженные компоненты агрессивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. А с другой стороны, подавление сексуальных влечений, сексуальная неудовлетворенность людей также сопровождается ростом раздражения и агрессивных импульсов; отказ женщины от удовлетворения сексуального желания мужчины приводит опять же к агрессии. Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей, как и у некоторых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда — в настоящей драке. Игра влюбленных, когда мужчина как бы «охотится» за женщиной, преодолевая ее условную борьбу и сопротивление, очень сексуально возбуждает его, т. е. тут условный «насильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытать сексуальное возбуждение и удовольствие только в случае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины. Такая патологическая сексуальность часто перерастает в сексуальный садизм, сексуальные убийства.

Для диагностики уровня агрессивности может использоваться опросник Басса — Дарки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково соотношение общего и индивидуального в психике человека?

2. Какие способности выделяют у людей? Каков критерий наличия способностей?

3. Какое определение темпераменту можно дать? У младенца уже есть темперамент?

4. Какие теории темперамента Вы знаете? Охарактеризуйте сильные и слабые стороны своего темперамента.

5. К какому конституционному типу вы себя относите?

6. Что такое психосоциотип? Определите свой психосоци-отип и укажите, с каким типом людей у вас будут отношения ревизии, дуальные и конфликтные отношения и почему.

то

7. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

8. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека?

9. Что такое комплекс неполноценности? Можете ли вы осознать свой жизненный сценарий?

10. Оцените, вы более визуалист или кинестетик?

11. Какой доминирующий инстинкт, на ваш взгляд, преобладает у вас?

12. Выполните индивидуальное психологическое задание: определите и проанализируйте свой темперамент, пси-хосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценку и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов.

13. Какие мотивы поведения являются преобладающими у вас?

14. Охарактеризуйте психические состояния людей.

15. В чем отличие уверенного и агрессивного поведения? Какие теории и виды агрессивности вы можете выделить?

16. Составьте структурно-логические схемы по изучаемому материалу, сравните с приведенными схемами, дополняя их.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991.

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.

3. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

4. Психология и психоанализ характера. Саратов, 1997.

5. Крупное А. И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.

6. Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

7. Седых Р. К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М., 1994.

8. Филатова Е. С. Соционика для вас. Новосибирск, 1993.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып 1,2,3. М., 1992.

10. Люшер. Цвет вашего характера. М., 1997.

11. Тайна характера. Чтение характера по лицу. Харьков, 1996.

12. Тайна характера. Психологические типы. Харьков, 1996.

13. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

14. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1997.

15. Бороздина А. В. Психология характера. Исторический очерк. МГУ, 1997.

16. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.

17. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М., 1997.

18. Собчик Л.Н. Характер и судьба. М., 1996.

19. Еникеева Д. Плохой характер или невроз? М., 1997.

20. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997.

21. Хорни К. Собр. соч. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., 1997.

22. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.

23. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.

24. Шадриков В.Д. Способности человека. М.; Воронеж, 1997.

25. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивация. М., 1998.

26. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

27. Альберти, Эммонс. Самоутверждающее поведение: выпрямись, выскажись, возрази. СПб., 1998.

28. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 1997.

29. Делакур Ж. Б. Большой словарь характеров. Ростов н/ Д, 1997.

30. Кляйн Мелани. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. Спб., 1997.

31. Коваль Н.А., Родионова Е.В. Методика исследования индивидуального духовного пространства. М.; Тамбов, 1997.

32. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. Псих. тр. М., 1996.

 

Глава 6 Социально-психологические феномены

 

Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к Другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

1. Психология общения

1.1. Функции и структура общения

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся: 1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины длявсех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего сообщения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то

говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1)открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница встепени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) вконфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Виды общения

1. «Контакт масок»— формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение,когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут ли последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

i Формально-ролевое общение,когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

 

4. Деловое общение,когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общениедрузей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение.Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1)вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общенияиной: 1) принцип кооперативное™: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежливости», а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения— реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками изнания правил общения. Техника общения —

совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.

Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу». Из сопоставления этих двух факторов-векторов по кругу Лири выявляет 8 индивидуальных стилей общения:

 

 

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции трансактного анализа (Э. Берн).

1.2. Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня — или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения).

р — р р-^^— р

Вз —---- Вз Вз"^*^~~^4^ Вз

Реб----- Реб Реб «^ Реб

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную «взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»).

 

 

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совладает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

1.3. Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и