Краткое название подструктуры 1 страница

Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других,владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система.Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

Абстракция— это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная свыделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (илигенерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях,поэтому основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения.

3.2. Понятие и представление

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Первая точка зрения о взаимосвязи понятия и представления принадлежит еще Дж. Локку. Она очень хорошо иллюстрируется с помощью коллективных фотографий Ф. Гамильтона: накладывая множество снимков друг на друга он получал общий портрет, в котором единичные черты стирались, а общие подчеркивались. Таким же образом поначалу представлялся и процесс образования понятий как суммы представлений, однако это неверно. Во-первых, понятие не наглядно, в то время как представление наглядно т. к. связано свосприятием. Кроме того, в понятии раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь. «Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно!» Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания и полнее отражает действительность, чем представление.

С другой стороны, реальное мышление в понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление не просто существуют, а взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.

Суждение— является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение — это форма мышления,

отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными. Надо сказать, что суждение реального субъекте редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. рассуждение— это работа мысли над суждением.

Умозаключение— форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод впроцессе мышления от частного к общему, установление обших законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Рассуждение является обоснованием,если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное — умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, вчастности, элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся вочень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для

объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае.

jBнепосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменений ситуаций, которое оно вносит, и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающем не непосредственно в самом ходе действия.

Такая мыслительная операция предъявляет и свои специфические требования, такие как более изощренная наблюдательность и внимание к отдельным деталям, умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит в теоретическое обобщение, а также способность быстро переходить от размышления к действию и обратно. Это последнее требование для систематических, медлительных умов часто воспринимается как перебои в мыслительном процессе.

Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса. Если в одном случае стимулом служит непосредственная необходимость выйти из затруднения, то в другом — стимулом является результат разрешения теоретической проблемы.

Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т. д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному). Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (поиска и открытия существенно нового) является формирующимся, т. е. изначально полностью не заданным, не запрограммированным, и поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируются в этом

процессе, а не привносятся в него извне уже в законченном виде.

Мотивация мышления бывает по крайней мере двух типов: специфически познавательная и неспецифическая. В первом случае побудителями мыслительной деятельности являются познавательные интересы и мотивы, т. е. стремление узнать что-то новое (например, детская любознательность). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не собственно познавательных интересов. Например, школьник может начать решать задачу не из желания узнать и открыть что-то новое, а лишь потому, что взрослые обещают ему за это специальное вознаграждение, или потому, что он не хочет отстать от товарищей, и т. д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникает и чисто познавательный интерес к тому, что он делает.

Возникают вопросы: 1) как на решение мыслительной задачи или проблемы влияют мотивы, сформировавшиеся до ознакомления с этой задачей? и 2) какие мотивы формируются в самом мыслительном процессе решения задачи, в частности, как формируются при этом специфически познавательные мотивы?

Всякая мотивация (в том числе специфически познавательная) обращена в будущее — на достижение будущего желаемого результата, выступающего в качестве цели. Любое мышление тоже обращено в будущее, поскольку оно (мышление) есть прогнозирование вначале неизвестного и потому искомого решения задачи и проблемы. Этим определяется значительная взаимосвязь между мышлением как процессом (прогнозирования как искомого) и его мотивацией. Тем самым образуются непрерывные взаимопереходы между процессуальным и личностным аспектами мышления. Мышление как прогнозирование это всегда неразрывное единство процессуального и личностного, прежде всего мотивационного, аспектов.

Например, человек начинает решать мыслительную задачу не потому или не только потому, что она его интересует в познавательном плане, но также в силу других причин (в частности, на основе престижных мотивов во время соревнования, на экзаменах и т. д.).

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления— это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельностьмышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкостьмысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума— способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливостьума проявляется втом, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзенк).

Критичность ума— умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Можно выделить индивидуальные стили мышления (А. А. Алексеев, Л. А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз Синтезатора — «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят строить теории и свои выводы строят на основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях, легко без внутреннего сопротивления воспринимают разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков — «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «сегодня сделаем так, а там посмотрим…» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всесторонне рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склонны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, и «реальным» язляется только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

3.3. Способы активизации мышления

Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм»,или брейнсторминг.Метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма»:

1. Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения сте-реотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, то есть состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.

«Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики,предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов.Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализазаключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов,который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?» и т. д.

Есе рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

3.4. Расстройства мышления

Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и уровни расстройств мышления, степень его отклонения от стандартов, «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных расстройств мышления, которые встречаются у вполне здоровых людей и группу расстройств мышления,

которые носят выраженный и устойчивый болезненный характер.

Во второй группе существенных расстройств можно выделить следующую классификацию расстройств мышлени-я, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

• снижение уровня обобщения,

• искажение уровня обобщения.

2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления:

• разноплановость мышления,

• резонерство.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

• лабильность мышления или «скачка идей»,

• инертность мышления или «вязкость» мышления,

• непоследовательность суждений,

• откликаемость.

4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:

• нарушение критичности мышления,

• нарушение регулирующей функции мышления,

• разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных нарушений мышления.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются как снижение уровня обобщения, когда затруднено выделение общих признаков предметов, а в суждениях преобладают непосредственные представления о предметах, устанавливаются лишь конкретные связи между предметами. Классифицировать, находить ведущее свойство предметов, выделять общее становится почти невозможным, человек не может улавливать общий переносный смысл пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. При умственной отсталости аналогичные устойчивые проявления, но при деменции (наступающем старческом слабоумии) ранее умственно полноценный человек начинает проявлять нарушения и снижение уровня обобщения. Между деменцией и умственной отсталостью есть различие: умственно отсталые люди очень медленно, но способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и владеют остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, они необучаемы.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что человек в своих суждениях отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание, хотя и может руководствоваться чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами, например, гриб, лошадь, карандаш такой больной относит в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим», или объединяет «жук, лопата», объясняя: «лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле», или объединяет «часы и велосипед», объясняя: «оба измеряют, часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляются разнообразно:

• Лабильность мышления, или «скачка идей», — человек не успевает закончить одну мысль, как уже переходит к другой, каждое новое впечатление меняет направление мыслей, человек беспрерывно говорит, без всякой связи, смеется, хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

• Инертность, или «вязкость мышления», — когда люди не могут менять способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях, человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения, поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не может выполнить задание по классификации даже на конкретном уровне, т. к. каждая картинка выступает как единичный экземпляр и он не может переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

• Непоследовательность суждений — когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. На фоне утомляемости и колебания настроения это может встречаться и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия выражены у 80 %

66 % больных с маниакальным психозом. Колебания вызывались не сложностью материала, они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной работоспособности.

• «Откликаемость» — когда неустойчивость способа выполнения действий проявляется в чрезмерной форме, правильные действия чередуются с нелепыми действиями, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в том, что человек неожиданно реагирует на различные случайные раздражители окружающей обстановки, к нему не адресованные, в результате нормальный ход мыслительного процесса становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, и человек временами правильно реагирует, а временами его поведение крайне нелепо, он не понимает, где он находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных является следствием снижения уровня активности коры мозга и способствует разрушению целенаправленности умственной деятельности. Такие нарушения мышления встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

• «Соскальзывание» заключается в том, что человек, правильно рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенную ошибку, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами человека, поэтому нарушения мотиваци-онного, личностного компонента мышления проявляются как:

• разноплановость мышления, когда суждения о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях. Причем суждения непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, действия человека лишаются целенаправленности, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения мышления встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность расматриваемой проблемы, теряя цель и переключаясь на эмоционально субъективное отношение. «Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности, обыденные предметы на-

чинают выступать в роли символов. Например, больной с бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи, т. к. печенье для него выступает как символ печи, в которой его должны сжечь. Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах. Резонерство — многоречивые, бесплодные рассуждения, вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность человека «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений». Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей, но при сильных эмоциях, аффектах, чувствах, когда суждения человека под влиянием чувства становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность, либо мысли человека могут остаться правильными, но перестают регулировать его поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, в крайних случаях вплоть до «невменяемости». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо чтоб разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния, либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанности».

Нарушение критичности мышления. Нарушение умения обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, не замечая не только частичных ошибок, но даже абсурднсти своих действий и суждений. Но эти ошибки могут исчезать, если кто-то посторонний заставит данного человека проверить свои действия, но чаще реагируют: «и так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям, лишены целенаправленности и действия, и мышление человека. Подобное нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. Павлов писал: Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего поряд-

ка. Гораздо более точная мера ума — это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

• «Разорванность мышления» — когда человек часами может произность монологи, независимо от присутствия других людей, причем в длительных высказываниях нет никакого рассуждения, отсутствует связь между отдельными элементами высказываний человека, нет какой-либо содержательной мысли, лишь непонятный поток слов. Т. е. речь в этом случае не является орудием мысли, не является средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как проявление речедвигательных автоматизмов.

• При эйфории, повышенном настроении, увлеченности (у некоторых людей — в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.