Характер власти императора

Система власти в России в 1906-феврале 1917 г.

Император
Государственный Совет
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия
Государственная Дума
Святейший Синод
Правительствующий Сенат
Совет министров

 

 


 

«Императорская власть – самодержавная и неограниченная власть»

Свод законов Российской империи 1832 г.

 

«Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».

Свод законов Российской империи 1906 г.

 

· Глава исполнительной власти: назначал и смещал министров, руководил внешней политикой, имел право объявлять войну, заключать мир, являлся верховным главнокомандующим.

· Законодательную деятельность осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом. (Ст. 86 ОЗ РИ : «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Госсовета и Госдумы и воспринять силу без утверждения императора»).

· Обладал правом издавать высочайшие указы в перерывах между сессиями Думы.

· Обладал правом вето на любой законопроект, одобренный Госдумой и Госсоветом. Законопроект, отклоненный императором, нельзя было повторно рассмотреть в ту же сессию Госдумы (ст. 112 ОЗ РИ).

· Обладал правом созыва Госдумы и право роспуска до истечения 5-летнего срока, право определять сроки сессии Госдумы.

 

 

Государственный Совет

· Законодательный орган. 196 чел.:

► ½ назначается императором пожизненно. Но ежегодно пересматривает списки.

► ½ избирается от учреждений и организаций на основе высокого

имущественного ценза губернскими земскими собраниями, дворянскими

обществами, духовенством, университетами (от Финляндского сейма – 2 чел., от Синода – 6 чел. и т.д.).

Избирался на 9 лет, каждые 3 года обновляется 1/3 состава.

· Имел право принимать или отклонять законопроекты, принятые Госдумой. Законопроект, принятый Госсоветом, шел на утверждение императору. Законопроект, отклоненный Госсоветом, считался не принятым. Его можно было повторно рассмотреть в ту же сессию Госдумы, но с разрешения императора (ст. 112 ОЗ РИ).

 

Государственная Дума

· Созывалась сроком на 5 лет.

· Сроки выборов, продолжительность сессии, право роспуска принадлежало императору. Этим правом Николай воспользовался дважды, распустив I и II Госдуму.

· Имела право рассматривать и принимать законы, которые далее поступали в Госсовет.

· Не имела права изменять и дополнять Основные законы РИ.

· Утверждала государственный бюджет, но не могла обсуждать доходы и расходы военного министерства, доходы и расходы министерства императорского двора, т.е. бюджет царской фамилии.

 

Механизм принятия закона

 

Законопроект, предложенный министерством, рассматривается на думском совещании (председатель Думы, секретари Думы и их товарищи)

Предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий Думы Заключение утверждается на общем заседании Думы

Законопроект направляется в комиссию. Комиссия даёт экспертную оценку Законопроект вместе с заключением комиссии выносятся на непосредственное обсуждение депутатами Думы. Каждый законопроект рассматривается в 3-х чтениях. Затем голосование в целом Законопроект

направляется в Государственный Совет На подпись царю Закон.