Металлов в России и странах ЕЭС

 

Металлы Россия ЕЭС (WHO)
Для питьевой воды (мг/л) Кадмий Свинец Ртуть Никель Цинк   0,0010 0,0300 0,0005 0,1000 1,0000   0,005 0,050 0,001 нет 5,000
Для атмосферного воздуха (мг/м3) Кадмий Свинец Ртуть Никель Цинк   0,0003 0,0003 0,0003 0,0010 0,0080   0,000001 0,0005 0,0001 нет нет

 

Долгое время основное внимание ученых России было сконцентрировано на установлении и использовании гигиенических нормативов, как единственного инструмента управления качеством окружающей среды, что было записано в основных нормативно-правовых документах. В связи с этим в нашей стране категория «риск» и соответственно его регулирование не получили широкого развития в качестве инструмента в деятельности практических учреждений Госсанэпидслужбы.

Формируемая в настоящее время в России государственная система управления риском в обществе предназначена, в первую очередь, для представителей законодательной и исполнительной власти, а также лиц, которые несут ответственность за принятие решений в области обеспечения безопасности населения. Она основана на следующей системе руководящих принципов:

- стратегическая цель управления риском — стремление роста благосостояния общества при обязательном положительном балансе «выгода—ущерб». Для практической реализации этого принципа предлагается характеризовать риск (ущерб) для населения величиной сокращения средней продолжительности предстоящей жизни, а выгоду — величиной ее продления;

- тактическая цель управления риском — стремление к увеличению в обществе средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, в течение которой личность может вести полнокровную и деятельную жизнь в состоянии физического, душевного и социального благополучия;

- управление риском может быть эффективным и последовательным при учете всего совокупного спектра факторов, потенциально опасных для здоровья человека;

- политика в области управления риском должна реализовываться в рамках ограничений воздействия на природные экосистемы.

При принятии решения по оценке риска структура его обеспечения близка к структуре обеспечения социально-гигиенического исследования. Она включает:

1. Организационное обеспечение — обеспечение основным и вспомогательным персоналом, координация при принятии решения с заинтересованными ведомствами и организациями, органами управления;

2. Информационное обеспечение — информация о доступных данных, способах их аналитической обработки, программное обеспечение, графическая информация, доступ к базам данных, сетям мониторинга;

3. Научно-методическое обеспечение — методические, нормативные материалы, квалифицированные эксперты, научно-исследовательские организации различного профиля;

4. Техническое обеспечение — средства оргтехники, транспорта, контрольное и лабораторное оборудование, вычислительная техника, средства связи;

5. Финансовое обеспечение — устойчивое финансирование, оплата труда и всех видов обеспечения.

Разработка и реализация системы управления рисками ставит своей целью более ускоренное и эффективное решение проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия при помощи концентраций усилий воздействия на определенный объект или явление.

Необходимо отметить, что действующая в нашей стране государственная система нормирования факторов окружающей среды имеет большое преимущество: она ориентирована на то, что медико-экологическое регламентирование должно не только обеспечивать предупреждение появления заболеваний среди населения, но и создавать наиболее комфортные условия жизни. Например, нормирование примесей в питьевой воде включает определение ее органолептических свойств.

В России активно развиваются подходы к оценке окружающей среды в согласии с национальной концепцией, определяющей, какой именно эффект может считаться неблагоприятным, и, в то же время, учитывать достижения зарубежных исследований. Такое объединение концепций и подходов к решению задач обеспечения здорового образа жизни в окружающей нас среде позволит отслеживать сложившуюся эколого-гигиеническую ситуацию, прогнозировать будущую и своевременно принимать решения в текущих и экстренных случаях.

Глава 12. МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И