Лекция №5 - Стандарты информационной безопасности распределенных систем

Ссылки на дополнительные материалы (печатные и электронные ресурсы)

Вопросы для самоконтроля

Выводы по теме

Требования доверия

Вторая форма требований безопасности в "Общих критериях" – требования доверия безопасности.

Установление доверия безопасности основывается на активном исследовании объекта оценки.

Форма представления требований доверия, та же, что и для функциональных требований (класс – семейство – компонент).

Всего в "Общих критериях" 10 классов, 44 семейства, 93 компонента требований доверия безопасности.

Классы требований доверия безопасности:

1. Разработка (требования для поэтапной детализации функций безопасности от краткой спецификации до реализации).

2. Поддержка жизненного цикла (требования к модели жизненного цикла, включая порядок устранения недостатков и защиту среды разработки).

3. Тестирование.

4. Оценка уязвимостей (включая оценку стойкости функций безопасности).

5. Поставка и эксплуатация.

6. Управление конфигурацией.

7. Руководства (требования к эксплуатационной документации).

8. Поддержка доверия (для поддержки этапов жизненного цикла после сертификации).

9. Оценка профиля защиты.

10. Оценка задания по безопасности.

Применительно к требованиям доверия (для функциональных требований не предусмотрены) в "Общих критериях" введены оценочные уровни доверия (их семь), содержащие осмысленные комбинации компонентов.

Степень доверия возрастает от первого к седьмому уровню. Так, оценочный уровень доверия 1 (начальный) применяется, когда угрозы не рассматриваются как серьезные, а оценочный уровень 7 применяется к ситуациям чрезвычайно высокого риска.

1. Стандарт ISO/IEC 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий" (издан 1 декабря 1999 года) относится к оценочным стандартам.

2. "Общие критерии" являются стандартом, определяющим инструменты оценки безопасности информационных систем и порядок их использования.

3. "Общие критерии" содержат два основных вида требований безопасности:

· функциональные – соответствуют активному аспекту защиты – предъявляемые к функциям безопасности и реализующим их механизмам;

· требования доверия – соответствуют пассивному аспекту – предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации.

4. Угрозы безопасности в стандарте характеризуются следующими параметрами:

· источник угрозы;

· метод воздействия;

· уязвимые места, которые могут быть использованы;

· ресурсы (активы), которые могут пострадать.

5. Для структуризации пространства требований в "Общих критериях" введена иерархия класс – семейство – компонент – элемент.

6. Классы определяют наиболее общую, "предметную" группировку требований (например, функциональные требования подотчетности).

7. Семейства в пределах класса различаются по строгости и другим тонкостям требований.

8. Компонент – минимальный набор требований, фигурирующий как целое.

9. Элемент – неделимое требование.

1. Какие виды требований включает стандарт ISO/IEC 15408?

2. Чем отличаются функциональные требования от требований доверия?

3. В чем заключается иерархический принцип "класс – семейство – компонент – элемент"?

4. Какова цель требований по отказоустойчивости информационных систем?

5. Сколько классов функциональных требований?

Основные:

1. Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. – М: Интернет-Университет Информационных Технологий – ИНТУИТ. РУ, 2004.

2. Щербаков А. Ю. Введение в теорию и практику компьютерной безопасности. – М.: Издательство Молгачева С. В., 2001.

3. www.infotecs.ru/gts/ – Сервер Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации.

4. Галатенко В. А. Основы информационной безопа.сности. – М: Интернет-Университет Информационных Технологий – ИНТУИТ. РУ, 2003.

5. Карпов Е. А., Котенко И. В., Котухов М. М., Марков А. С., Парр Г. А., Рунеев А. Ю. Законодательно-правовое и организационно-техническое обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем и информационно-вычислительных сетей / Под редакцией И. В. Котенко. – СПб.: ВУС, 2000.

6. www.jetinfo.ru.