Человек - разрушитель и созидатель

 

Детальные исследования показали, что в биосфере происходят процессы, ведущие к ее деградации и разрушению. Особенно быстро эти процессы идут на суше. Причина деградации и разрушения биосферы - человек и его стихийная деятельность, которая вошла в противоречие с окружающей средой, включающей всю остальную жизнь (помимо человека), которая не может меняться так быстро, как человек меняет технологии, перейдя от эволюции к прогрессу. Таким образом, эволюция не может приспособиться к прогрессу, так как скорость смены технологий при прогрессе на 5 порядков выше скорости смены биотических "технологий". Тем не менее это обычно не понимается или не признается. Считается, что эти движущиеся с такими разными скоростями явления можно совместить и согласовать (коэволюция) или управлять ими. Обычно за этими утверждениями лежат определенные взгляды на человека и его роль в биосфере.

Наиболее распространен взгляд на человека и его роль в биосфере как на бога. Эта мысль была высказана еще в Ветхом завете: "И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". В более наукообразной современной форме эта же мысль выражена следующим образом: "... главный, научно установленный эволюционный принцип: человек — закономерный этап эволюции, своего рода выдвижение биосферы с целью устранения стихийности ее развития и перехода к эволюции, управляемой разумом, — ноосфере".

Подобный взгляд в настоящее время широко распространен. Он фетишизирует возможности человека и его технологическую мощь, но истоки такого взгляда легко идентифицируются.

На самом деле эта точка зрения не имеет никакой "научно установленной" основы, какие бы красивые и "внушительные" слова ни употреблялись по этому поводу. Это скорее вера, в которой человек сам себя провозгласил высшим достижением Природы, высшей ценностью, ради которой можно уничтожить всю остальную природу. Из такого взгляда следует, что у эволюции была единственная цель — создать человека. Но у эволюционистов пока нет единого взгляда на существование у эволюции "цели", как и "предсказуемости". По поводу последнего можно напомнить, что средняя скорость видообразования по палеонтологическим данным составляет 3 млн лет для одного вида. При таких темпах изменений можно предсказывать что угодно, но невозможно проверить результат.

Естественно, человеку хочется быть богом или, по крайней мере, полубогом. Человеку хочется чуда, особенно в смутные времена. Ему хотелось бы быть бессмертным, особенно когда он болен или стар. Но весь опыт свидетельствует, что высоко скоррелированные образования в системах, получающих энергию извне (как, например, биосфера, существующая за счет энергии Солнца), всегда распадаются, будь то облака, смерчи или живые организмы. Непредвзятому человеку очевидно, что не Бог создавал человека по своему образу и подобию, а человек создает богов по своему образу и подобию. Бог у человека — это тот же человек, который может использовать для своих действий дополнительные мощные источники энергии.

На подобных взглядах построены многие религии, философские доктрины, идеологические системы, художественная литература, и в частности научная фантастика. В них человек выступает как покоритель и созидатель, которому доступны любые вершины познания. Подобные взгляды широко распространяются и пропагандируются. В результате у человека сформировались стереотипы, которые позволяют ему считать себя творцом своего окружения. Такие же стереотипы возникают и в сообществах, в том числе государствах. И хотя одни государства приняли централизованное управление экономикой, другие — рыночную систему, третьи сформировали синтез этих систем, но все они по убеждению или невежеству фактически следуют принципу вседозволенности по отношению к дикой природе.

Человек оказывается создателем и строителем только внутри созданной им самим системы. Внутри нее он сформировал искусственную среду обитания. Но эта созидательная деятельность оказалась весьма плачевной для многих стран мира: к началу XXI в. мир оказался разделенным по экономическому признаку на развитые и развивающиеся страны. В развитых странах потребление на душу населения в среднем на порядок выше, чем в развивающихся. Выясняется, что проблема глобального экономического неравенства и преодоления нищеты и голода посредством наращивания производства неразрешима.

По прогнозам приблизить потребление развивающихся стран к современному уровню развитых можно при ежегодном приросте потребления в развивающихся странах на 2 % (тогда к концу XXI в. оно увеличится в 8 раз). Учитывая, что численность населения в развивающихся странах за это время увеличится в 2,6 раза, валовой продукт этих стран должен возрасти в 20 раз.

Такое развитие может привести только к окончательному разрушению биосферы суши. К тому же развитые страны не будут стоять на месте, а продолжат наращивание своей экономической мощи. Возникает явное противоречие между экономическим ростом и окружающей средой, которое уже сейчас демонстрирует отклонение от устойчивого состояния. Таким образом, наряду с глобальным экологическим кризисом имеет место и глобальный социальный кризис.

Выступая созидателем и строителем внутри своей системы, внутри своего глобального сообщества, человек, в то же время, оказывается разрушителем биосферы — биоты и окружающей ее среды. При этом, чем быстрее идет экономическое созидание, тем выше скорость и шире масштаб разрушения биосферы. Тем не менее развивающиеся страны, как и развитые, считают, что решение проблем нищеты и голода невозможно без экономического роста, закрывают глаза на уже разразившийся экологический кризис на Земле и не желают признавать тот факт, что продолжение подобного развития приведет к окончательному разрушению биосферы.

Развитые страны, хотя и выдвигают на передний план проблему защиты окружающей среды, тем не менее продолжают ставить своей целью экономический рост, но на основе ресурсосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. Такой же путь они предлагают развивающимся странам, однако последние не располагают ресурсами для внедрения дорогостоящих ресурсосберегающих технологий, способных снизить давление на биоту. Главное заключается в том, что такое решение уже запоздало, поскольку человечество давно превысило порог допустимого возмущения биосферы.

Человек, считая себя верховным существом по отношению к дикой природе, присвоил себе право на ее перестройку и разрушение, даже не пытаясь применить в своей практической деятельности выводы из неполных и неточных знаний о том, как и почему возникла биосфера, какими законами управляется и как зависит от этих законов сам человек и возможность его выживания.

В результате подобной созидательно-разрушительной деятельности, в особенности в XX в., возникли серьезные глобальные противоречия, характерные для всех государств: между научно-техническим прогрессом и окружающей средой, между экономическим ростом и населением, между решением социальных проблем и населением, между населением и окружающей средой и между решением социальных проблем и окружающей средой.

Другой взгляд на человека состоит в попытке определить его место в сложнейшей системе — биосфере не как верховного существа, а как одного из многочисленных видов, каждый из которых выполняет определенную работу в этой системе. Теория биотической регуляции окружающей среды, охватывающая широчайший круг вопросов и в том числе обозначающая место и предназначение человека в биосфере, может служить основой формирования такого взгляда.