В. Контр-технологии в избирательной кампании

Слухи как инструмент предвыборной борьбы

Слухи обычно используется как вариант контрагитации, но применимы и как "грязная" технология.

Слухи – это эмоционально значимое для избирателя сообщение, которое передается по каналам межличностной устной коммуникации. Как правило, слухи – это результат народного творчества. Преимущества:

§ очень эффективная форма агитации и пропаганды (контр-пропаганды), потому, что информации, полученной от родственника или коллеги, мы всегда доверяем больше, чем рекламному тексту.

§ малозатратное средство продвижения, потому что единожды запущен, далее не требует средств на свое продвижение, самостоятельно перемещаясь от носителя к носителю. Именно поэтому слух называют «самодвижущейся коммуникативной единицей».

Слухи являются самым неконтролируемым и трудноуправляемым видом коммуникации.

Условия возникновения слухов:

§ интерес аудитории к теме;

§ дефицит официальной информации по ней.

Особенности и преимущества слухов:

§ невозможно отследить источник возникновения слухов;

§ невозможно привлечь к ответственности их автора и распространителей;

§ трудно выявлять и отслеживать слухи;

§ опровержение слухов, как правило, вызывает только их усиление и более активную циркуляцию.

Для опровержения слухов необходимо пользоваться совершенно другими технологиями, сходными по тактическим приемам с технологиями, используемыми в кризисных ситуациях.

Естественно, что слухи используются как инструмент предвыборной агитации, точнее контрагитации.

Существует несколько механизмов запуска слухов:

§ через легальные СМИ, которые осуществляют "утечку" информации;

§ анонимные листовки и другие печатные агитматериалы;

§ с помощью "слухачей", т.е. персонажей, способных влиять на массы.

При создании слухов необходимо учитывать следующие особенности массового сознания:

§ Простота. Слухи – это простые по содержанию сообщения.

§ Черно-белое мышление, т.е. сообщение должно быть чему-то противопоставлено. Массовое сознание использует довольно простые схемы: "хороший – плохой", "красный – белый", "да – нет".

§ Эмоциональность, т.е. он должен задевать чувства, поэтому должен подгоняться под простые мелодраматические сюжеты

§ Сглаживание углов, т.е. отсутствие сложных деталей с точки зрения массового сознания.

§ Выпячивание, т.е. искусственное преувеличение какой-либо детали сообщения (гиперболизация: "украли имущества не на десять, а на сто тысяч").

§ Характеристики целевой аудитории, т.е. слух должен быть целенаправленным.

§ Для слух нужен информационный повод, который неадекватно комментируется официальными СМИ.

Разновидности слухов

§ Слух-прогноз, предвещающий повышение спроса на нашу продукцию.

Пример. В одном городе магазин был затоварен алюминиевыми бидонами. Был пущен слух, что в городе со дня на день будет отключена вода – и все кинулись закупать емкости для воды (пример из книги И. Викентьева «Приемы рекламы и public relations»).

§ Слух-дискредитация, негативно позиционирующий наших конкурентов.

Пример. Никому не удалось доказать, что сюжет на телевидении (и последующие слухи) о том, что в Голландии несколько человек отравились «Фантой», был запущен «дружественным» производителем – компанией Pepsi Со. Но факт, что эти слухи нанесли определенный удар по позициям Соса-Cola, в доказательствах не нуждается.

§ Слух-скандал, привлекающий внимание к объекту.

Пример. Саратовский магазин «Эгоист», торгующий модной одеждой, как-то провел оригинальную акцию, наняв граффитчиков, которые расписали несколько заборов в городе логотипами компании. Помимо эффекта от непосредственно наблюдения потребителями логотипа, был получен дополнительный эффект от обсуждения в целевых аудиториях этой акции, проведенной на грани эпатажа.

Электоральные провокации

Основная цель – дискредитация кандидата-соперника в глазах избирателей. Электоральные провокации – непопулярные действия от имени кандидата-соперника среди его целевой аудитории.

Условия:

§ четкий просчет целевой аудитории соперника.

§ четкая привязка этих действий к имиджу соперника, с целью его дискредитации.

Интеллектуальный вид электоральных провокаций – навязываемый сценарий, по которому вынуждают действовать избирательный штаб соперника и что приводит к падению его рейтинга.

Подобного рода провокации требуют четкой и продуманной работы и редко удаются в полной мере.

Виды электоральных провокаций:

1. "Грязная" агитация, якобы от имени соперника, дискредитирующая его.

Примеры:

§ Ночные звонки избирателям, якобы с целью агитации за другого кандидата.

§ Наклеивания на двери квартир и витрины магазинов агитационной продукции соперника, причем наклеивание на белую эмаль.

§ Можно "расписать" черной краской фасады домов со словами поддержки кандидата-соперника.

§ ЖКХ, ремонтные работы накануне выборов.