Осуществление экспортного контроля. 1 страница

Отличительной особенностью создаваемых в отдельных городах собственных Советов безопасности является то, что фактически они создаются на уровне глав администраций городских органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти.

Такое положение соответствует требованиям действующего законодательства. Например, к вопросам местного значения городского округа, в контексте исследуемой проблемы, на законодательном уровне, наряду с другими, отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения... <1>.

--------------------------------

<1> См., например: пункты 8 - 12 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 октября.

 

Отношение к этим сравнительно новым государственным структурам неоднозначное. В частности, высказывается точка зрения о том, чтобы они обладали не координирующими полномочиями, а только консультативными. В то же время нельзя не заметить, что в Российской Федерации формируется, а если быть более точным, восстанавливается иерархическая система действующих на постоянной основе специальных субъектов реализации чрезвычайного законодательства, наделяемых полномочиями по обеспечению безопасности функционирования личности, общества и государства.

В СССР подобными полномочиями обладали "суженные заседания" (так называемые "СЗ"), создаваемые при первых секретарях горкомов, обкомов, крайкомов и республик ЦК КПСС. На них обсуждались и принимались решения по вопросам гражданской обороны, мобилизационной подготовки и выполнению мероприятий по плану расчетного года.

Отечественная история, зарубежный опыт и современная действительность свидетельствуют о том, что Совет Безопасности Российской Федерации, а также подобные структуры на других управленческих уровнях фактически являются основными субъектами в сфере определения концептуальных начал и в процессе реализации национальной безопасности России.

Для дальнейшего повышения эффективности деятельности этих субъектов реализации чрезвычайного законодательства назрела необходимость в повышении их правового статуса. На законодательном уровне в круг их полномочий целесообразно включить право на осуществление руководящих, контрольных и надзорных функций в сфере реализации мер, направленных на надежное обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Новый характер угроз повлек за собой радикальную перегруппировку различных коалиций и союзов между государствами, в том числе и в рамках СНГ с участием Российской Федерации. В 1992 г. шесть государств (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Узбекистан) подписали Договор о коллективной безопасности <1>. Затем на его основе была создана новая структура - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в состав которой вошли: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения. 7 октября 2002 г. были приняты Устав и Соглашения о правовом статусе Организации, в последующем ратифицированные Федеральным Собранием Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<1> Владимир Рушайло. Пресечь на стадии замысла // Российская газета. 2002. 25 декабря.

<2> См.: Федеральный закон Российской Федерации от 26 мая 2003 г. N 56-ФЗ "О ратификации Устава Организации Договора о коллективной безопасности" и Федеральный закон от 26 мая 2003 г. N 57-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности" // Российская газета. 31 мая 2003 г.

 

Основным ее предназначением является борьба с международным терроризмом с привлечением правоохранительных структур и спецслужб стран-участниц в рамках многосторонних и двухсторонних соглашений, реализации совместных программ и проведения специальных совместных операций. Созданы коллективные силы быстрого развертывания. В их составе имеется авиация. Предусмотрено оказание военной и военно-технической помощи государствам-участницам.

Основными функциями системы безопасности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Важнейшим элементом системы безопасности выступают государственные органы обеспечения безопасности. Они образуются в структуре исполнительной власти для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности и включают в себя: Вооруженные Силы; органы безопасности Российской Федерации, государственной охраны, внутренних дел, внешней разведки, таможенные; формирования ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; пограничную службу; внутренние войска; другие государственные органы обеспечения безопасности, для которых обеспечение безопасности является основным видом деятельности.

Закон РФ "О безопасности" объединяет их под наименованием "силы обеспечения безопасности". Этот же нормативный акт запрещает создание органов обеспечения безопасности, не установленных законодательством.

Полномочия по руководству государственными органами обеспечения безопасности распределяются следующим образом. Президент Российской Федерации:

- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе стратегию обеспечения его внутренней и внешней безопасности;

- осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности; контролирует и координирует их деятельность;

- возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

- в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

- при отсутствии и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- не реже одного раза в год представляет Федеральному Собранию доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

- в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органов исполнительной власти.

Федеральные министерства и ведомства:

- в пределах своей компетенции на основе законодательства обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

- разрабатывают внутриведомственные акты по обеспечению безопасности.

 

18.2. Понятие, содержание и правовые основы управления

обороной Российской Федерации

 

Оборона является одной из важнейших функций государства. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ оборона находится в ведении Российской Федерации.

К правовым основам обороны в Российской Федерации относятся Конституция РФ, а также ряд законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, статуса военнослужащих, оборонного бюджета, гражданской обороны, мобилизации, военного положения, закупок вооружений, статуса оборонного предприятия, государственной тайны, а также другие нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере обороны. Важнейшим из них является Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне". Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Законодательство об обороне устанавливает два административно-правовых режима, связанных с обеспечением обороны, - военное положение и состояние войны.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" военное положение представляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.

В период военного положения Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия независимо от объявления состояния войны. Для осуществления режима военного положения могут создаваться специальные государственные органы, а существующие государственные органы приобретают особые функции. Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" становится органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. В условиях военного положения могут предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и сроков их действия.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации федеральным законом объявляется состояние войны.

Состояние войны означает прекращение с государством (группой государств) мирных отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. К обороне привлекаются пограничные войска, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования.

В соответствии с федеральным законодательством составными частями организации обороны в Российской Федерации являются мобилизационная подготовка, мобилизация, гражданская и территориальная оборона.

Мобилизационная подготовка и мобилизация определяются Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", а также целым рядом подзаконных нормативных правовых актов.

В соответствии с федеральным законодательством под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики страны, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация может быть общей или частичной. С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об обороне" и другими законодательными актами Российской Федерации полномочиями в области обороны Российской Федерации наделены Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ.

Президент наделен Конституцией и законодательством РФ основными полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны страны.

Ему принадлежат основные полномочия в реализации мер политического характера в сфере организации обороны. К этим полномочиям, в частности, относятся:

- определение основных направлений военной политики Российской Федерации;

- утверждение военной доктрины Российской Федерации;

- введение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации в области обороны.

Президенту РФ, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, принадлежат и важнейшие полномочия по реализации военных мер, связанных с организацией обороны страны. Так, Президент РФ:

- осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

- в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, направленных против России, отдает приказ о ведении военных действий;

- утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

- присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы;

- утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований;

- издает указы о призыве российских граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы.

Реализуя меры мобилизационного характера, связанные с организацией обороны, Президент РФ объявляет общую или частичную мобилизацию, утверждает мобилизационный план ВС России и план гражданской обороны.

Реализуя в области организации обороны меры правового характера, Президент РФ утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов, Положение о территориальной обороне; вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.

Полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об обороне" обладает и Федеральное Собрание.

Так, Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете, и принимает федеральные законы в области обороны.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами также осуществляет меры по обеспечению обороны страны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Оно руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

Непосредственное управление в области обороны осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами.

Министерство обороны РФ возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил и включает:

1) центральные органы военного управления:

- Министерство обороны РФ,

- Генеральный штаб ВС РФ,

- главные командования видов ВС РФ;

2) органы военного управления военных округов и флотов;

3) органы военного управления соединениями и воинскими частями;

4) местные органы военного управления (военные комиссариаты);

5) начальников гарнизонов (старшие морские начальники), военных комендантов.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, утвердивший Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 05.09.2005 N 1049, от 27.06.2007 N 817, от 23.10.2008 N 1517, от 17.11.2008 N 1624, от 17.11.2008 N 1625).

 

Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации (далее - службы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации и осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.

Основные задачи Минобороны России:

- выработка и проведение государственной политики в области обороны;

- нормативно-правовое регулирование в области обороны;

- нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

- координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

- организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

- поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

- осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

- обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее - международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

К числу центральных органов военного управления относится Генштаб ВС России, который является основным органом оперативного управления. Он разрабатывает предложения по военной доктрине; разрабатывает план строительства ВС России; координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил; разрабатывает государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны; готовит предложения по численности граждан, призываемых на военную службу и военные сборы; осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; организует взаимодействие Вооруженных Сил с другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Генеральный штаб осуществляет и иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о нем.

Начальник Генерального штаба является первым заместителем Министра обороны. Он подчиняется Министру обороны и является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил.

К центральным органам военного управления относятся и главные командования видов Вооруженных Сил РФ: Главное командование Сухопутных войск, Главное командование Военно-воздушными силами, Главное командование Военно-Морским Флотом.

Главное командование вида Вооруженных Сил возглавляет главнокомандующий видом Вооруженных Сил РФ. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно Министру обороны. Он является прямым начальником всего личного состава вида Вооруженных Сил и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид Вооруженных Сил.

Военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации <1> является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 года N 901 "Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации" (в ред. Указов Президента РФ от 10.08.2002 N 880, от 19.11.2003 N 1365, от 03.08.2005 N 918).

 

Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. В состав военного округа как объединения Вооруженных Сил входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.

Границы военного округа как военно-административной единицы, а также количество военных округов в Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Решения о создании, реорганизации и ликвидации военных округов принимаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

Руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями Министра обороны Российской Федерации и обеспечивает контроль за их исполнением.

Главнокомандующий Сухопутными войсками - заместитель Министра обороны Российской Федерации осуществляет управление военным округом в соответствии с решениями Министра обороны Российской Федерации по вопросам, относящимся к своей компетенции.

Для военного округа являются также обязательными директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Взаимоотношения военного округа с дислоцирующимися на его территории объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-техническими и дорожно-строительными воинскими формированиями Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности и федеральными органами государственной охраны (далее именуются - другие войска, воинские формирования и органы) осуществляются в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят указанные войска, воинские формирования и органы, а также в соответствии с директивами Генерального штаба.

Основные задачи военного округа:

- выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против Российской Федерации в границах ответственности;

- поддержание боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных перед ними задач;

- поддержание и совершенствование базы мобилизационного развертывания войск (сил), обеспечивающей их развертывание и решение задач по отражению агрессии против Российской Федерации в границах ответственности, создание запаса мобилизационных ресурсов, резервов для войск (сил), а также участие в подготовке граждан к военной службе и призыве их на военную службу, проведение работы по приему граждан на военную службу по контракту;

- всестороннее обеспечение деятельности войск военного округа, а также других войск (сил), передаваемых в подчинение военному округу;

- противовоздушная оборона войск (сил) и объектов, а также защита Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве в границах ответственности;

- оперативная, боевая и мобилизационная подготовка подчиненных органов военного управления, войск (сил), а также совместная оперативная, боевая и мобилизационная подготовка с другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцирующимися на территории военного округа;

- совершенствование оперативного оборудования территории военного округа в интересах обороны, строительство и эксплуатация объектов военной инфраструктуры;

- подготовка и ведение территориальной обороны;

- восстановление нормального функционирования пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций объектов повышенной опасности Вооруженных Сил, находящихся на территории военного округа, а также выделение войск (сил) и обеспечение их действий при решении задач в чрезвычайных ситуациях в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- создание и содержание неприкосновенного запаса исправных вооружения, военной техники и других материальных средств в объемах, обеспечивающих применение войск военного округа, других войск, воинских формирований и органов, передаваемых в подчинение военному округу в случае угрозы агрессии и при ведении боевых действий;

- эксплуатация, хранение и ремонт вооружения, военной техники и других материальных средств;

- строительство и эксплуатация жилищно-казарменного фонда.

В Российской Федерации предусматриваются следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов, является Калининградский особый район.

В состав военного округа как объединения входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты <1>. Они образуются Министерством обороны применительно к административно-территориальному делению страны и являются его территориальными органами в субъектах Российской Федерации.