Показатели сильных и слабых сторон в конкурентной стратегии организации.
Анализ цепочки ценностей.
Анализ цепочки ценностей – мощный управленческий инструмент для определения того, какие виды деятельности в цепочке потенциально имеют конкурентное преимущество.
Основой формирования главных достоинств являются опыт компании, навыки и условия, сконцентрированные на одном или нескольких компонентах цепочки ценностей.
Чтобы реально оценить конкурентные возможности компании, от менеджеров требуется выполнить 4 действия:
1. Составить цепочку ценностей для фирмы.
2. Изучить связи между различными участками внутри цепочки, а также связи с поставщиками и потребителями;
3. Выявить те виды деятельности, которые являются определяющими для удовлетворения потребности потребителя и успеха на рынке;
4. Провести соответствующую сравнительную оценку издержек компании и сравнить структуру издержек с конкурентами (определить, какие виды деятельности являются главными, а какие эффективнее осуществляются другими фирмами).
Урок анализа цепочки ценностей состоит в том, что укрепление конкурентоспособности компании всецело зависит от умения менеджеров сконцентрировать ресурсы и опыт на тех участках деятельности, где компания может достичь наилучших результатов, обслуживая своих целевых клиентов.
Использование концепции цепочек ценностей и др.инструментов стратегического анализа издержек для определения конкурентоспособности компании необходимо, но недостаточно. Более глубокая оценка проводится в отношении конкурентной силы и конкурентной позиции компании. Элементами такой оценки являются исследования того:
1) насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время;
2) каковы перспективы укрепления или ослабления конкурентной позиции при сохранении применяемой в настоящее время стратегии;
3)какое место занимает компания среди основных конкурентов;
4) имеет ли компания в настоящее время конкурентное преимущество или отстает по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов;
5) какова способность компании защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых шагов конкурентов.
Признаками конкурентной силы являются:
Большая доля на рынке (или лидирующее положение на рынке)
Лидирующая или отличительная стратегия
Растущее количество потребителей и улучшение отношения потребителей к фирме и ее продуктам
Компания улавливает тенденции на рынке лучше, чем ее конкуренты
Компания входит в стратегическую группу с наиболее удачым положением на рынке
Компания концентрируется на наиболее быстрорастущих сегментах рынка
Сильно дифференцированные товары
Более низкие издержки
Уровень прибыли выше, чем в среднем на рынке
Компания обладает технологическим и инновационным преимуществом
Творческий, готовый к переменам менеджмент
Компания готова извлечь выгоду из благоприятной ситуации
Признаки конкурентной слабости
¶ Компания столкнулась с конкурентными недостатками
¶ Конкуренты захватывают ее долю на рынке
¶ Рост доходов ниже, чем в среднем по рынку
¶ Нехватка финансовых ресурсов
¶ Репутация компании у потребителей падает
¶ Компания входит в стратегическую группу с ухудшающимся положением на рынке
¶ Положение компании слабо в наиболее перспективных областях
¶ Высокие издержки
¶ Компания слишком мала, чтобы оказывать влияние на рынок
¶ Компания не в силах противостоять угрозе поглощения
¶ Низкое качество товаров
¶ Недостаток умений и способностей в основных областях
Однако, недостаточно лишь определить области укрепления или ослабления конкурентной позиции. Необходимо выяснить, имеет ли компания чистое конкурентное преимущество (или наоборот) по отношению к основным конкурентам, а также есть ли возможность упрочения рыночной позиции компании и увеличение эффективности ее деятельности в рамках применяемой в настоящее время стратегии. Недостаточно лишь определить уровень издержек компании, нужно провести еще и комплексный сравнительный анализ всех стратегически важных аспектов бизнеса компании.