Основные понятия конкурентоспособности организации.

Тема 5. Конкурентоспособность организации.

Построение дерева целей

«Дерево целей» - это научное графическое изображение подчинения и взаимосвязи целей, которая демонстрирует разделение общей цели на подцели, задания и отдельные действия. Требования к его построению таковы:

a полнота отображения процесса или явления;

a на каждом уровне совокупность подцелей должна быть достаточной для описания целей высшего уровня;

a непротиворечие целей нижнего и верхнего уровня;

a у всех целей должны быть указаны сроки работ.

 

Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:

• цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;

• цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают пехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения кратко­срочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей. Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.

Иерархия целей, которая используется при построении «дерева целей» дала возможность ответить на вопросы об ответственности за достижение различных целей благодаря установлению взаимосвязей между иерархичными уровнями организациями и целями

 

 

1. Основные понятия конкурентоспособности организации.

2.Параметры конкурентоспособности

3. Бенчмаркинг как инструмент определения конкурентоспособности

4. Определение конкурентоспособности методом, основанным на теории эффективной конкуренции

Для реформирования экономики Украины в направлении создания полноценной конкурентной среды и развития конкурентных отношений большое значение имеет исследование понятия конкуренции. Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между предприятиями, которые выступают на рынке с целью обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворение разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли. Конкуренция есть главной движущей силой рынка, а сама продукция является орудием конкурентной борьбы. Конкуренция является объективным экономическим законом развитого товарного производства, действие которого является для товаропроизводителей внешней принудительной силой к повышению производительности труда на своих предприятиях, увеличение масштабов производства, ускорение НТП, внедрение новых форм организации производства, форм и систем заработной платы и т.п.. Действие многих экономических законов происходит в форме принудительных сил конкурентной борьбы, в результате чего конкуренция выступает важной движущей силой развития экономической системы, составной частью его хозяйственного механизма.

 

Экономисты различают четыре вида конкуренции (или конкурентные структуры);

> чистая (или совершенная) конкуренция;

> олигополия;

> монополистическая (или несовершенная) конкуренция

> монополия.

 

Чистая (или совершенная) конкуренция отмечается присутствием на рынке большой группыпродавцов, которые противостоят большой группе покупателей, причем ни одна из этих групп не имеет достаточной силы, чтобы повлиять на цены. Товары имеют четко определенные характеристики, полностью взаимозаменяемые и продаются по ценам, которые определяются только соотношением между спросом и предложением

Такая ситуация встречается на промышленных рынках унифицированных товаров типа сырьевых пищевых продуктов и минерального сырья, а также металлов. Рынки такого типа обычно является организованными, как. например, Лондонская биржа металлов.

При чистой конкуренции детерминантом является игра спроса и предложения. Для фирмы важными переменными являются цена и предлагаемое количество. Единая краткосрочная линия поведения с целью улучшения своего положения для фирмы - это или изменение объема поставок, или изменение объема производства. В долгосрочной перспективе фирме надо лишиться анонимности чистой конкуренции двумя способами:

a дифференцировать свои товары и тем самым уменьшить степень их зависимости
или создать дополнительные затраты для покупателей при переходе на другой товар. Такого результата можно достичь, например, осуществляя строгий контроль качества, который сопровождается политикой укрепления имиджа марки (бренда);

a организовать цепь по этапам технологического цикла, которая обеспечивает
защит) от колебаний спроса сырьевого товара и тем самым создает добавленную стоимость.


Олигополия – это ситуация, когда число конкурентов малое или несколько фирм доминируют, создавая сильную взаимозависимость. На таких рынках каждая фирма хорошо знакомая с действующими силами и маневры любого конкурента ощущаются другими фирмами.

Взаимозависимость между конкурентами тем более сильная, чем меньше дифференцированные их товары. Такую недифференцированную олигополию можно противопоставить дифференцированной олигополии, если товары, по мнению покупателя, имеют важные отличные свойства. Ситуация олигополии чаще всего встречается на рынках товара в стадии зрелости если первичный спрос не расширяется.

Монополистическая (или несовершенная) конкуренция занимает среднее положение между чистой конкуренцией и монополией. Конкуренты многочисленны, и их силы уравновешенные. Однако их товары дифференцированы, то есть, с точки зрения покупателя, они имеют отличные качества, которые воспринимаются всем рынком.

Монополия – это такая конкурентная ситуация, когда на рынке доминирует единственный производитель, который противостоит большому числу покупателей. Монополия является предельным случаем, противоположным чистой конкуренции. На протяжении короткого времени товар такого производителя не имеет в своей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подобная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла, который отвечает ввод)' товара на рынок в секторах, которые рождаются и характеризуются техническими инновациями.

Если монополия существует, фирме начинают угрожать другие фирмы, которые заинтересованные возрастающим потенциалом рынка и высокими прибылями. Ведь важным фактором становится продолжительность монополии. Вследствие быстрого распространения технологических нововведений монополии становятся все эфемернее.

Чаще встречаются случаи государственной монополии, логика которых отличается от логики частных фирм. Этого уже логика не прибыли, а общественного блага.

Конкурентный статус организации – это позиция организации в конкурентной борьбе, своеобразный определитель ее положения на рынке. В этом понимании конкурентный статус используется для определения сравнительных конкурентных позиций организации при формировании стратегических позиций по методу «Дженерал Электрик» – «МакКинси».

Конкурентные преимущества – это характеристики, свойства товара или торговой марки. которые создают для организации определенные преимущества над прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть разнообразнейшими и относится как к самому товару (базовой услуги), так и к дополнительным услугам, которые сопровождают базовую, к формам производства, сбыта или продажа.

Основными методами конкурентной борьбы является улучшение качества, дизайна товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, условий оплаты, внедрение мероприятий инновационной политики, эффективное рекламирование продукции и т.п. Наряду с этим используются «мирные» методы ограничения конкуренции: тайные соглашения о единой политике цен и раздел рынков сбыта. реализацию крупных научно-технических проектов, обмен информацией по разным вопросам научной, технической, рыночной стратегии. Среди неэкономичных методов конкурентной борьбы – финансовые махинации и спекуляции ценными бумагами, промышленный шпионаж, подкуп чиновников государственного аппарата с целью получения правительственных контрактов, субсидий и т.п.

Особенностью современной конкуренции является то, что она ведется не без помощи государства (на международном уровне) и регулируется механизмом антимонопольного законодательства.

Итак, конкуренция является наиболее эффективным средством координации взаимных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность.

Конкуренция порождает конкурентную среду. Конкурентная среда представлена значительным количеством самостоятельных (независимых) организаций, которые стремятся укрепить свое экономических положение, привлекая покупателей благодаря предложению лучших условий продажи сравнительно с конкурентами.

Конкурентоспособность – это способность объекта, которая характеризуется ступенью реального или потенциального удовлетворения им определенной потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяетспособность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами .

Конкурентоспособность организации может быть определена как комплексная сравнительная характеристика предприятия, которая отображает степень преимущества совокупности оценочных показателей его деятельности, которые определяют успех предприятия на определенном рынке за определенный промежуток времени, по отношению к совокупности показателей конкурентов.

Конкурентоспособность организации можно обнаружить только среди группы организаций, которые принадлежат к одной области или выпускают товары-субституты. то есть конкурентоспособность является понятием относительным. Одну и ту же организацию в границах региональной стратегической группы можно признать конкурентоспособной, а на мировом рынке или его сегменте – нет. Оценивают конкурентоспособность организации вообще при условии единой стратегической зоны хозяйствования или любой с созданных в структуре диверсифицированной организации стратегической единицы бизнеса, которые действуют в конкретной стратегической зоне хозяйствования.

Конкурентоспособность фирмы неразрывно связанная с внедрением изменений, то есть с процессом реструктуризации. Но осуществление таких изменений также имеет определенные особенности. Одноразовые, чрезвычайные меры могут на короткое время улучшить конкурентоспособность предприятия, но по-настоящему успешная реструктуризация является продолжительным процессом.

Сейчас большинство украинских предприятий находится ниже зоны конкурентоспособности. И хотя происходят положительные изменения, их нынешние темпы не дают возможности войти в эту зону.

Необходимо вводить ступенчатые изменения, благодаря которым можно достичь зоны конкурентоспособности и оставаться там, проводя ускоренное усовершенствование деятельности. Целью следует ставить сначала выполнение ступенчатых изменений ради обретения конкурентоспособности, а потом переход к активным, быстрым мероприятиям по улучшению деятельности.Для обеспечения конкурентоспособности организации используется преимущественно системный подход к управлению.

Ныне отсутствующая общепринятая методика определения и оценки конкурентоспособности организации.

В мире существует несколько подходов к оценке конкурентоспособности фирмы, основными из которых есть:

> метод, который основан на теории эффективной конкуренции;

> подходы к оценке конкурентоспособности предприятия, которые связывают ее уровень и показателями качества(конкурентоспособности)продукции, которая выпускается

> методы, основанные на теории конкурентного преимущества:

> метод бенчмаркинга.

Указанные методы кардинально отличаются, по своей сущности и базе формирования показателей конкурентоспособности. Использование их может быть удобно в разных си-туациях в зависимости от специфики области, к которой относится исследуемый объект.