Управление посредством выбора стратегических позиций.
Когда впервые разрабатывалась идея стратегического планирования, было ясно, что возможности перехода к новым видам деятельности зависят от того, насколько организация в состоянии успешно в них функционировать. Поэтому при
выборе стратегии исходили из того, что эти новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу организации. Вот почему одним из первых шагов в разработке принципов стратегического планирования стал анализ потенциала организации с точки зрения определения ее сильных и слабых сторон.
Когда стало понятно, что опора на прошлый опыт может быть небезопасна, концепция стратегического планирования претерпела изменения в направлении, показанном на рис:
В условиях внешней нестабильности уровня Н, возможен ряд стратегий, обеспечивающих успех: от Со' до Сп'. Пользуясь методом анализа отклонений от целей, организация выбирает ту стратегию С,/, которая лучше всего отвечает ее целям. Но успех стратегии во внешней среде будет зависеть от ее внутренних организационных возможностей. Существуют две взаимодополняющие группы таких возможностей: функциональные: (НИОКР. маркетинг, производство и др.) и общеуправленческие. Таким образом, пока уровень внешней нестабильности сохраняет для организации значение Н|, успешная реализация стратегии требует возможностей Вф1 и Ву.
Из анализа факторов нестабильности видно, что если в дальнейшем ее уровень будет повышаться (или понижаться) до точки Нг, то значения наилучших для организации стратегий будут располагаться между точками Со2 до С„2. В результате организация должна будет не только перейти к стратегии С,,2, но и располагать возможностями Вф~ и Ву.
Таким образом, в стратегическом менеджменте планирование изменения возможностей сочетается с планированием стратегии. Сложность этой новой процедуры обусловлена тем, что:
• стратегия и организационные возможности связаны друг с другом, как«курица и яйцо»
• в то время как понятие потенциала отдельных производственно-хозяйственных функций (НИОКР, маркетинга,производства и т.д.) в настоящее время хорошо известно и широко применяется на практике, планирование потенциала общеорганизационного управления – новое и сложное понятие.
Возможности общеорганизационного управления основываются на пяти взаимосвязанных компонентах:
• квалификация и кругозор ведущих управляющих;
• общественный климат (культура отношений) внутри организации;
• структура власти:
• методы работы и организационная структура;
•умение общеуправленческого персонала вести организационную работу,
Отличие управления путем выбора стратегических позиций от стратегического планирования состоит в следующем:
1. В дополнении планирования потенциала организации планированием ее стратегии.
2. В ходе реализации планируемой стратегии и планируемого расширения ресурсов ПС возникает необходимость в систематическом преодолении сопротивлений переменам со стороны освоенных источников ресурсов ПС.