Макросреда фирмы

Социальная среда. Наиболее очевидным из социальных факторов является собственно население страны. Структурным и качественным ростом населения занимается демография, и производственной системе следует иметь в виду результаты ее исследований, особенно в области структурных изменений. Высокие темпы роста населения в общем смысле тоже выгодны бизнесу, поскольку означают растущий потенциальный рынок и богатый рынок труда. Соответственно, низкие темпы роста уменьшают и рынок потребителей, и рынок труда. Например, последние десятилетия замедлился прирост населения Британии, однако рынок рабочей силы характеризуется увеличивающейся долей молодежи, что очень выгодно нанимателям рабочей силы. В ближайшембудущем ожидается уменьшение предложения рабочей силы, и эго стимулирует нанимателей по-другому относиться к найму работающих зрелого и пожилого возрастов, больше ценить молодежь и вкладывав больше средств в обучение для увеличения своих выгод при дефиците рабочей силы.

Тенденции в возрастной структуре населения особенно должны волновать предпринимателей, собирающихся выпускать новые виды (марки) изделии. Очень интересными для них могут оказаться темпы рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства. Другая сторона проблемы — пенсионный возраст и растущее число пенсионеров. Многие пенсионеры привыкли к комфортабельному стилю жизни в результате хорошего пенсионного обеспечения. Соответственно, появилось много фирм, занимающих эти ниши в рынках сервиса, одежды, развлечений и т.д. Приведем пример любопытного влияния увеличения числа пенсионеров на рынок строительства жилья: пенсионеры предпочитают жить в собственных небольших домах. Строительные фирмы, таким образом, имеют большой рынок потребителей с относительно невысокими требованиями и могут более экономно использовать землю, отведенную под строительство (например, в Англии муниципальные власти устанавливают ограничения на количество земли под каждым домом такого типа и под стоянки автомашин). Фирмы ресторанного обслуживания зажиточного населения получили добавочное число клиентов за счет пенсионеров, которые еще ведут активный образ жизни и желают определенного комфорта.

Изменения в обществе не ограничиваются изменениями в численности населения и его структурном составе. Стиль жизни, привычки и ценности, этические и религиозные основы общества, а также социально-экономические классы также могут изменяться. Эти изменения могут в свою очередь повлиять на общую массу доступной рабочей силы и на поведение покупателей. Приведем только небольшой пример того, как изменения в стиле жизни приносят изменения в рынок. Современные представления о здоровом образе жизни создали большие возможности для фирм, предлагающих спортивное снаряжение и одежду для отдыха. Однако при этом пострадали компании, предлагающие сигареты, которые срочно заняты диверсификацией: они перешли на другие продукты и в другие рынки. У «третьего» мира появилась проблема: табачные компании пытаются восполнить потери в продажах в этих краях.

Правовая среда. Производственные предприятия, как и все бизнес-организации, работают в юридических рамках, которые регулируют их поведение и разрешают конфликты с точки зрения общественного блага. Деловые взаимоотношения оформляются контрактами о поставках и оплате поставленных (предоставленных) товарах и услугах с некоторым лагом во времени. Поэтому очень важно полное взаимопонимание, знание своих прав и обязанностей обеими сторонами договоров. Эти права и обязанности в странах развитой экономики оформлены в Контрактном праве.

Предприятие имеет разного рода контракты с (а) потребителями, (б) наемными рабочими и служащими, и эти контракты» являются объектами специальных законов. И потребители, и наемная рабочая сила защищены целым сводом законов.

Частная собственность и деятельность производственных организаций обычно регулируется специальными законами или актами. Например, защищаются интересы кредиторов, предоставляющие займы организациям с ограниченной ответственностью, защищаются права акционеров.

Другой разновидностью юридической среды являются различные правила по регистрации компаний с описанием их директорского состава и целей деятельности. При этом всякие действия сверх объявленных считаются незаконными.

Другой спектр законов касается деловых взаимоотношений организаций с обществом. Если деятельность организаций ведет к преступлениям, нарушениям общественного порядка, загрязнению окружающей среды, последние могут быть подвергнуты регулированию, лицензированию или даже привлечены к ответственности (например, продажа алкогольных напитков места для свалки мусора).

Государственная и политическая среда. Несмотря на тенденцию последних лет к приватизации страны Запада все же относятся к группе «смешанных» экономик, когда государственная экономика состоит из частных и гос. предприятий. Частные предприятия продают товары и предоставляют услуги в соответствии с нуждамипотребителей ввиду (в основном) своей прибыльной мотивации. Так называемый «государственный» (точнее, общественный) сектор экономики состоит из ряда компонентов. Центральное правительство предоставляет обслуживание как социальную защиту, в то время как местные администрации – как образование и жилье. Другими частями гос.сектора являются здравоохранение и некоторые национализированные отрасли (например, атомная энергетика). Некоторые национализированные отрасли работают в рынке, продавая свои то-вары и услуги на коммерческой основе на условиях самоокупаемости. С другой стороны многие товары и услуги как центрального правительства, так и местных властей предоставляются потребителям бесплатно (или со скидкой), однако финансируются налогами.

Другая роль государства в экономике – государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном относительно частного сектора. Эта роль может принимать формы субсидий, налоговых льгот, юр.контроля за событиями на нерегулируемом рынке, регулирование избыточного производства, ставки процента. Важно помнить, что большинство действий государства является ограничивающими (запрещаю­щими, контролирующими), а не помогающими или поддерживающими частный сектор.

Технологическая среда. Технологическая среда, в которой оперируют промышленные предприятия, также имеет тенденцию к изменениям, создавая для предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения. Как и в отношении других разновидностей сред, успешно функционирующая производственная организация должна эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ в конкурентном рынке.

Наиболее очевидным направлением, в котором технологические изменения влияют на производственную систему, является спрос на продукт и используемый для его производства технологический процесс

Технологические изменения влияют на функционирование производственной системы и в других направлениях. В соответствии с изменениями в технологии изменяется численность и качественный состав рабочей силы. Возьмем, к примеру, процесс компьютеризации управления: новые информационные технологии уменьшили численность управляющего персонала, однако создали потребность в специально подготовленной пользовательской среде и увеличили требования, предъявляемые к управленческим кадрам. С другой стороны, автоматизация процессов производства и применение новых технологий уменьшили потребность в высококвалифицированных рабочих.

Экономическая среда. Подобно всем другим разновидностям сред, экономическая среда не находится в состоянии покоя и усиливает свои влияния на сферу производства из-за своих динамических изменений, которые могут иметь как негативные, так и позитивные последствия для оперирующих в этой среде фирм. Причем активно оперирующие фирмы, инициирующие свои попытки воздействия на эту среду, имеют больше шансов на долгосрочный успех, чем те, которые успешно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Обладание знаниями в области экономики не является гарантией успешного бизнеса, однако это позволяет интерпретировать и анализировать тенденции в изменении экономической среды, а также их прогнозировать.

Часть экономической среды была отнесена к микросреде фирмы вместе с теми силами микросреды, которые активно и наиболее часто вступают в контакт и влияют на функционирование микросреды фирмы. С т.з. микроэкономики, как части общей теории экономики, силы микросреды должны быть также про­анализированы в рыночной среде, которая характеризуется разными типами рыночных структур.