Внутренние факторы и внешние факторы, формирующие стратегию предприятия.

Тема 2. Определения уровня и последовательности стратегических изменений.

1. Внутренние факторы и внешние факторы, формирующие стратегию предприятия.

2. Оценка степени нестабильности внешней среды

3. Управление посредством выбора стратегических позиций.

4. Управление путем ранжирования стратегических задач.

5. Управление по «слабым сигналам»

6. Управление в условиях стратегических неожиданностей

1. Внутренние факторы, формирующие стратегию предприятия.

Рассмотрим среду, в которой функционирует фирма, как условно состоящую из микросреды (внутренней среды фирмы и сил ближайшего окружения, непосредственно и наиболее часто на нее влияющих) и макросреды, которая объединяет более отдаленные силы, внешние по отношению к фирме.

 

Рассмотрим два основных момента для характеристики среды ближайшего окружения:

a организация бизнеса и среда, в которой он оперирует;

a процесс принятия решений внутри производственной системы.


Микросреда фирмы

Внутренняя среда (микросреда фирмы), в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от формы организации фирмы и объединяет все функциональные среды внутри произволе тонной системы.

Внутренне среда, представленная на рис, 2,1., состоит из различных компонентов. Внутри фирмы среда представлена функциональными областями, общими для всех типов фирм. В фирме, принадлежащей одному предпринимателю, псе функции берутся на себя одним лицом, в то время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами. Но, несмотря на размер, фун­кциональные области универсальны для всех производственных систем.

 

Рассмотрим кратко их предназначение.

1. Кадровая функция обеспечивает производственной рабочей силой и другими людскими ресурсами. Все управленческие действия, связанные с оплатой наемной рабочей силы, благосостоянием и условиями найма сгруппированы в этой функции.

2. Финансы и бухгалтерский учет. Эта функция имеет дело с денежными аспектами бизнеса. Бухгалтерский учет включает сбор, обработку и анализ финансовых данных, а финансы – управление средствами в плане их роста и расхода.

3. Обеспечение поставками предполагает организацию процесса обслуживания производственной системы всеми ресурсами, кроме людских.

4. Исследование, развитие и изобретения объединены в функцию (ее принятое обозначение К&О), которая имеет дело с развитием продукта и процесса производства. В динамичном и конкурентном рынке развитие продукта является наиболее важным фактором для выживания фирмы на долгосрочном периоде.

5. Распространение продукции означает доведение товаров и услуг до потребителей.

6. Производственная функция – обеспечение процесса изготовления товара (предоставления услуги), принятие решений в сфере технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества. Все эти многочисленные задачи стоят перед оперативно-производственным управлением.

7. Маркетинг – особый вид деятельности, о котором в последнее время принято говорить как о «сердце» любойорганизации. Он не должен отождествляться со сбытом или торговлей; более точно можно было бы определить этот вид деятельности, как выявление и удовлетворение потребностей (желаний потребителя). В ориентированных на рынок производственных организациях маркетинг обеспечивает интеграцию всех внутренних функциональных структур для принятия рыночно-ориентированных решений.

 

 

Рис. 2.1. Макро- и микросреда фирмы.  

Поскольку все эти функции находятся, скажем так, в диалектической взаимосвязи (или находятся под взаимовлиянием), нам следует понимать процесс принятия решений в той среде (внутренней и внешней) в которой он происходит. Среда выступает как спектр некоторых ограничений. Например, желание расширить деятельность фирмы упирается в финансовые ограничения и ресурсные возможности предприятия. Управление предприятием может быть ограничено к своей деятельности по реорганизации сопротивлением со стороны сотрудников. Потребительский спрос как часть внешней среды влияет на возможность фирмы по достижению поставленных плановых цифр прибыли и продаж.

Микросреда фирмы, интерпретируемая как спектр функциональных структур, вырабатывает решения по деятельности фирмы в условиях влияния на нее со стороны оспенных сил, внешних по отношению к фирме. Генераторами этих сил являются поставщики, конкуренты, потребители. Рассмотрим эти категории подробнее.

Под поставщиками понимается целая группа различных по своей природе организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе материально-технического обеспечения производственной и научно-технической деятельности фирмы. Серьезными ограничениями со стороны поставщиков могут быть: цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.

Конкуренты как сила, воздействующая на микросреду, понятие также весьма широкое и оказывающее, пожалуй, одно из самых сильных влияний на процесс принятия решений.

Потребители объединяют несколько групп, сильно различающихся по своей природе сил – эти силы, стоящие в цепочке продвижения товара до конечного потребителя, включая его самого. Существуют разные мнения по дальнейшей классификации потребителей. Например, отсюда могут быть выделены в отдельную группу маркетинговые посредники (торговые посредники, организации но транспортировке и складированию товара, организации по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения). Назовем основные составляющие этою широкого понятия «потребитель». В первую очередь, это – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары для личного потребления, а также фирмы и организации, потребляющие товар для производственного использования. Сюда также относятся промежуточные продавцы (посреднические организации), государственные и общественные организации, приобретающие товары для использования согласно сфере деятельности, и, наконец, все покупатели (объединенные вместе в одну группу), юридически или территориально находящиеся за пределами страны.

 

К силам микросреды фирмы относятся также различные «контактные аудитории», которые также оказывают влияние на принятие решений к микросреде из-за различного рода интересов к деятельности и фирмы. В эту группу сил входят:

1. финансовые круги, обеспечивающие фирму капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы),

2. средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радио- и телестанции).

3. государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием производственной деятельности, а также те государственные учреждения, деятельность которых может как-либо отразиться на деятельности фирмы.

4. общественные организации, гражданские группы общественного мнения и др.,

5. местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и др.),

6. собственные служащие и рабочие, которые также имеют собственное мнение и суждения о деятельности фирмы и могут как позитивно, гак и негативно влиять на возможность фирмы достигать поставленных целей.