Императрица Александра Федоровна - императору Николаю 2

Тесты ГИА

1.3, 2.2, 3.2, 4.4, 5.3, 6.1

 

 


 

Занятие 6.Социальные роли. Социальные ценности. Отклоняющееся поведение.

План занятия Примерное время Упражения
Обсуждение событий (новостей), произошедших за неделю 10 мин. Дискуссия
Проверка домашнего задания 20 мин. Работа в командах. Задание по восстановлению таблицы с типами социальных структур общества – из учебника по ГИА. Также можно раздать каждой команде пищащую резиновую игрушку. Право ответа на вопрос имеет команда, которая первый подаст сигнал.
Проверочный тест-пятиминутка 5 мин
Социальные роли 10 мин. Упражнение на стр 46 учебника, таблица на стр 47 учебника
Социальные нормы, функции социальных норм 15 мин. таблица на стр 47 учебника
    ПЕРЕРЫВ
Социальные нормы 5 мин. Продолжить, если не успели
Ценности 20 мин. Упражнение 28, упражнение на стр 48., упражнение 29
Отклоняющееся поведение 15 мин Раскрыть понятие, привести примеры, разобрать примеры на стр 51, обсудить
Работа с тестами 10мин Тесты ГИА
Домашнее задание 5 мин Задание на стр 49-50 – ценности на различных уровнях, упр 30, сформировать иерархию своих ценностей (не менее 7 пунктов)от более к меннее важному
Подведение итогов 5 мин. В любой форме

Ответы на задания учебника


Упражнение на стр 46

1. Ученик

2. Ловец команды по квиддичу

3. Племянник

4. Кавалер, джентльмен

Упражнение на стр 46-47

 

Социальные нормы требования к поведению человека, ожидания Поведение индивида оценка обществом выполнения социальной роли Санкция – реакция общества на действия индивида в рамках социальной роли Побуждение человека к определенному типу поведения  
В транспорте уступать место беременной женщине Если в вагон входит беременная женщина, необходимо уступить ей место Видел, но не уступил Негативное отношение к поведению как не соответствующему социальным ожиданиям Укоризненные взгляды, открытое осуждение Стало стыдно. Встал и уступил в этот или в следующий раз
  Вставать, когда в класс входит учитель            
Послушание по отношению к родителям              

 

Это очень важное задание, т.к. оно объединяет в себе такие понятия, как социальная норма, санкция, отклоняющее поведение.

На примере с беременной женщиной важно пояснить детям все эти термины, дать четкое представление о том, как ведет себя человек под воздействием социальных норм.

Следующим этапом работы с этой таблицей должно стать самостоятельное осмысление ребятами этого механизма на своих примерах. Для начала вместе выделите еще одну норму и пусть ребята самостоятельно заполнят по ней таблицу.

Это задание также можно дать на дом для закрепления.

Далее следует разобрать функции социальных норм.

 

Функции социальных норм:

1. регулируют ход социализации

2. интегрируют личность в социальное окружение

3. служат образцами, эталонами поведения

4. контролируют отклоняющееся поведение

 

Задание на стр 47.

Выпишите в тетрадь 3 социальные нормы из таблицы и предположите, чем они обоснованы? Почему люди должны поступать именно так?

   

К примеру, норма уступать место беременной женщине обоснована тем, что она находится в особом положении и ей может быть трудно стоять. Необходимо проявить к ней особую заботу как к будущей матери.

Почему нужно слушаться родителей? Потому что они имеют больший жизненный опыт, заботятся о детях и всегда желают им только добра.

То есть цель – понять, что каждая норма имеет свое логичное обоснование, это не просто привычный порядок действий, а логичное и целесообразное поведение.

Упражнение 28.

ВНИМАНИЕ! При оформлении учебника нарушился порядок реплик диалога.

Верную последовательность реплик выглядит так.

- Я хочу совершить что-то стоящее! Сейчас!

- Ты еще слишком мал и на что не способен!

 

В этом диалоге сталкиваются роли родителя и ребенка либо учителя и ученика. Для того, чтобы смягчить диалог, необходимо смягчить формулировки, сделать их менее резкими и конфликтными.

К примеру, первую реплику нужно перевести на конкретное дело. В ней есть много амбиций, но нет конкретных намерений. То есть меняем ее на «Я хочу сделать…» что-то определенное.

Второй участник диалога не должен так резко останавливать своего собеседника. Если у него есть возражения, пусть обоснует их логичными и четкими аргументами, а не теми, которые могут обидеть 1 участника.

 

- Ты еще ничего не понимаешь в жизни

- Хватит считать меня ребенком! Я уже достаточно взрослый!

 

Провокатор конфликта является первый участник.

В целом вариантов изменений два – либо снизить конфликтность первой реплики, либо проявить мудрость во второй.

 

- Я сам знаю, куда хочу пойти и что хочу делать

- Пойдем пива попьем

- Нет, я не хочу, да и дел много

- Ну что ты как маленький! Давай, пора взрослеть! Пошли.

- ок.

Смысл этого диалога – увидеть, что человек, который считает себя независимым и самостоятельным легко поддается чужому влиянию, меняет свое мнение под воздействием самых ничтожных аргументов.

Пусть дети придумают достойный ответ, который отсекал бы дальнейшие попытки склонить 1 участника диалога на сторону второго.

При продумывании реплик важно определиться с тем, что ценно для каждого участника диалога. Какие ценности каждый из них готов отстаивать и что важнее.

Таким образом переходим к теме Ценности.

 

Упражнение на стр 48.

Пусть подумают, какие ценности важны для них, что они готовы отстаивать.

 

Упражнение 29.

 

1. Ценность знаний - ценность отдыха, спорта

2. Ценность любви и милосердия – ценность удовлетворения собственных желаний

3. Ценность порядка, дисциплины – ценность общения

 

В этом упражнении возможны вариации. Пусть поспорят о том, для кого что важнее и в каких ситуациях.

 

Задания ГИА

1.3, 2. 3, 3.3, 4. 2, 5. 3, 6. 1, 7. 245

 


 

Занятие 7. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения и конфликты.

План занятия Примерное время Упражения
Обсуждение событий (новостей), произошедших за неделю 10 мин. Дискуссия
Проверка домашнего задания 25 мин. Тест-5минутка / игра с вопросами - овтетами
Социальный конфликт 10 мин. Упражнение 31, дискуссия
Этническая общность. Род –племя – народность - нация 15 мин. Упражнение 32
    ПЕРЕРЫВ
Межнациональные конфликты. 10 мин. Дискуссия о причинах межнациональных конфликтах
Плюсы и минусы менжнац. конфликтов 10 мин. Упражнение 33
Термины, относящиеся к теме конфликтов 5 мин. Упражнение 34
Реформы для прекращения межнациональных конфликтов 15 мин. Упражнение 35
Домашнее задание 5 мин
Подведение итогов 5 мин. В любой форме

Небольшая рекомендация по проведению занятия

В этом занятии есть упражнения (Упр.31,Упр.35), которые требуют творчества и открытых высказываний и не имеют однозначных ответов.

Можно дать структуру выступления и основы публичного выступления – важность позы / мимики и жестов/визуального контакта и стурктуре выступления. Когда участники группы хорошо говорят, им легче писать эссе.

Простая структура выступления:

1) Введение.

А) приветствие, представление себя (меня зовут) и темы (я расскажу о)

Б) структура выступления – сначала я расскажу об этом, а потом – об этом

2) Основная часть

А) Тезис 1. Раскрытие первой обещанной во введении части

Б) Тезис 2. Раскрытие второй обещанной во ввдении части

3) Заключение

Короткое обобщение сказанного: таким образом, мой рассказ был о том-то и о том-то и можно сделать главный вывод такой-то.

Можно предложить группе оценить каждое из выступлений по структуре / мимике и жестам / позиции / визуальному контакту – и дать общую оценку понятности.

Ответы на задания учебника

 

Упражнение 31

Упражнение на обсуждение

Для ответа на это задание можно вспомнить материалы занятия по межличностным конфликтам.

 

Упражнение 32

Род Племя Народность Нация
Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение пр одной линии (материнской или отцовской). Род невелик, обычно входит в племя Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой  
Род волка Уличи, кривичи Эвенки, финикийцы Немцы, французы, русские

Упражнение 33

• стимулирование социальных изменений; +

• дезорганизация социальной жизни; -

• снятие социальной напряженности. +

• информирование о наличии социальной напряженности; +

• создание стрессовых ситуаций; -

Упражнение 34

Самоопределение Право любой нации на свободное отделение от других национальностей наций
Ассимиляция Поглощение одной нацией другой
Национализм Идея о превосходстве одних наций над другими
Геноцид Систематическое истребление полностью или частично народов, наций, национальных групп
Шовинизм Идея о физической и психической неравномерности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими
Расизм Идея о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими
Культурно-национальная автономия Широкое внутреннее самоуправление отдельной нации и полная самостоятельность в вопросах культуры
Интеграция (слияние) Сближение различных наций по образу жизни, экономическому и культурному взаимодействию
Дезинтеграция (разделение) наций Отдаление наций друг от друга, подчеркивание различий наций

Упражнение 35

Упражнение на обсуждение

Задания формата ГИА.

1. 2); 2. 1); 3. 3); 4. 3); 5. 3); 6. 4); 7. 3);

 


 

Общие комментарии к занятиям блока «Политика»

· Спешим заметь, что в данном блоке с нами будет изучать политическую сферу общества политолог Иван. Это герой нашего учебника, который был придуман, чтобы придать веселую атмосферу серьезной политике.

· В конце большинства занятий имеется блок «Обобщаем знания!» Основная задача этого упражнения - систиматизировать знания. Что должно получиться в результате выполнения этого задания? Опорный конспект, который умещает на одном листе и содержит основные положения теории, которая была пройдена. В занятии 8 дан каркас опорной схемы, на примере которой можно объяснить, как выполнять задание. Это задание, полагаем, необходимо давать домой. Причем отмечать, что его наиболее рационально выполнять сразу после повторения теории, а потом приступать к практическим заданиям. Формы проверки, выполнения рассматриваемого задания могут быть разными, например, конкурс на самую креативную опорную схему или возможно распределить ребят по парам и каждый должен объяснить друг другу схему.

 

 

Занятие 8. Власть. Политика

План занятия Примерное время Упражения
Обсуждение событий, произошедших за неделю 10 мин. Дискуссия
Проверка домашнего задания 25 мин. Игра по типу телевизионной программы «Своя игра»
Написание проверочного теста-пятиминутки 5 мин. Тест
Политика 15 мин. Задания на стр. 60-61
    ПЕРЕРЫВ
Власть 15 мин. Задания на стр. 61-62
Виды и функции власти 30 мин. Задания на стр. 62-64
Задания формата ГИА 5 мин. Тест на стр. 65
Домашнее задание 5 мин. Раздел «Обобщаем знания»
Подведение итогов 5 мин. В любой форме

Небольшая рекомендация по проведению занятия

 

Поскольку 8 занятие – это первое занятие блока «Политика», уместно обозначить место политики в обществе, способы взаимодействия политической сферы жизни общества и других сфер.

 

Ответы на задания учебника

Является ли иллюстрацией властных отношений следующая ситуация, о которой сообщает РБК daily: «сегодня презедент России Владимир Путин провел ряд кадровых изменений в системе МВД. Как сообщает пресс-служба Кремля, согласно указу в отставку отправлены пять генералов...»?

Что позволило Президенту РФ отправить в отставку генералов? Почему мы не можем это сделать?

Находятся ли в равном положении Презедент РФ и генералы МВД?

Пояснения

Президент РФ осуществил власть по отношению к генералам. Это позволило сделать наличие полномочий. Между президентом РФ и генералами существует неравенство.

Необходимо акцентировать внимание на то, что субъект власти и объект находятсяв неравном положении.

Власть состоит из нескольких компонентов. Рассмотрите определения компонентов власти и попробуйте пояснить каждое примерами.

Субъекты власти– те, кто осуществляют власть.

Примеры субъектов власти: государство, начальство, родители и т.д.

Объекты власти – те, на кого направлена власть.

Примеры объектов власти: население государства, социальная группа, индивид и т.д.

Источники власти – то, благодаря чему власть может оказывать влиять на поведение людей.
Примеры источников власти:авторитет, сила, закон, богатство.

Особый акцент необходимо сделать на авторитете.

Ресурсы власти – это средства, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект власти.

Примеры ресурсов власти: административные наказания, физическая сила, деньги, услуги, законы, полномочия и т.д.

 

Проанализируйте следующие властные отношения и определите субъект, объекты, источники и ресурсы власти в каждой ситуации.

1. Преступник напал на гражданина Б. Угрожая оружием, преступник заставил гражданина Б. отдать заработную плату.

ü Субъект – преступник

ü Объект – гражданин Б.

ü Источник власти – сила

ü Ресурсы власти – насилие (применение оружия)

2. Учитель сказал классу остаться после занятия, так как в школу придет сотрудник милиции и прочитает лекцию о преступлениях несовершеннолетних.

ü Субъект – учитель

ü Объект – класс

ü Источник власти – авторитет

ü Ресурсы власти - статус

Как вы думаете, какие виды власти бывают?

Политолог Иван описал некоторые примеры осуществления некоторых видов власти. Однако забыл подписать виды. Догадайтесь, что пропустил политолог.