Императрица Александра Федоровна - императору Николаю 2
Тесты ГИА
1.3, 2.2, 3.2, 4.4, 5.3, 6.1
Занятие 6.Социальные роли. Социальные ценности. Отклоняющееся поведение.
№ | План занятия | Примерное время | Упражения |
Обсуждение событий (новостей), произошедших за неделю | 10 мин. | Дискуссия | |
Проверка домашнего задания | 20 мин. | Работа в командах. Задание по восстановлению таблицы с типами социальных структур общества – из учебника по ГИА. Также можно раздать каждой команде пищащую резиновую игрушку. Право ответа на вопрос имеет команда, которая первый подаст сигнал. | |
Проверочный тест-пятиминутка | 5 мин | ||
Социальные роли | 10 мин. | Упражнение на стр 46 учебника, таблица на стр 47 учебника | |
Социальные нормы, функции социальных норм | 15 мин. | таблица на стр 47 учебника | |
ПЕРЕРЫВ | |||
Социальные нормы | 5 мин. | Продолжить, если не успели | |
Ценности | 20 мин. | Упражнение 28, упражнение на стр 48., упражнение 29 | |
Отклоняющееся поведение | 15 мин | Раскрыть понятие, привести примеры, разобрать примеры на стр 51, обсудить | |
Работа с тестами | 10мин | Тесты ГИА | |
Домашнее задание | 5 мин | Задание на стр 49-50 – ценности на различных уровнях, упр 30, сформировать иерархию своих ценностей (не менее 7 пунктов)от более к меннее важному | |
Подведение итогов | 5 мин. | В любой форме |
Ответы на задания учебника
Упражнение на стр 46
1. Ученик
2. Ловец команды по квиддичу
3. Племянник
4. Кавалер, джентльмен
Упражнение на стр 46-47
Социальные нормы | требования к поведению человека, ожидания | Поведение индивида | оценка обществом выполнения социальной роли | Санкция – реакция общества на действия индивида в рамках социальной роли | Побуждение человека к определенному типу поведения |
В транспорте уступать место беременной женщине | Если в вагон входит беременная женщина, необходимо уступить ей место | Видел, но не уступил | Негативное отношение к поведению как не соответствующему социальным ожиданиям | Укоризненные взгляды, открытое осуждение | Стало стыдно. Встал и уступил в этот или в следующий раз |
Вставать, когда в класс входит учитель | |||||
Послушание по отношению к родителям |
Это очень важное задание, т.к. оно объединяет в себе такие понятия, как социальная норма, санкция, отклоняющее поведение.
На примере с беременной женщиной важно пояснить детям все эти термины, дать четкое представление о том, как ведет себя человек под воздействием социальных норм.
Следующим этапом работы с этой таблицей должно стать самостоятельное осмысление ребятами этого механизма на своих примерах. Для начала вместе выделите еще одну норму и пусть ребята самостоятельно заполнят по ней таблицу.
Это задание также можно дать на дом для закрепления.
Далее следует разобрать функции социальных норм.
Функции социальных норм:
1. регулируют ход социализации
2. интегрируют личность в социальное окружение
3. служат образцами, эталонами поведения
4. контролируют отклоняющееся поведение
Задание на стр 47.
Выпишите в тетрадь 3 социальные нормы из таблицы и предположите, чем они обоснованы? Почему люди должны поступать именно так?
К примеру, норма уступать место беременной женщине обоснована тем, что она находится в особом положении и ей может быть трудно стоять. Необходимо проявить к ней особую заботу как к будущей матери.
Почему нужно слушаться родителей? Потому что они имеют больший жизненный опыт, заботятся о детях и всегда желают им только добра.
То есть цель – понять, что каждая норма имеет свое логичное обоснование, это не просто привычный порядок действий, а логичное и целесообразное поведение.
Упражнение 28.
ВНИМАНИЕ! При оформлении учебника нарушился порядок реплик диалога.
Верную последовательность реплик выглядит так.
- Я хочу совершить что-то стоящее! Сейчас!
- Ты еще слишком мал и на что не способен!
В этом диалоге сталкиваются роли родителя и ребенка либо учителя и ученика. Для того, чтобы смягчить диалог, необходимо смягчить формулировки, сделать их менее резкими и конфликтными.
К примеру, первую реплику нужно перевести на конкретное дело. В ней есть много амбиций, но нет конкретных намерений. То есть меняем ее на «Я хочу сделать…» что-то определенное.
Второй участник диалога не должен так резко останавливать своего собеседника. Если у него есть возражения, пусть обоснует их логичными и четкими аргументами, а не теми, которые могут обидеть 1 участника.
- Ты еще ничего не понимаешь в жизни
- Хватит считать меня ребенком! Я уже достаточно взрослый!
Провокатор конфликта является первый участник.
В целом вариантов изменений два – либо снизить конфликтность первой реплики, либо проявить мудрость во второй.
- Я сам знаю, куда хочу пойти и что хочу делать
- Пойдем пива попьем
- Нет, я не хочу, да и дел много
- Ну что ты как маленький! Давай, пора взрослеть! Пошли.
- ок.
Смысл этого диалога – увидеть, что человек, который считает себя независимым и самостоятельным легко поддается чужому влиянию, меняет свое мнение под воздействием самых ничтожных аргументов.
Пусть дети придумают достойный ответ, который отсекал бы дальнейшие попытки склонить 1 участника диалога на сторону второго.
При продумывании реплик важно определиться с тем, что ценно для каждого участника диалога. Какие ценности каждый из них готов отстаивать и что важнее.
Таким образом переходим к теме Ценности.
Упражнение на стр 48.
Пусть подумают, какие ценности важны для них, что они готовы отстаивать.
Упражнение 29.
1. Ценность знаний - ценность отдыха, спорта
2. Ценность любви и милосердия – ценность удовлетворения собственных желаний
3. Ценность порядка, дисциплины – ценность общения
В этом упражнении возможны вариации. Пусть поспорят о том, для кого что важнее и в каких ситуациях.
Задания ГИА
1.3, 2. 3, 3.3, 4. 2, 5. 3, 6. 1, 7. 245
Занятие 7. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения и конфликты.
№ | План занятия | Примерное время | Упражения |
Обсуждение событий (новостей), произошедших за неделю | 10 мин. | Дискуссия | |
Проверка домашнего задания | 25 мин. | Тест-5минутка / игра с вопросами - овтетами | |
Социальный конфликт | 10 мин. | Упражнение 31, дискуссия | |
Этническая общность. Род –племя – народность - нация | 15 мин. | Упражнение 32 | |
ПЕРЕРЫВ | |||
Межнациональные конфликты. | 10 мин. | Дискуссия о причинах межнациональных конфликтах | |
Плюсы и минусы менжнац. конфликтов | 10 мин. | Упражнение 33 | |
Термины, относящиеся к теме конфликтов | 5 мин. | Упражнение 34 | |
Реформы для прекращения межнациональных конфликтов | 15 мин. | Упражнение 35 | |
Домашнее задание | 5 мин | ||
Подведение итогов | 5 мин. | В любой форме |
Небольшая рекомендация по проведению занятия
В этом занятии есть упражнения (Упр.31,Упр.35), которые требуют творчества и открытых высказываний и не имеют однозначных ответов.
Можно дать структуру выступления и основы публичного выступления – важность позы / мимики и жестов/визуального контакта и стурктуре выступления. Когда участники группы хорошо говорят, им легче писать эссе.
Простая структура выступления:
1) Введение.
А) приветствие, представление себя (меня зовут) и темы (я расскажу о)
Б) структура выступления – сначала я расскажу об этом, а потом – об этом
2) Основная часть
А) Тезис 1. Раскрытие первой обещанной во введении части
Б) Тезис 2. Раскрытие второй обещанной во ввдении части
3) Заключение
Короткое обобщение сказанного: таким образом, мой рассказ был о том-то и о том-то и можно сделать главный вывод такой-то.
Можно предложить группе оценить каждое из выступлений по структуре / мимике и жестам / позиции / визуальному контакту – и дать общую оценку понятности.
Ответы на задания учебника
Упражнение 31
Упражнение на обсуждение
Для ответа на это задание можно вспомнить материалы занятия по межличностным конфликтам.
Упражнение 32
Род | Племя | Народность | Нация |
Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение пр одной линии (материнской или отцовской). Род невелик, обычно входит в племя
![]() | Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов
![]() | Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой
![]() |
![]() |
Род волка | Уличи, кривичи | Эвенки, финикийцы | Немцы, французы, русские |
Упражнение 33
• стимулирование социальных изменений; +
• дезорганизация социальной жизни; -
• снятие социальной напряженности. +
• информирование о наличии социальной напряженности; +
• создание стрессовых ситуаций; -
Упражнение 34
Самоопределение | Право любой нации на свободное отделение от других национальностей наций |
Ассимиляция | Поглощение одной нацией другой |
Национализм | Идея о превосходстве одних наций над другими |
Геноцид | Систематическое истребление полностью или частично народов, наций, национальных групп |
Шовинизм | Идея о физической и психической неравномерности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими |
Расизм | Идея о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими |
Культурно-национальная автономия | Широкое внутреннее самоуправление отдельной нации и полная самостоятельность в вопросах культуры |
Интеграция (слияние) | Сближение различных наций по образу жизни, экономическому и культурному взаимодействию |
Дезинтеграция (разделение) наций | Отдаление наций друг от друга, подчеркивание различий наций |
Упражнение 35
Упражнение на обсуждение
Задания формата ГИА.
1. 2); 2. 1); 3. 3); 4. 3); 5. 3); 6. 4); 7. 3);
Общие комментарии к занятиям блока «Политика»
· Спешим заметь, что в данном блоке с нами будет изучать политическую сферу общества политолог Иван. Это герой нашего учебника, который был придуман, чтобы придать веселую атмосферу серьезной политике.
· В конце большинства занятий имеется блок «Обобщаем знания!» Основная задача этого упражнения - систиматизировать знания. Что должно получиться в результате выполнения этого задания? Опорный конспект, который умещает на одном листе и содержит основные положения теории, которая была пройдена. В занятии 8 дан каркас опорной схемы, на примере которой можно объяснить, как выполнять задание. Это задание, полагаем, необходимо давать домой. Причем отмечать, что его наиболее рационально выполнять сразу после повторения теории, а потом приступать к практическим заданиям. Формы проверки, выполнения рассматриваемого задания могут быть разными, например, конкурс на самую креативную опорную схему или возможно распределить ребят по парам и каждый должен объяснить друг другу схему.
Занятие 8. Власть. Политика
№ | План занятия | Примерное время | Упражения |
Обсуждение событий, произошедших за неделю | 10 мин. | Дискуссия | |
Проверка домашнего задания | 25 мин. | Игра по типу телевизионной программы «Своя игра» | |
Написание проверочного теста-пятиминутки | 5 мин. | Тест | |
Политика | 15 мин. | Задания на стр. 60-61 | |
ПЕРЕРЫВ | |||
Власть | 15 мин. | Задания на стр. 61-62 | |
Виды и функции власти | 30 мин. | Задания на стр. 62-64 | |
Задания формата ГИА | 5 мин. | Тест на стр. 65 | |
Домашнее задание | 5 мин. | Раздел «Обобщаем знания» | |
Подведение итогов | 5 мин. | В любой форме |
Небольшая рекомендация по проведению занятия
Поскольку 8 занятие – это первое занятие блока «Политика», уместно обозначить место политики в обществе, способы взаимодействия политической сферы жизни общества и других сфер.
Ответы на задания учебника
Является ли иллюстрацией властных отношений следующая ситуация, о которой сообщает РБК daily: «сегодня презедент России Владимир Путин провел ряд кадровых изменений в системе МВД. Как сообщает пресс-служба Кремля, согласно указу в отставку отправлены пять генералов...»?
Что позволило Президенту РФ отправить в отставку генералов? Почему мы не можем это сделать?
Находятся ли в равном положении Презедент РФ и генералы МВД?
Пояснения
Президент РФ осуществил власть по отношению к генералам. Это позволило сделать наличие полномочий. Между президентом РФ и генералами существует неравенство.
Необходимо акцентировать внимание на то, что субъект власти и объект находятсяв неравном положении.
Власть состоит из нескольких компонентов. Рассмотрите определения компонентов власти и попробуйте пояснить каждое примерами.
Субъекты власти– те, кто осуществляют власть.
Примеры субъектов власти: государство, начальство, родители и т.д.
Объекты власти – те, на кого направлена власть.
Примеры объектов власти: население государства, социальная группа, индивид и т.д.
Источники власти – то, благодаря чему власть может оказывать влиять на поведение людей.
Примеры источников власти:авторитет, сила, закон, богатство.
Особый акцент необходимо сделать на авторитете.
Ресурсы власти – это средства, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект власти.
Примеры ресурсов власти: административные наказания, физическая сила, деньги, услуги, законы, полномочия и т.д.
Проанализируйте следующие властные отношения и определите субъект, объекты, источники и ресурсы власти в каждой ситуации.
1. Преступник напал на гражданина Б. Угрожая оружием, преступник заставил гражданина Б. отдать заработную плату.
ü Субъект – преступник
ü Объект – гражданин Б.
ü Источник власти – сила
ü Ресурсы власти – насилие (применение оружия)
2. Учитель сказал классу остаться после занятия, так как в школу придет сотрудник милиции и прочитает лекцию о преступлениях несовершеннолетних.
ü Субъект – учитель
ü Объект – класс
ü Источник власти – авторитет
ü Ресурсы власти - статус
Как вы думаете, какие виды власти бывают?
Политолог Иван описал некоторые примеры осуществления некоторых видов власти. Однако забыл подписать виды. Догадайтесь, что пропустил политолог.