Развитие умений и навыков по составлению плана.
Требования к плану
Общие правила составления плана при работе с текстом
Виды планов и их выполнение
Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план. | Как составлять сложный план |
1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Запишите план. | 1) Внимательно прочитайте изучаемый материал 2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. |
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.
а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана может выглядеть так:
I. —————————————
1. —————————————
2. —————————————
3. —————————————
а) —————————————
б) —————————————
в) —————————————
II. —————————————
III. —————————————
Предлагаем организовать развитие умений по составлению планов на уроках истории и обществознания следующим образом.
1-4 классы – развитие умений по составлению простого плана.
5-6 классы – учащиеся постепенно учатся расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению сложного плана.
7- 9 классы – учащиеся справляются с составлением сложного плана по тексту учебника или рассказа учителя.
10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана к докладам, рефератам, устным выступлениям.