Отличия человека от животного (с. 12)
1. 4); 2. 1); 3. 3); 4. 2); 5. 3).
Тип общества и отношение к природе (с.8)
Тип общества | Отношение к природе |
Античное | Природа велика и прекрасна. Человек – часть природы. |
Средневековое | Человек – душа, природа – тело. Тело греховно, значит человек выше природы. |
Индустриальное | Природа нужна для того, чтобы человек ее использовал для своих нужд. |
Современное | Человек и природа тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. |
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, как влияет на нас природа? А мы на нее? А кто сильнее? Вопрос с подвохом - а кто куда включается, общество в природу или природа в общество?
Задания формата ГИА. Часть 1
1. 3); 2. 2); 3. 2); 4. 3); 5. 3).
Упражнение2. Потребности
Последовательность действий: 1. Г 2.В 3.Б 4.А
Соответствие действий потребностям:
Г – убежать от тигра - Безопасность и защищенность
В – съесть манго - Физиологические потребности
Б. – подружить с племенем – Принадлежность, причастность, признание
А. осмыслить и изобрести телефон – Значимость, саморазвитие
Внимание, ошибка!В данном конкретном примере, безусловно, убежать от тигра гораздо важнее, чем съесть манго, т.к. это спасает человеку жизнь. Однако в классической пирамиде Маслоу, рассматривающей стандартные, а не критические ситуации, физиологические потребности стоят все-таки на первом месте. (Можно предположить, что они возникают у нас всегда, регулярно, тогда как опасность и угроза жизни – довольно редко.)
Соответствие потребностей сферам общества:
Г – убежать от тигра - Безопасность и защищенность - ПОЛИТИЧЕСКАЯ
В – съесть манго - Физиологические потребности -ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Б. – подружить с племенем – Принадлежность, причастность, признание - СОЦИАЛЬНАЯ
А. осмыслить и изобрести телефон – Значимость, саморазвитие - ДУХОВНАЯ
Упражнение 3.
СОЦИАЛЬНАЯ Семья Нация Класс Этнос | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Торговля Бизнес Биржа |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ Парламент Политические партии Общественные движения Правительство | ДУХОВНАЯ Образование Религия Наука Искусство |
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, как устроена реклама с точки зрения обещания удовлетворить потребности? Например, Тойота – машина – потребность в перемещении, а слоган «управляй мечтой» (значимость, саморазвитие). Поиск примеров.
Задания формата ГИА. Часть 2
Занятие 2. Биологическое и социальное в человеке. Отличиячеловека от животного. Человек- индивид – индивидуальность – личность. Деятельность человека и ее основные формы, Задатки – способности – талант – гений.
№ | План занятия | Примерное время | Упражения |
Обсуждение событий (новостей), произошедших за неделю | 10 мин. | Дискуссия | |
Проверка домашнего задания | 25 мин. | Тест-5минутка / игра с вопросами - овтетами | |
Отличия человека от животного, человек – биосоциальное существо | 10 мин. | Упражнение с.12 | |
Индивид – индивидуальность - личность | 15 мин. | Упражнение 4 | |
ПЕРЕРЫВ | |||
Деятельность. | 10 мин. | Упражнение 5. Упражнение 6. | |
Задатки - способности – талант - гений | 10 мин. | Дискуссия – разница между творцом и мастером | |
Игра-учение-труд | 5 мин. | Дискуссия | |
Упражнения 7,8,9,10 | 15 мин. | Часть – на занятии, часть - домой | |
Домашнее задание | 5 мин | ||
Подведение итогов | 5 мин. | В любой форме |
Небольшая рекомендация по проведению занятия
В этом занятии достаточно много упражнений (Упр.7-Упр.10), которые требуют творчества и открытых высказываний.
Можно дать структуру выступления и основы публичного выступления – важность позы / мимики и жестов/визуального контакта и стурктуре выступления. Когда участники группы хорошо говорят, им легче писать эссе.
Простая структура выступления:
1) Введение.
А) приветствие, представление себя (меня зовут) и темы (я расскажу о)
Б) структура выступления – сначала я расскажу об этом, а потом – об этом
2) Основная часть
А) Тезис 1. Раскрытие первой обещанной во введении части
Б) Тезис 2. Раскрытие второй обещанной во ввдении части
3) Заключение
Короткое обобщение сказанного: таким образом, мой рассказ был о том-то и о том-то и можно сделать главный вывод такой-то.
Можно предложить группе оценить каждое из выступлений по структуре / мимике и жестам / позиции / визуальному контакту – и дать общую оценку понятности.
Ответы на задания учебника
Черты сходства | Черты отличия |
Наличие эмоций | Обладание сознанием |
Инстинктивные действия | Наличие мотивов, целей, способов |
Условные рефлексы | Осуществление замещения реальных действий условными |
Овладение опытом | Письменный язык |
Забота о потомстве | Прямохождение |
Деятельность всегда методически обоснована, направлена на формирование системы знаний, умений, навыков |
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, в чем главное отличие человека и животного? А у вас есть домашние животные? Часто ли они проявляют эмоции?
Упражнение 4. Индивид – индивидуальность - личность (с.14)
Индивид – просто фигурка, добавлять ничего (‘nothing’). Индивидуальность – усы, личность – другого человека.
Упражнение 5.
В этом упражнении самое интересное – помогать ученикам обнаружить свои реальные мотивы. Поездки, соревнования, хорошее поведения – у всего этого могут быть совершенно разные «изнанки». Если кто-то не хочет говорить о себе, предложите ему выдумать персонажа.
Тут же вводится отличие субъекта и объекта.
Упражнение 6
Упражнение на обсуждение
Задания формата ГИА. Часть 1
1. 3); 2. 3); 3. 3); 4. 2); 5. 1).