Типология терроризма

Националистический терроризм. Террористы этого вида обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы. Они называют это "национальным освобождением", про которое, по их мнению, весь остальной мир забыл. Этот вид террористов часто завоевывает симпатии на международной арене, о чем свидетельствует поддержка международными организациями «чеченского» терроризма.

Эксперты говорят, что именно террористы-националисты могут в процессе своей вооруженной борьбы сократить уровень применяемого ими насилия или, по крайней мере, соотнести его с действиями своих врагов.

Это делается в основном для того, чтобы не утратить поддержку своего этноса. Многие террористы-националисты утверждают, что они не террористы, а борцы за свободу своего народа.

Типичные примеры - Ирландская Республиканская Армия и Организация Освобождения Палестины. Обе организации в 90-х годах заявили, что они отказываются от террористических методов. К этому же виду террористов эксперты относят организации Баскская родина и свобода, которая намерена отделить районы традиционного проживания басков от Испании, и Партия трудящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории Турции.

Религиозный терроризм. Религиозные террористы используют насилие в целях, которые, по их мнению, определены Господом. При этом объекты их нападений размыты и географически, и этнически, и социально. Таким образом, они хотят добиться немедленных и кардинальных перемен, часто на глобальном уровне.

Религиозные террористы принадлежат не только к небольшим культам, но и к распространенным религиозным конфессиям. Этот тип терроризма развивается гораздо динамичнее остальных. Так, в середине 1990-х годов из 56 известных террористических организаций почти половина заявляла о религиозных мотивах.

Поскольку "религиозники" не озабочены восстановлением прав на какой-то определенной территории или реализацией каких-либо политических принципов, масштаб их нападений часто гораздо больше, чем у "националистов" или идеологических экстремистов. Их враги - все, кто не является членом их религиозной секты или конфессии.

В эту категорию террористов входит "Аль-Каида" Усамы бен Ладена, группировка суннитских мусульман "Хамас", ливанская шиитская группа "Хезболла", радикальные еврейские организации Меера Кахана, некоторые американские ку-клус-клановские "народные дружины", японский культ "Аум Сенрике", ваххабиты и некоторые другие.

Терроризм с поддержкой государства. Некоторые террористические группы были преднамеренно использованы правительствами различных государств в качестве дешевого способа ведения войны. Такие террористы опасны, прежде всего, тем, что их ресурсы обычно намного мощнее, они могут даже производить бомбардировки аэропортов. Одно из наиболее громких дел - использование Ираном группы молодых боевиков для захвата заложников в американском посольстве в 1979 году.

В настоящее время госдепартамент США считает Иран одним из основных спонсоров терроризма, однако в поддержке террористов обвиняются и Куба, и Ирак, и Ливия, и Северная Корея, и Судан, и Сирия.

Среди известных террористических групп можно выделить следующие связи с правительствами: «Хезболла» поддерживается Ираном, организация Абу Нидал - Ираком, Японская красная армия - Ливией. "Аль-Каида" была тесно связана с талибами, когда те были у власти в Афганистане, что некоторые эксперты относят ее к этой же категории.

Терроризм левых экстремистов. Наиболее радикальные левые хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом. Поскольку они обычно считают гражданское население жертвами капиталистической эксплуатации, они не часто прибегают к терактам против обычных граждан. Они в гораздо большей степени прибегают к похищениям богатых людей или взрывают различные "символы капитализма". Примерами таких групп могут служить немецкая Баадер-Мейнхоф, Японская красная армия и итальянские Красные бригады.

Терроризм правых экстремистов. Правые экстремисты часто связаны с западноевропейскими неонацистами. Их задача - борьба с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами. Неофашисты нападают на иммигрантов и беженцев, пытаются настроить против них население страны. Такие группы характеризуются расистскими и антисемитскими взглядами.

Терроризм анархистов. Террористы-анархисты были глобальным феноменом с 1870-х по 1920-е годы. Один из президентов США Вильям Макинли был убит анархистом в 1901 году. В России в этот же период анархисты совершили немало успешных терактов. Некоторые эксперты предполагают, что современные антиглобалисты могут породить новую волну анархического терроризма.

Характеристика исламского терроризма. Специфика исламского терроризма во многом определяется особенностями ислама как религии. Коран проповедует мир среди "уверовавших" (т.е. мусульман), допускает мирное сосуществование с неверными, но оправдывает истребление последних, если они выступают "врагами Аллаха и мусульман".

В Америке исламисты видят в ней не только оплот Израиля, но и средоточие "мирового зла" - авангард западной либеральной, материалистической цивилизации, не столько "христианской", сколько "безбожной". Исламисты относятся враждебно и к таким странам, как Индия (из-за Кашмира), Россия (из-за Чечни), Сербия (из-за Боснии), Эфиопия (из-за Эритреи). Соответственно, эти страны также являются реальными или потенциальными мишенями для террористических атак.

Характерной чертой идеологии исламского терроризма является оправдание убийства мирных жителей (в том числе женщин и детей), так как они платят налоги, являются потенциальными солдатами и "вовлечены в военное время во вспомогательные виды деятельности".

Популярной в исламском терроризме является учение о джихаде (война за веру), возникшем в средние века. Джихад рассматривает участие в войне как религиозную обязанность мусульманина, а смерть "ради Аллаха" - как наилучший, прямой путь в рай.

Главные объекты "джихада" - Израиль и США. Израиль "захватил мусульманскую Палестину"; он контролирует территорию аль-Харам аш-Шариф (Храмовую гору) в Иерусалиме, где находится мечеть Аль-Акса - третья по значению святыня ислама после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Многие мусульмане уверены, что "иудеи" мечтают разрушить эту мечеть, чтобы восстановить на ее месте Иерусалимский храм.

Исламские террористические организации успешно используют для совершения терактов камикадзе. Эта практика основана на культе "мученической смерти ради Аллаха", вытекающем из доктрины джихада.