Тема 10. Основополагающие законы организации.

10.1. Опрос «Основополагающие законы организации».

Цель: Закрепить теоретические знания студентов по основным понятиям и законам организации первого уровня.

Этапы работы:

1. Предварительно подготовиться к семинарскому занятию и внимательно ознакомиться с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой по данной теме дисциплины.

2. Ответить на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение категории «зависимость».

2. Какими могут быть зависимости?

3. Представьте определение понятию закон.

4. Дайте определение категории «закономерность».

5. Законы имеют механизм действия и механизм использования. Что они представляют собой?

6. Какие две категории законов выделяют специалисты?

7. Что общее и чего особенного имеют в своем составе законы организации?

8. На какие уровни по важности делятся законы организации? Какие законы входят в эти уровни?

9. Какими элементами характеризуется любая организация?

10. Представьте формулировку закона синергии.

11. Что такое синергия?

12. Как проявляется закон синергии в рамках теории систем?

13. Какие типы синергизма выделяют специалисты в области стратегического управления?

14. Приведите примеры эффекта положительной и отрицательной синергии.

15. Каковы признаки достижения синергии в организации?

16. Представьте трактовку закона самосохранения.

17. Что выступает в качестве механизма реализации закона самосохранения?

18. Представьте аналитический вид закона самосохранения.

19. Какое неравенство должно соблюдаться для самосохранения организации?

20. Что означает количественная устойчивость системы?

21. Что означает структурная устойчивость системы?

22. Что представляют собой статическая и динамическая устойчивость?

23. Какие стратегии используются для поддержания и увеличения положительного ресурса организации.

24. В чем заключается смысл понятия «развитие»?

25. Чем характеризуются эволюционное и революционное развитие?

26. Представьте взаимосвязь развития и этапов жизненного цикла организации.

27. Какова формулировка закона развития?

28. На какие принципы опирается закон развития?

29. Какие признаки характеризуют синдром большого бизнеса?

30. Какими факторами обусловлено развитие организаций?

 

10.2. Разбор конкретной ситуации «Проблемы и возможности ООО «НеоДекор»»

Цель: исследовать закон синергии в деятельности организации.

Этапы работы:

1. Ознакомьтесь с исходной информацией относительно сложившейся ситуации в ООО «НеоДекор».

2. Ответьте на вопросы:

­ Каковы причины отрицательной синергии?

­ Как вы считаете, каким образом можно исправить ситуацию 1?

­ Какие действия необходимо предпринять для достижения положительных синергетических результатов?

­ Что изменил новый руководитель отдела для достижения положительного эффекта в ситуации 2?

 

Использование закона синергии в ООО «НеоДекор»

Представим примеры положительной и отрицательной работы закона синергии в ООО «НеоДекор».

Общество с Ограниченной Ответственностью «НеоДекор» осуществляет несколько видов деятельности:

­ поставка, монтаж и сервисное обслуживание технологического оборудования для баров, ресторанов и других заведений торгово-развлекательного комплекса;

­ производство и монтаж индивидуальных и серийных барных стоек;

­ разработка дизайна, производство и продажа мягкой и корпусной мебели;

­ производство и монтаж наружной светодиодной рекламы.

Ситуация 1.

В организации существуют два отдела, работа которых тесно взаимосвязана. В отделе проектирования трудятся технологи – специалисты, осуществляющие подбор технологического оборудования по потребностям клиента, проектирующие расстановку и подключение данного оборудования.

В отделе монтажа и обслуживания работают монтажники, осуществляющие сборку, подключение и сервисное обслуживание технологического оборудования непосредственно на объектах у клиентов.

Специалисты в обоих отделах работают высококвалифицированные, получают достойную заработную плату, которая поставлена в зависимость от количества и качества их работы. И технологи, и монтажники часто работают сверхурочно, им нравится их работа.

По рабочим вопросам сотрудники названных отделов взаимодействуют либо непосредственно друг с другом, либо через руководителей отделов. Руководитель отдела проектирования является таким же технологом, как и остальные работники данного отдела, чуть более квалифицированным и дольше других работающим в ООО «НеоДекор». Отделом он руководит весьма формально, т.е. ставит свою подпись на заявлениях работников отдела, помогает своим подчиненным в каком-либо сложном проекте, доносит до них информацию от руководства организации и, в общем-то, всё.

Начальник отдела монтажа действительно руководит своими подчиненными, которые его беспрекословно слушаются, и он полностью выполняет все функции руководителя.

При возникновении особо спорных ситуаций, руководители названных отделов обращаются за решением к техническому директору, который быстро принимает решения, иногда не до конца разобравшись в ситуации.

Монтажники постоянно ругаются с технологами, технологи – с монтажниками. То монтажникам технически сложно поставить и подключить оборудования по проекту, начерченному технологами; они говорят, что сделать это немного по-другому было бы легче, а затрат на материалы и времени потребовалось бы меньше. Но проект уже начерчен, согласован с клиентом и утвержден, и внесение изменений – слишком долгое и дорогое занятие. То монтажники самовольно упростят схему подключения, вследствие чего у технологов «не идет» следующий проект на этом же объекте.

Спорные ситуации возникают постоянно, вследствие чего идет либо пересчет проекта, либо конфликтные ситуации с клиентами и между отделами, либо большие временные затраты сотрудников обоих отделов.

Все это очень неблагоприятно отражается на рабочем настроении в коллективе, доходах организации и работников, на имидже организации в глазах клиентов. Ведь те клиенты, которые столкнулись с затягиванием сроков работ или необходимостью дополнительных расходов в связи с переделкой проекта либо работ, не стремятся следующий проект заказать именно в этой организации. Высококвалифицированные сотрудники обоих отделов, вместо того, чтобы тратить время и энергию на новые и новые проекты, вынуждены решать постоянные разногласия, что само по себе отнимает много душевных и физических сил. Люди с нежеланием приходят каждый день на работу, их заработная плата меньше, чем могла бы быть, т. к. она строго зависит от количества и качества произведенных работ.

Это пример отрицательной синергии в организации. Потенциал ООО «НеоДекор» при такой организации работ более чем в 2 раза ниже той суммы потенциалов, в которую входят профессиональные сотрудники, высококачественное оборудование, передовые технологии, организация работ и управление деятельностью. При такой организации работ и управлении деятельностью сотрудников потенциал компании будет всегда низким.

Ситуация 2.

Второй пример, мы рассмотрим на примере отдела закупок и логистики. В данном случае речь пойдет о положительном эффекте закона синергии, который сумел воплотить на практике новый руководитель отдела.

Год назад в отделе закупок и логистики была следующая ситуация: 4 равноправных сотрудника, которые занимались одной и той же работой. Конкретное задание, приходящее в определенный момент времени, выполнял тот сотрудник, который в этот момент времени был относительно свободен. «Относительно» – потому что работы у сотрудников отдела было много, отдел не справлялся с нагрузкой, периодически допускал серьезные ошибки.

То не отметят проданное оборудование в базе данных, а технолог выпишет на него счет клиенту и пообещает доставку в скором времени; то забудут срочно заказать нужную деталь для отдела монтажа, т. к. монтажник позвонил по телефону, а специалист по закупке записал на бумажке, которая потерялась в ворохе других бумаг; то «тянут» с переводом на русский язык описания нового, только пришедшего, оборудования, а технологи, соответственно, не могут его продавать и включать в проекты.

В общем, нареканий на отдел было много, срыв поставок того или иного оборудования приносил организации немалые финансовые потери; бардак в базе данных по оборудованию и несвоевременное выполнение задач отделом закупок и логистики приводили к ошибкам в работе других подразделений.

Семь месяцев назад в одного из сотрудников отдела закупок и логистики назначили руководителем этого отдела. За 7 истекших месяцев отдел стал работать четко и профессионально; работники других подразделений перестали писать служебные записки на сотрудников данного отдела; базой данных по оборудованию стали пользоваться работники других подразделений, которым это необходимо; сроки поставок оборудования уменьшились и стали в большинстве случаев соответствовать ожидаемым. Финансовые показатели работы отдела закупок и логистики поползли вверх, и, несмотря на то, что данное подразделение является затратной статьей бюджета, эти затраты уменьшились более чем вдвое.