Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.
ПРАКТИКУМ
1.1. Практическое упражнение: «Роль организации в вашей жизни».
Цель упражнения: Раскрыть роль и значение организации в жизни индивида.
Задание:
1. определить организации, которые играют важную роль в вашей жизни;
2. выявить основные характеристики этих организаций, и наиболее вам знакомой организации, определить ее вид;
3. представить основные функции менеджмента этой организации;
4. определить последствия существования данной организации.
Этапы работы:
1. Составить перечень из 5 организаций, с которыми вы имели контакты в последнее время (ваша учеба/работа, магазин, кинотеатр, поликлиника и пр.).
2. Описать характеристики одной из перечисленных организаций (работа по подгруппам).
Для составления характеристик можно воспользоваться основными параметрами организации:
¾ цели и вид деятельности (какие задачи организация перед собой ставит и чем занимается);
¾ форма собственности (государственная, частная, муниципальная и пр.);
¾ уровень формализации (неформальная, формальная);
¾ отношение к прибыли (коммерческая, некоммерческая).
3. Провести анализ функций менеджмента в этой организации.
4. Выявить последствия существования организации (позитивные и негативные) для ее работников и внешней среды.
5. Провести по результатам заполнения табл. 1.1 и 1.2 групповое обсуждение полученных данных.
6. Сделать выводы.
1.2. Практическое упражнение: Пазл «Определение понятия организации»
Цель упражнения: Изучить понятие организации.
Задание:
Рассмотреть организацию как процесс и как явление (объект) (рис. 1.1.).
Как явление организация (предприятие) – это физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.
Как процесс организации – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Этапы работы:
1. Изучить схему на рисунке 1.1.
2. Самостоятельно/в малой группе сложить данный рисунок, не допуская при этом ошибок.
3. Подвести итоги правильности сложенного пазла.
Рис. 1.1. Определение понятия организации
1.3. Практическое упражнение: Пазл «Система наук об организации».
Цель упражнения: Применение междисциплинарной методологии для изучения вклада научных дисциплин в теорию организации (таблица 1.1.).
Задание: Рассмотреть систему наук об организации (таблица 1.1.).
Этапы работы:
1. Изучить концепцию профессора Б.З. Мильнера, представляющего систему наук в следующем виде[26] (таблица 1.1.).
2. Самостоятельно/в малой группе сложить данную таблицу, не допуская при этом ошибок.
3. Подвести итоги правильности сложенного пазла.
Таблица 1.1. Система наук об организации
Научные дисциплины | Изучаемые аспекты |
Теория организации | Сущность, типы; цели, миссия, среда; структуры, коммуникации; механизм функционирования; адаптация, проектирование; динамика организации |
Теория управления | Субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; подготовка и качество руководителей; руководство; линейное и функциональное управление |
Психология | Обучение, тренировка; мотивация; личность, восприятие; удовлетворённость работой; оценка действий; отношение к труду; форма поведения |
Социология | Социализация; групповые нормы и роли; статус, власть; конфликты; бюрократия; организационная культура; |
Социальная психология | Изменение поведения, позиции; групповые процессы (формальные и неформальные) |
Антропология | Сравнительные ценности; сравнительные нормы; сравнительные позиции; этнические особенности |
Экономические науки | Регулирование; рыночные отношения; эффективность; экономическая стратегия |
Юридические науки | Законодательная регламентация; правила и нормативы; ответственность, санкции |
Информатика | Информационные потоки; обоснование решений; информационные технологии; телекоммуникации |