Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

ПРАКТИКУМ

1.1. Практическое упражнение: «Роль организации в вашей жизни».

Цель упражнения: Раскрыть роль и значение организации в жизни индивида.

Задание:

1. определить организации, которые играют важную роль в вашей жизни;

2. выявить основные характеристики этих организаций, и наиболее вам знакомой организации, определить ее вид;

3. представить основные функции менеджмента этой организации;

4. определить последствия существования данной организации.

Этапы работы:

1. Составить перечень из 5 организаций, с которыми вы имели контакты в последнее время (ваша учеба/работа, магазин, кинотеатр, поликлиника и пр.).

2. Описать характеристики одной из перечисленных организаций (работа по подгруппам).

Для составления характеристик можно воспользоваться основными параметрами организации:

¾ цели и вид деятельности (какие задачи организация перед собой ставит и чем занимается);

¾ форма собственности (государственная, частная, муниципальная и пр.);

¾ уровень формализации (неформальная, формальная);

¾ отношение к прибыли (коммерческая, некоммерческая).

3. Провести анализ функций менеджмента в этой организации.

4. Выявить последствия существования организации (позитивные и негативные) для ее работников и внешней среды.

5. Провести по результатам заполнения табл. 1.1 и 1.2 групповое обсуждение полученных данных.

6. Сделать выводы.

 

1.2. Практическое упражнение: Пазл «Определение понятия организации»

Цель упражнения: Изучить понятие организации.

Задание:

Рассмотреть организацию как процесс и как явление (объект) (рис. 1.1.).

Как явление организация (предприятие) – это физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели.

Как процесс организации – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Этапы работы:

1. Изучить схему на рисунке 1.1.

2. Самостоятельно/в малой группе сложить данный рисунок, не допуская при этом ошибок.

3. Подвести итоги правильности сложенного пазла.

 

 

Рис. 1.1. Определение понятия организации

 

1.3. Практическое упражнение: Пазл «Система наук об организации».

Цель упражнения: Применение междисциплинарной методологии для изучения вклада научных дисциплин в теорию организации (таблица 1.1.).

Задание: Рассмотреть систему наук об организации (таблица 1.1.).

Этапы работы:

1. Изучить концепцию профессора Б.З. Мильнера, представляющего систему наук в следующем виде[26] (таблица 1.1.).

2. Самостоятельно/в малой группе сложить данную таблицу, не допуская при этом ошибок.

3. Подвести итоги правильности сложенного пазла.

Таблица 1.1. Система наук об организации

Научные дисциплины Изучаемые аспекты
Теория организации Сущность, типы; цели, миссия, среда; структуры, коммуникации; механизм функционирования; адаптация, проектирование; динамика организации
Теория управления Субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; подготовка и качество руководителей; руководство; линейное и функциональное управление
Психология Обучение, тренировка; мотивация; личность, восприятие; удовлетворённость работой; оценка действий; отношение к труду; форма поведения
Социология Социализация; групповые нормы и роли; статус, власть; конфликты; бюрократия; организационная культура;
Социальная психология Изменение поведения, позиции; групповые процессы (формальные и неформальные)
Антропология Сравнительные ценности; сравнительные нормы; сравнительные позиции; этнические особенности
Экономические науки Регулирование; рыночные отношения; эффективность; экономическая стратегия
Юридические науки Законодательная регламентация; правила и нормативы; ответственность, санкции
Информатика Информационные потоки; обоснование решений; информационные технологии; телекоммуникации