Закон синергии.

Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

Закон синергии: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

Все имеющиеся в распоряжении организации ресурсы образуют ее потенциал, т. е. ее способность к деятельности. При этом различные сочетания элементов потенциала организации могут создавать большой набор возможного потенциала: от высокого, вызванного, например, совпадением целей организации с целями большинства работников, до низкого, связанного, например, с приобретением некомплектного оборудования, слабым профессиональным уровнем работников.

Синергия – процесс существенного изменения потенциала, который происходит пропорционально привлечению ресурсов либо скачкообразно. Смысл эффекта синергии заключается в том, что привлекаемые ресурсы либо усиливают, либо ослабляют друг друга, и в связи с этим общий потенциал организации становится больше или меньше суммы потенциалов всех используемых в деятельности ресурсов:

В рамках теории систем закон синергии проявляется как:

1. сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого вошедшего в состав целого элемента в отдельности;

2. совокупность элементов, образующих систему, организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов входящих в нее элементов по отдельности.

 

 

Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма:

1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, что позволяет снизить издержки и увеличить объем продаж;

2) управленческий синергизм, в случае которого эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений.

Структурный синергизм проявляется в процессе объединения аналогичных структур двух объединяющихся организаций. И если эти организации производили аналогичную или схожую продукцию или действовали на одном и том же или смежных рынках, то сокращение издержек достигает 15–25 %, а объем продаж возрастает на 25–30 %[23].

Управленческий синергизм основан на том, что организация, присоединяющая к себе другую организацию, способна более эффективно управлять приобретенным бизнесом, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов, продаже сопутствующего бизнеса. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек. Значительно реже он ведет к увеличению объема продаж компании.

Синергизм проявляется не только при поглощении одной организацией другой, но и в результате создания союзов и прочих объединений за счет более тесных отношений с поставщиками, в уже существующей группе организаций, когда менеджеры систематически приходят на помощь коллегам. Такого рода синергизм называют «дешевым», поскольку он не связан с затратами на поглощение.

Дело не столько в том, что соединяется, сколько в том, как соединяется в систему. При этом возможна как положительная, так и отрицательная синергия (рис. 10.1).

 

Рис. 10.1. Эффекты положительной и отрицательной синергии

 

Потенциал организации, т. е. возможность расширения объемов производимого продукта, повышения производительности труда, может изменяться двумя способами:

а) пропорционально привлечению дополнительного ресурса;

б) скачкообразно (соединение хорошо совместимых ресурсов создает такой общий потенциал, который существенно перекрывает потенциал, полученный при объединении потенциалов ресурсов).

Благоприятным закон синергии будет, если руководитель и подчиненные знают о нем. Определить количественное значение синергетического эффекта невозможно, главная задача руководителя – найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Синергетические эффекты оцениваются увеличением прибыли, снижением оперативных расходов и потребности в инвестициях.

Признаки достижения синергии в организации:

­ благоприятный климат в коллективе,

­ сокращение технологического цикла,

­ активное приобретение акций своего предприятия,

­ пониженная усталость работников,

­ постоянный спрос на продукцию или услуги,

­ благотворительная деятельность,

­ снижение заболеваемости,

­ частичный отказ от услуг сторонних организаций,

­ рост числа предложений по совершенствованию производства и управления,

­ поддержка коллективной оплаты труда вместо сдельной,

­ усиление интереса сотрудников к повышению профобразования,

­ постоянный спрос на продукцию организации,

­ выработка и поддержка традиций организации,

­ усиление технологической и организационной дисциплины,

­ усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству,

­ сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества совещаний по стратегическим вопросам,

­ устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям,

­ выполнение бизнес-плана.

Руководитель должен создать в организации систему, обеспечивающую реализацию закона синергии.

Для успешной реализации закона синергии применяется ряд методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др.