Закон синергии.
Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.
Закон синергии: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.
Все имеющиеся в распоряжении организации ресурсы образуют ее потенциал, т. е. ее способность к деятельности. При этом различные сочетания элементов потенциала организации могут создавать большой набор возможного потенциала: от высокого, вызванного, например, совпадением целей организации с целями большинства работников, до низкого, связанного, например, с приобретением некомплектного оборудования, слабым профессиональным уровнем работников.
Синергия – процесс существенного изменения потенциала, который происходит пропорционально привлечению ресурсов либо скачкообразно. Смысл эффекта синергии заключается в том, что привлекаемые ресурсы либо усиливают, либо ослабляют друг друга, и в связи с этим общий потенциал организации становится больше или меньше суммы потенциалов всех используемых в деятельности ресурсов:
В рамках теории систем закон синергии проявляется как:
1. сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого вошедшего в состав целого элемента в отдельности;
2. совокупность элементов, образующих систему, организована, если ее потенциал больше суммы потенциалов входящих в нее элементов по отдельности.
Специалисты в области стратегического управления выделяют два типа синергизма:
1) структурный синергизм, где эффект возникает за счет объединения ресурсов двух компаний, что позволяет снизить издержки и увеличить объем продаж;
2) управленческий синергизм, в случае которого эффект достигается благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений.
Структурный синергизм проявляется в процессе объединения аналогичных структур двух объединяющихся организаций. И если эти организации производили аналогичную или схожую продукцию или действовали на одном и том же или смежных рынках, то сокращение издержек достигает 15–25 %, а объем продаж возрастает на 25–30 %[23].
Управленческий синергизм основан на том, что организация, присоединяющая к себе другую организацию, способна более эффективно управлять приобретенным бизнесом, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов, продаже сопутствующего бизнеса. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек. Значительно реже он ведет к увеличению объема продаж компании.
Синергизм проявляется не только при поглощении одной организацией другой, но и в результате создания союзов и прочих объединений за счет более тесных отношений с поставщиками, в уже существующей группе организаций, когда менеджеры систематически приходят на помощь коллегам. Такого рода синергизм называют «дешевым», поскольку он не связан с затратами на поглощение.
Дело не столько в том, что соединяется, сколько в том, как соединяется в систему. При этом возможна как положительная, так и отрицательная синергия (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Эффекты положительной и отрицательной синергии
Потенциал организации, т. е. возможность расширения объемов производимого продукта, повышения производительности труда, может изменяться двумя способами:
а) пропорционально привлечению дополнительного ресурса;
б) скачкообразно (соединение хорошо совместимых ресурсов создает такой общий потенциал, который существенно перекрывает потенциал, полученный при объединении потенциалов ресурсов).
Благоприятным закон синергии будет, если руководитель и подчиненные знают о нем. Определить количественное значение синергетического эффекта невозможно, главная задача руководителя – найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.
Синергетические эффекты оцениваются увеличением прибыли, снижением оперативных расходов и потребности в инвестициях.
Признаки достижения синергии в организации:
благоприятный климат в коллективе,
сокращение технологического цикла,
активное приобретение акций своего предприятия,
пониженная усталость работников,
постоянный спрос на продукцию или услуги,
благотворительная деятельность,
снижение заболеваемости,
частичный отказ от услуг сторонних организаций,
рост числа предложений по совершенствованию производства и управления,
поддержка коллективной оплаты труда вместо сдельной,
усиление интереса сотрудников к повышению профобразования,
постоянный спрос на продукцию организации,
выработка и поддержка традиций организации,
усиление технологической и организационной дисциплины,
усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству,
сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества совещаний по стратегическим вопросам,
устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям,
выполнение бизнес-плана.
Руководитель должен создать в организации систему, обеспечивающую реализацию закона синергии.
Для успешной реализации закона синергии применяется ряд методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др.