Особенности перехода в старшую школу

Адаптация ребенка при переходе в среднюю школу

1.Особенность - переход от одного учителя к нескольким предметникам (ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка – ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько). Задача родителей – познакомиться со всеми учителями, попытаться вникнуть в круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у ребенка и если понадобится, то помочь своему ребенку. Преимущества перехода из начальной школы в среднюю: - дети узнают свои сильные и слабые стороны; - учатся смотреть на себя глазами разных людей; - гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общается Опасности данного периода: - постепенное снижение интереса к учебе; - интенсивное расширение контактов; - осваивание окружающей действительности за порогом класса и школы; - обретение своего «Я» в социальном плане Задача родителей – помогать, поддерживать, контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца. Если возникли проблемы с учебой, то необходимо дать возможность ребенку проявить себя в чем-то другом. Не стоит устраивать скандалы из-за «двоек», т.к. в большинстве случаев это приведет к отчуждению подростка и ухудшению взаимоотношений.

2.Особенность – возросшая степень самостоятельности. В бытовом плане это хорошо. Но именно в этот период дети идут на эксперименты – начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики, заводят сомнительные знакомства. Задача родителей – спланировать свободное время подростка так, что бы у него не оставалось времен на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Вместе с ребенком подумать, какие кружки (студии, факультативы) хотел бы он посещать, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

- Многие старшеклассники уже определились с выбором профессии и могут явно разделять школьные предметы на «полезные» и «ненужные». В этом случае родителям необходимо помочь ребенку ближе познакомиться с этой профессией, может оказаться что это «мимолетное увлечение». - Возврат интереса к учебе, стремление продолжить учиться после школы, получить высшее образование. Следует обратить внимание, а умеет ли ребенок учиться, т.е. сам добывать знания? После поступления в ВУЗ это может стать главной трудностью. Поэтому еще в школе необходимо научиться конспектировать, добывать информацию из разных источников. –Сложность во взаимодействии взрослых и детей, что касается их личной жизни. На этом этапе родителям нужно проявлять больше такта и уважения по отношению к ребенку, своим собственным примером демонстрировать оптимальные модели поведения и как надо строить отношения с миром.