Организационная культура, определение и характеристика.

Лекция 8. Организационная культура и ее роль в формировании организаций.

Корректировка организационных структур.

Приведение структуры организации в соответствие изменившимся условиям является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации при возникновении серьезных причин, не вызывающих сомнений.

Причинами необходимости корректирования организационных структур являются:

– изменение внешней экономической обстановки;

– неудовлетворительное функционирование предприятия (рост издержек, снижение производительности труда, текучесть кадров, снижение внутренних и внешних рынков, уменьшение масштабов деятельности, недостаток ресурсов и т. д.);

– перегрузка высшего руководства;

– изменение технологи управления;

– разногласия по организационным вопросам;

– необходимость перераспределения прав и функций;

– отсутствие перспективы;

– рост масштаба деятельности;

– увеличение разнообразия;

– объединение хозяйствующих субъектов;

– влияние технологий производственных процессов.

Каждое из отмеченных обстоятельств приводит к изменениям организационной структуры и соответственно к пересмотру главной стратегии предприятия, так как ни стратегия, ни структура не могут быть установлены независимо друг от друга.

 

Раздел III. Функционирование организаций.

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п.

Организационная культура (ОК) – это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

ОК – совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений[20].

OK – весьма подвижная категория, зависящая от мирового общественного развития: развития страны, компании и т.д. В противоположность ОК существует псевдоорганизационная культура (ПОК), сформированная на базе гипертрофированных общественных условий, например, организационная культура террористических и мафиозных организаций, организационная культура наркобизнеса. Конечно, влияние ПОК ничтожно по сравнению с естественной ОК.

OK – понятие, собирательное для организации. ОК организации включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Отклонение от этих норм сильно влияет на человека как положительно, так и отрицательно. Это связано с организацией работы на рабочем месте, системой материального и морального стимулирования, стилем руководства, системой контроля, одеждой, отношением к личным странностям. ОК основана на ОК власти, роли, поступков и личности. Культура власти определяется профессионализмом руководства и лояльностью подчиненных. ОК поступков базируется на потребностях и интересах человека и общества, на приоритете личного над общественным. ОК роли работника определяется набором служебных инструкций и положений.

Свойства организационной культуры:

¾ Общность. Это означает, что не только все знания, ценности, установки, обычаи, но и многое другое используется группой для удовлетворения глубинных потребностей ее членов.

¾ Объективность. Основные элементы культуры организации не требуют доказательств, они сами собой разумеются.

¾ Иерархичность и приоритетность. Любая культура предполагает ранжирование ценностей. Часто во главу угла ставятся абсолютные ценности, приоритетность которых безусловна.

¾ Системность. Организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.

Таким образом, различные организации тяготеют к определенным приоритетам в ОК. ОК может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. Существует предпринимательская ОК, государственная ОК, ОК лидера, ОК при работе с персоналом и др.

В состав ОК входит управленческая культура организации. Она реализуется в повышении эмоционального состояния работников и активизации их деятельности.