Принципы статического состояния организации.

Сущность и классификация принципов организации.

Лекция 5. Принципы организации.

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – это основное исходное положение теории, учения, науки; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; нормы поведения и деятельности, опирающиеся на практический опыт или сложившуюся систему знаний.

В силу того, что рассматриваемые нами принципы относятся к теории организации, следует учитывать тройственный характер самого понятия организации как системы. Организация,

во-первых, является социальным образованием (институтом) с определённым статусом и стационарным объектом, реально существующим какое-то время (на протяжении ЖЦ);

во-вторых, она осуществляет функциональную деятельность и, следовательно, нуждается в управленческих воздействиях, которые обеспечивают целенаправленность данного процесса;

в-третьих, любой организации присуща структурная упорядоченность элементов, образующих её как систему.

Изучение принципов организации и использование их в практической работе менеджеров вне зависимости от их сферы деятельности последних необходимо, как минимум, для упрощения анализа и оптимизации управляющих воздействий на отдельные элементы и организацию в целом.

Принципы организации весьма многочисленны и разнородны.

Принципы могут рассматриваться применительно:

¾ к определённой группе законов (законы социальной организации, основополагающие, второго уровня),

¾ конкретному закону (самосохранения, развития, синергии, единства анализа и синтеза),

¾ определённому этапу ЖЦО (рост и развитие, зрелость, спад, деградация),

¾ состоянию организации (уровни устойчивости, подвижности, адаптивности), а также

¾ в «привязке» к многочисленным параметрам её функционирования.

Однако при всей пестроте принципов и классификаций главную роль здесь играет опора на всеобщий принцип-аксиому:

«Все элементы целого должны соответствовать друг другу, иметь между собой определённые связи, иерархию и способствовать достижению целей организации».


Особую практическую ценность для менеджеров организаций представляет классификация конкретных принципов в виде четырёх основных групп: общих, принципов статической и динамической организации и рационализации (рис. 5.1).

 

 


Рис. 5.1. Классификация принципов[10] организации (по Э.А. Смирнову)[11].

 

Другие принципы, используемые в теории организации представлены в плане семинарских занятий на эту тему[12].

В связи с тем, что организация рассматривается нами в статике (как упорядоченное состояние целого), в динамике (как процесс по упорядочению) и в прогрессивном развитии, принципы организации можно условно разделить на следующие группы:

−принципы организационной статики, определяющие правила построения структур (структуризации);

−принципы организационной динамики – общие правила формирования организационных процессов;

−принципы рационализации – общие правила совершенствования статики и динамики организации.

 

Рассмотрим принципы статического состояния организации:

­ наивысшего приоритета цели,

­ приоритета функций над структурой

­ субъекта управления над объектом).

Принцип наивысшего приоритета цели (целей) организации предусматривает установление «прямой» последовательности (цепочки) элементов системы: «цель – задача – функция – структура – персонал». В условиях создания, реорганизации (например, сокращения или объединения) и ликвидации компании житейское правило «семь раз отмерь – один раз отрежь» следует поднять на более высокий уровень: «до семидесяти семи раз» («up to seventy times seven»).

Принцип приоритета функций над структурой реализуется в процессе создания фирмы теми, кто не стремится копировать «чужую» структуру[13], поскольку, во-первых, не боится экспериментировать и, во-вторых, исполнен решимости создать уникальную «структуру» под «набор» конкретных функций, ведущих к достижению поставленных целей.

Принцип приоритета субъекта над объектом управления выражен в последовательности создания структурных элементов (подразделений) организации, подбора и расстановки кадров. Сначала нужно подобрать руководителя (специалиста), обладающего достаточным опытом, способного выполнять предписанные функциональные обязанности и организовать работу персонала, а затем поручить ему формирование «команды».