Методика анализа жизненного цикла организации.
Стадии развития коммерческой структуры.
Для коммерческих структур характерно наличие определённых стадий, масштабность и значимость которых связана с рассмотренными этапами ЖЦО (см. рис. 4.2.).
Так, каждому этапу (по оси Т) соответствует определённая стадия и масштабность функционирования организации. Например, для этапа «младенчество» характерно проявление факторов и определённых параметров стадии «рыночной уязвимости», а на этапе «быстрого роста» следует учитывать несколько взаимосвязанных стадий: необходимость достаточного уровня профессионализма менеджеров и исполнителей; своевременность распределения обязанностей и делегирования полномочий (кризисные явления «автономности», «корпоративных отношений»), формирование эффективной системы управления («кризис управления») и другие.
Рис. 4.2. Стадии развития коммерческой структуры.
Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт и ответить на ряд важных вопросов:
— Что представляет собой наша организация сегодня?
— Чего мы достигли, чего — нет?
— Какие у нас накопились противоречия и трудности?
— Почему их не удается в полной мере преодолеть?
— Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности преодолевались легче и быстрее?
Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это — слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).
Кривая жизненного цикла характеризует основную тенденцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления.