Особенности функционирования социальной системы (организации).
Место организации в теории систем.
Каждая организация должна обладать признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
Отсутствующий признак организации | Возможные последствия |
Множество элементов | Нехватка ресурсов, некомплект составляющих технологического процесса |
Единство главной цели у всех элементов | Отсутствие единой сплоченной команды |
Связи между элементами системы | Обособление каждого элемента организации от общего дела, нет возможностей синергии |
Относительная самостоятельность элементов системы (персонала) | Отсутствие возможности проявления творческого подхода, нет возможностей самовыражения |
Четко выраженное управление | Наличие хаоса и анархии |
Современный мир, который окружает человека и является сложнейшей суперсистемой, как и его собственный (внутренний) мир, можно представить в единстве трёх основных систем (подсистем[4]). Во-первых, наряду с другими живыми существами люди выступают частью биологической системы, во-вторых, отдельные индивиды и группы – элементы общества, или социальной системы, в-третьих, как и в прежние времена, а в эпоху глобальных информационно-коммуникативных изменений это особенно выражено, житель Земли является и «человеком техническим». Изобретая, производя и совершенствуя разнообразные технические устройства и системы, он одновременно является как субъектом, так и объектом, ощущающим на себе влияние организаций, занимающихся сбором, систематизацией и распространением информации.
В организации происходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действием законов организации, к субъективным – процессы, связанные с принятием управленческих решений.
Социальная система – это совокупность относительно самостоятельных организаций, созданных в интересах различных субъектов (индивидов, групп, институтов, государств, мирового сообщества) и функционирующих для достижения определённых целей.
Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и проч. Основным связующим элементом социальной системы является человек.
Элементы социальной системы, будь то политические партии, государственные учреждения, предприятия, семьи или отдельные граждане, являются относительно самостоятельными и сложно организованными (независимо от роли и значения в обществе). При этом каждая «клеточка» социального организма активно участвует в едином процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Основными разновидностями организационных отношений выступают дуальные элементы и системы:
вертикальные и горизонтальные;
централизованные и децентрализованные;
формальные и неформальные;
коллективные (групповые) и персональные (личные);
служебные и внеслужебные;
равенства и неравенства;
легитимные (законные) и противоправные;
зависимые и независимые;
последовательные и параллельные;
устойчивые (долговременные) и неустойчивые (кратковременные);
конкуренции и сотрудничества;
совместимые и несовместимые;
детерминированные и стохастические (вероятностные);
центростремительные и центробежные;
аддитивные[5] и альтернативные[6];
симметричные и асимметричные.
Перечисленные элементы имеют «парный» характер и требуют выбора оптимальной взаимосвязи в своём единстве.
Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями, которые играют существенную роль в современном мире.
Особенности социальных организаций:
реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных);
сложность, динамизм, высокий уровень неопределенности.
Наиболее распространены социально-экономические системы. Существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для организаций:
1. социально-экономических, цель - получение максимальной прибыли;
2. социально-культурных - достижение эстетических целей;
3. социально-образовательных - достижение современного уровня знаний.