Бизнес-планирование в системе внутрииздательского управления

НА ИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата выхода: I кв. 2002 г.

Тематическим планированием в современном издательстве заняты книжные редакции и плановый отдел. Всесторонне оценить содержание произведения в издательстве, его новизну и актуальность, разуме­ется, может только редактор. Квалифицированный ведущий редактор способен также предварительно рассчитать себестоимость издания, определить приблизительный размер авторского гонорара и т.д. При­чем точность этой калькуляции должна быть такова, чтобы позволить на ее основе принять безошибочное решение об издании произведе­ния или отклонении авторского предложения.

Дальнейшие расчеты проводит плановый отдел, который уточняет показатели предварительной калькуляции, а также распределяет величи­ну постоянных издательских расходов на себестоимость всех изданий, включенных в тематический план. Отличительной особенностью кратко­срочного тематического планирования является тесное взаимодействие книжных редакций и планового отдела с дирекцией и бухгалтерией из­дательства, занятыми оформлением издательских договоров. Лишь после подписания договора можно с достаточной степенью уверенности про­гнозировать величину издательской себестоимости проекта.

Определяя объем каждой тематической группы в процентном со­отношении к общему объему выпуска и тираж отдельного издания, плановые работники вынуждены обращаться к опыту выпуска изда­ний того же вида литературы, данным маркетинговых исследований. Фактически речь идет еще об одном аспекте тематического планиро­вания — выявлении и группировке убыточных, малобюджетных и высокоприбыльных изданий, соотношение которых в плане выпуска должно быть таким, чтобы обеспечить прибыль по основной деятель­ности предприятия.


 

Глава 5

 

Тематическое планирование выступает в качестве составной части более общей плановой работы издательского предприятия, ставящей своей целью проектирование его хозяйственной деятельности. Ее час­то называют бизнес-планом предприятия.

Задачи тематического и бизнес-планирования, как можно убедить­ся, имеют общие точки пересечения, а в чем-то расходятся. Во-первых, специфика тематического планирования обращена исключительно к целям и задачам издательской деятельности, а бизнес-планирование может вестись на любом предприятии. Во-вторых, тематическое пла­нирование решает серьезные социальные задачи в удовлетворении об­щественных потребностей в литературе, а также связано, хоть и опо­средованно, с задачами государственного строительства.

Таким образом, тематическое и бизнес-планирование, имея общие точки пересечения в единицах измерения, количестве, объемных группах (тиражи) и сроках выпуска производимой продукции, не сов­падают в своих целевых установках.

В специальной литературе перечисляются основные задачи, кото­рые помогают решить бизнес-планирование:

• определить конкретные направления деятельности предприятия, выявить целевые рынки и его место на этих рынках;

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели предпри­ятия, стратегию и тактику их достижения;

• выявить соответствие имеющихся кадровых ресурсов... требова­ниям для достижения поставленных целей;

• определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта;

• оценить финансовое положение и соответствие имеющихся, ресурсов возможностям достижения поставленных целей...».

Задачи бизнес-планирования тесно связаны с целями деятельно­сти предприятия. Среди наиболее значимых целей, согласно оценке А.В. Лукашевича, оказываются: обеспечение оптимальной рента­бельности предприятия, его отдельных подразделений и конкретных проектов, обеспечение устойчивого положения фирмы за счет ис­пользования потенциала конкурентоспособности и кадровой полити­ки, разработка новых направлений развития.

Эффективное бизнес-планирование характерно для новых, недавно учрежденных предприятий, придерживающихся активной конкурент­ной рыночной стратегии развития. В издательском деле элементы биз­нес-планирования часто встречаются в фрагментарном виде, например, в качестве упомянутых выше калькуляций отдельных издательских проектов. Издательский проект, таким образом, можно рассматривать как составную часть бизнес-плана и темплана, осуществление которой образует предмет деятельности издательского предприятия, а цель реа­лизации предусматривает получение определенных финансово-произ­водственных и социально-культурных результатов.

Основные этапы бизнес-планирования на издательском предпри­ятии могут быть представлены следующей схемой:

1. Постановка целей издательского проекта.

2. Описание продукта.

3. Оценка себестоимости проекта.

4. Ценообразование и прогноз рентабельности проекта.

5. Оценка устойчивости проекта и определение путей возможной доработки продукта.

6. Выработка мер по доработке продукта.

7. Принятие решения о реализации проекта.

Издательский проект образует совокупность издательских и плано­во-финансовых документов, а также творческих идей, обеспечивающих его реализацию. Документарное обеспечение издательского проекта, таким образом, образуют: авторская заявка или план-проспект произ­ведения, авторский оригинал, рецензия, редакционное заключение, смета калькуляции издательской себестоимости, издательский договор, акт одобрения и издательский оригинал. Каждый из вышеперечислен­ных документов играет свою роль в практике бизнес-планирования.

Постановка целей издательского проекта и описание продукта (ав­торского произведения) осуществляется в авторской заявке и плане-проспекте. Оценка себестоимости и прогноз рентабельности проекта производится в предварительном расчете издательской себестоимости и калькуляции прибыльности издательского проекта. Оценка устойчи­вости проекта и определение путей возможной доработки произведе­ния — предназначение издательской рабочей рецензии. Редакционное заключение вырабатывает меры по возможной доработке авторского произведения. Наконец, окончательное принятие решения о реализации проекта содержит акт одобрения и издательский договор.

Особенностью процесса разработки и осуществления издатель­ского проекта является привлечение к нему авторов произведений, выводящее сферу бизнес-планирования за пределы издательского предприятия. С точки зрения реализации задач эффективного плани­рования, постановка целей издательского проекта, прежде всего, под­разумевает получение прибыли. Достижению этой ведущей цели предшествует целая система научно-обоснованных и методически выверенных шагов, включая определение вида литературы и вида из­дания для готовящегося произведения, целевого назначения и чита­тельского адреса, объем произведения в авторских листах, способ пе­чати и сортность бумаги, используемой для текста и обложки, характер иллюстративного оформления и т.д.

Все эти параметры будущего издания могут быть объединены по­нятием «концепция издания», характеризующим выбор формообра­зующих параметров книги, которые связывают себестоимость ее про­изводства и рентабельность продаж. Особого внимания при разработке концепции издания заслуживает категория читательского адреса. Со­временные издательства вынуждены заниматься моделированием точ­ного портрета читателя по каждому виду литературы и виду издания, выпускаемых издательским предприятием.

Моделирование происходит, опираясь на результаты социологиче­ских опросов, опыт продаж книготорговых предприятий и т.д. Издателям также очень важно определить целевое назначение готовящегося произ­ведения, будь то добывание информации или развлекательное чтение, наметить круг тем, актуальных для данного читателя. Очень важное зна­чение в связи с ростом цен на книжную продукцию приобрел фактор «толщины кошелька» целевого потребителя. Размер целевой группы и число потенциальных покупателей вместе с маркетинговыми средства­ми, используемыми издательством, в дальнейшем скажутся на установке объема тиража.