Тематическое планирование в советском книгоиздании

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПЛАНОВОЙ РАБОТЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Тематическое планирование выпуска литературы в тех рамках, в которых оно существовало в условиях административно-командной системы, являлось важнейшей составной частью общегосударствен­ного планирования в книгоиздании. Оно направлялось на более пол­ное удовлетворение общественных потребностей в книгах и брошю­рах, развитие науки, культуры и образования.

Федеральный орган, руководящий книгоизданием, на основе вы­явленных потребностей общества разрабатывал тематические направ­ления, пропорции и видовую структуру выпуска литературы в целом по стране, осуществлял контроль за реализацией, анализировал разви­тие книгоиздания по основным количественным показателям (объем, тираж, количество названий), периодически устанавливал нормативы этих показателей, осуществлял анализ готовящейся и выпускаемой литературы с точки зрения ее актуальности, эффективности, научного и художественного уровня, качества полиграфического исполнения путем рецензирования рукописей и книг, составления обзоров, учета пожеланий и замечаний читательской аудитории.

Госкомиздат, координируя выпуск литературы в соответствии с раз­работанными пропорциями и тематическими направлениями издания книг и брошюр, обязан был не допускать появления неоправданно дуб­лирующихся, параллельных и малоактуальных работ, разрабатывал и контролировал выполнение целевых комплексных программ издания литературы в стране, выпуск собраний сочинений и избранных произведе­ний, а также межиздательских серий и библиотек, в соответствии с вы­явленными потребностями общества в литературе, поручал издательст­вам выпуск отдельных книг и брошюр особо актуальной тематики.

Издательства несли полную ответственность за реализацию основ­ных тематических направлений, соблюдение пропорций и видовой структуры в перспективных (5 лет и более) и годовых тематических планах выпуска литературы с учетом установленных предельных нор­мативов основных количественных показателей. При формировании тематических планов издательства обеспечивали новизну тематики, расширяли круг авторов, использовали метод социального заказа. К ра­боте над тематическим планами издательства привлекались редакцион­ные советы и их секции. Доработанные с учетом замечаний и предло­жений тематические планы утверждались директорами издательств.