Тематическое планирование в советском книгоиздании
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПЛАНОВОЙ РАБОТЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Тематическое планирование выпуска литературы в тех рамках, в которых оно существовало в условиях административно-командной системы, являлось важнейшей составной частью общегосударственного планирования в книгоиздании. Оно направлялось на более полное удовлетворение общественных потребностей в книгах и брошюрах, развитие науки, культуры и образования.
Федеральный орган, руководящий книгоизданием, на основе выявленных потребностей общества разрабатывал тематические направления, пропорции и видовую структуру выпуска литературы в целом по стране, осуществлял контроль за реализацией, анализировал развитие книгоиздания по основным количественным показателям (объем, тираж, количество названий), периодически устанавливал нормативы этих показателей, осуществлял анализ готовящейся и выпускаемой литературы с точки зрения ее актуальности, эффективности, научного и художественного уровня, качества полиграфического исполнения путем рецензирования рукописей и книг, составления обзоров, учета пожеланий и замечаний читательской аудитории.
Госкомиздат, координируя выпуск литературы в соответствии с разработанными пропорциями и тематическими направлениями издания книг и брошюр, обязан был не допускать появления неоправданно дублирующихся, параллельных и малоактуальных работ, разрабатывал и контролировал выполнение целевых комплексных программ издания литературы в стране, выпуск собраний сочинений и избранных произведений, а также межиздательских серий и библиотек, в соответствии с выявленными потребностями общества в литературе, поручал издательствам выпуск отдельных книг и брошюр особо актуальной тематики.
Издательства несли полную ответственность за реализацию основных тематических направлений, соблюдение пропорций и видовой структуры в перспективных (5 лет и более) и годовых тематических планах выпуска литературы с учетом установленных предельных нормативов основных количественных показателей. При формировании тематических планов издательства обеспечивали новизну тематики, расширяли круг авторов, использовали метод социального заказа. К работе над тематическим планами издательства привлекались редакционные советы и их секции. Доработанные с учетом замечаний и предложений тематические планы утверждались директорами издательств.