Издательского проектирования

Нормирование труда в системе

Под нормированием труда понимается установление норм, руково­дящих начал или правил труда. Нормирование труда играет важную роль в распределении благ по труду, планировании производства и ценообра­зовании продукции. «Нормы труда, — отмечает Г.В. Павлова, — являются основой эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. Они включают функцию социальной защиты работника от чрезмерной интенсивности труда со стороны работодателя...».

Подробное описание различных видов норм труда дается в учеб­ном пособии «Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях».

Норма времени определяется как регламентированные затраты рабо­чего времени на изготовление (обработку) единицы продукции, выпол­нение единицы работ или какой-либо производственной операции.

Нормой выработки называется объем работ или продукции в на­туральном выражении, который должен быть выполнен или выпущен за единицу рабочего времени (час, смену и т.д.).

Нормированное задание представляет собой календарное время, установленное работнику, бригаде или группе работников для выпол­нения известного объема работ, или количество работы, установлен­ное им для выполнения в известное календарное время (смену, неде­лю, декаду или месяц).

В практике издательского менеджмента принята система услов­ных наименований объемных запасов рукописей в зависимости от со­стояния их редакционно-издательской подготовки на каждом из трех этапов реализации издательского проекта — договорной, редакцион­ный и производственный портфели.

Договорным портфелем называется незавершенный литератур­ный материал авторских произведений, находящихся в стадии напи­сания или доработки, включенных в тематический план издательства.

Редакционный портфель образует совокупность авторских про­изведений, переданных в издательство для последующей редакцион­но-издательской подготовки.

Производственным портфелем называется совокупность ориги­налов авторских произведений, прошедших редакционно-издатель­скую подготовку, и переданных в производственный отдел издатель­ства для последующего тиражирования.

В редакционный и производственный портфели издательства мо­гут также включаться рукописи и оригиналы произведений, издавае­мых по договору заказа, однако их учет ведется отдельной строкой.

Договорной, редакционный и производственный портфели образу­ют так называемый издательский портфель. Этот термин был введен для обозначения качественного параметра литературного материала, переданного в издательство, и его количественного выражения, ис­пользуемого для расчета необходимых трудозатрат, бумаги и расход­ных материалов в тематическом и бизнес-планировании. Таким обра­зом, количественные показатели понятия издательского портфеля служат в качестве планово-статистической характеристики издательского проекта.

В решении задач оперативного планирования на издательском пред­приятии и нормировании труда его работников определяющее значение имеет объем издательского портфеля. Он измеряется в учетно-издательских листах и может быть рассчитан на любой промежуток времени (однодневный, месячный, квартальный, полугодовой выпуск и т.д.).

В оперативном планировании активно используется еще одна важ­ная характеристика издательского портфеля — длительность нахожде­ния в нем литературного материала. Исчерпывающее описание этого параметра предлагает В.А. Маркус. Согласно его оценке, длитель­ность нахождения литературного материала в договорном портфеле за­висит от средних объемов авторских оригиналов и от времени, нужного автору для написания литературного произведения, либо времени на доработку возвращенного редакцией оригинала. Сроки нахождения оригиналов авторских произведений в редакционном портфеле опреде­ляются видом литературы и сложностью редактирования (для редакто­ров были установлены дифференцированные нормативы загрузки в за­висимости от трудоемкости редактирования), средним объемом оригиналов, сроками изготовления графического материала и вычитки.

На длительность нахождения издательских оригиналов в производст­венном портфеле влияют объемы этих оригиналов, тиражи изданий, сроки их производственно-технической подготовки и печати тиражей.

Наличие во всех трех расчетных схемах параметра объема ориги­налов обусловлено использованием коэффициентов, отражающих нормативные, сроки подготовки одного учетно-издательского листа оригиналов изданий. Нормативные сроки были определены посредст­вом статистических исследований процессов подготовки и выпуска книжных изданий ведущими предприятиями издательской отрасли на момент утверждения этих сроков приказом Госкомиздата.

Нормативные сроки играют большую роль в издательском планиро­вании, на их основе базируются используемые методики нормирования труда, а также расчет ставок заработной платы в издательствах. Как эффективный механизм организации плановой работы, схемы расчета нормативных сроков применяются в современном издательском плани­ровании при исчислении трудозатрат. Заменить устаревшие коэффици­енты для расчета временных затрат на подготовку условного учетно-издательского листа призвана система поправочных коэффициентов. Эти коэффициенты учитывают изменившиеся с момента утверждения нор­мативных сроков технологии подготовки издательских оригиналов, вне­дрение которых позволило значительно сократить фактические сроки нахождения литературного материала в издательском портфеле.

Длительность нахождения оригинала в издательском портфеле с учетом поправочных коэффициентов может быть рассчитана по сле­дующей формуле:

 

V x N x

 

где V — объем оригинала в учетно-издательских листах; N — норматив­ный срок для подготовки одного учетно-издательского листа; — поправочный коэффициент.

 

Показатели объемов литературного материала, находящегося в изда­тельском портфеле на определенный период времени, получают приме­нение при анализе эффективности тематического планирования. Первым шагом к анализу выполнения тематического плана является выявление обеспеченности издательского портфеля запасом рукописей. Емкость портфеля ограничена. «Суммарный портфель заказов по каждой позиции ассортимента, принятый к использованию на предстоящий срок, не мо­жет превышать объема производства, запланированного производственной программой», — отмечают Л.А. Давыдова и В.К. Фельцман.

Одна из форм контроля обеспеченности отделов издательства ли­тературным материалом заключается в регулярном ведении статисти­ки запасов издательских портфелей, типовой образец которой приве­ден в табл. 2.

 

Таблица 2 Расчет запасов издательских портфелей

 

 

 

Вид литературы (редакция) План уч.-изд. листы Договорной портфель Редакционный портфель Производственный портфель
уч.-изд. листы в% к плану уч.-изд. листы 8% к плану уч.-изд. листы в% к плану
               
               
               

При помощи вышеприведенной формы происходит контроль выполнения тематического плана по каждому виду литературы, вы­пускаемой издательством, либо по каждой редакции издательского предприятия. Вторая графа таблицы фиксирует объем выпуска литературы в учетно-издательских листах по каждому ее виду, установ­ленный тематическим планом. Три последние графы содержат све­дения о запасах рукописей и оригиналов в каждом из издательских портфелей в учетно-издательских листах и в процентном отношении к плану выпуска.

Расчет объемных характеристик издательского портфеля принадле­жит к числу специальных операций и процедур по управлению запасами в издательстве. Среди запасов рукописей, создаваемых на издательском предприятии, различают текущие и страховые (резервные). Текущие за­пасы создаются с целью организации непрерывной работы производст­венных подразделений издательства в количестве, обеспечивающем бес­перебойное выполнение тематического плана. Страховые (резервные) запасы формируются в случае отсутствия реальных возможностей вы­пуска издания в текущем периоде, но при наличии всех необходимых средств для реализации издательского проекта в будущем.

Объемы текущих запасов литературного материала в издательстве не могут быть чрезмерно большими, превышающими производствен­ные возможности предприятия в планируемом периоде. Недопустимо и наличие маленьких запасов — такая ситуация чревата перебоями в производстве. Поэтому задача оптимизации запасов рукописей в из­дательстве чрезвычайно важна.

Оптимизация текущих портфельных запасов требует организации их планомерного пополнения и контроля заданных размеров. В каче­стве перспективной задачи управления издательскими проектами должно быть налажено ритмичное выполнение тематического плана издательства. Решение этой задачи сопряжено с рядом объективных трудностей, с которыми сталкивается любая плановая работа в совре­менном книгоиздании. Напряженная конкурентная борьба и постоян­ный поиск новых ниш на книжном рынке заставляют издательство проводить гибкую репертуарную и плановую политику.

Значимость ритмичного выполнения тематического плана изда­тельским предприятием подчеркивается хотя бы тем, что «при нали­чии авралов в последнюю декаду месяца качество продукции ухудша­ется, потери от брака растут, себестоимость продукции повышается, а сумма прибыли и рентабельность снижаются. Кроме того, неритмич­ное выполнение плана приводит к финансовым затруднениям изда­тельства, так как денежные средства на расчетный счет издательства поступают неравномерно или не поступают вообще. При неритмич­ном выпуске образуются сверхнормативные остатки незавершенного производства, издательство испытывает недостаток в оборотных средствах, что приводит к задолженности».

Задача каждого издательства состоит в ускорении прохождения изданий в редакционно-производственных процессах, минимизации сроков подготовки издательской продукции. Разумеется, при этом не исключаются те случаи, когда сокращение производственных сроков ведет к снижению качества подготовки изданий.