Формы и методы оплаты труда на издательском предприятии

 

В издательско-полиграфическом производстве, как и любом другом, результат конечной работы зависит от применяемых форм и методов стимулирования труда. В советскую эпоху активно использовалось мо­ральное стимулирование, основной упор воздействия которого прихо­дился не на личное, а на коллективное сознание трудящихся. Важней­шими инструментами морального стимулирования труда было участие трудовых коллективов в социалистических соревнованиях, система по­четных наград и званий. Участие членов трудовых коллективов в корпо­ративных мероприятиях культурно-досугового характера в качестве мо­рального стимулирования труда используется до сих пор, несмотря на отдаление их производственной тематики.

Наиболее значимыми инструментами материального стимулиро­вания труда на современных предприятиях являются заработная плата и система премирования. Заработной платой называется оплата труда, часть национального дохода, возмещающая затраты необходи­мого труда в денежной форме в соответствии с экономическим зако­ном распределения по труду.

Система оплаты труда в издательском деле изначально сложилась как тарифная, что связано с самим характером издательско-полиграфического производства. Главной отличительной особенностью тариф­ной системы является оценка трудового вклада работника, исходя из ус­тановленных норм труда, — фактически, норм выработки. Именно на основе использования тарифной сетки и ставок сложилась система нор­мирования труда издательских работников, определяющая необходимые объемы выработки в зависимости от компетенции (разряда работника) и характера трудовой деятельности.

Заработная плата имеет две основные формы: повременную и сдельную. «Повременной заработной платой называется система за­работной платы, при которой заработок определяется исходя из коли­чества отработанного времени», — пишет Т.В. Юрьева. Рабочим с повременной заработной платой ее сумма определяется, на основе учета количества отработанных часов и часовой тарифной ставки оп­латы труда. «Сдельной заработной платой, — продолжает автор, — называется заработная плата, рассчитанная по сдельным расценкам за единицу изделия (операции) и по количеству изготовленных изделий (совершенных операций). При сдельной оплате труда расценки опре­деляются, исходя из установленных разрядов работы, тарифных ста­вок (окладов) и норм выработки (норм времени).

Основной формой оплаты труда на издательских предприятиях является повременная заработная плата, выбор которой продиктован самим характером труда в издательстве, особенностями получаемого продукта как результата коллективной деятельности. В отдельных случаях для оплаты труда корректоров, верстальщиков, сканировщиков и внештатных редакторов используется сдельная форма.

Управленцу, занятому планированием труда на издательском предприятии, следует учитывать важнейший недостаток сдельной оп­латы труда — не заинтересованность работника в качестве выпускае­мой продукции, — чреватый, прежде всего, низким уровнем редакционно-издательской подготовки литературы.

Заработная плата на издательском предприятии, как и любом дру­гом, начисляется из фонда оплаты труда, формируемого по результатам деятельности за отчетный период. Он исчисляется, исходя из норм вы­работки, численности сотрудников, объема произведенной продукции. Фондом заработной шпаты предприятия называется общая сумма за­работной платы его сотрудников, устанавливаемая в плановом порядке по результатам работы предприятия, и включающая все формы сдель­ной и повременной оплаты по сдельным расценкам и тарифным став­кам, премии и социальные льготы без вычета уплаченных налогов.

В советскую эпоху базовый фонд оплаты труда начислялся из за­ниженных норм выработки и завышенной численности издательских работников. Для экономического стимулирования труда коллективов издательств в советское время директивно образовывались фонды материального поощрения, фонды социально-культурных мероприятий, из­дательской техники и т.д. Эти фонды образовывались за счет отчисле­ний от прибыли, полученной от реализации издательской продукции. Причем роль государства в экономической поддержке издательской деятельности была двояка — с одной стороны, государство гарантиро­вало закупку произведенной продукции по фиксированным ценам, с другой стороны, забирало почти всю прибыль в виде налогов в бюджет. Средства фонда материального поощрения расходовались:

• на премирование за выполнение и перевыполнение плана;

• для единовременного поощрения отличившихся работников;

• на выплату вознаграждения за общие годовые итоги деятельности издательства;

• на оказание единовременной помощи.

Переход издательской отрасли в 1988 г. на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с очевидностью продемонстрировал него­товность издательских предприятий оплачивать издержки производства за счет собственных ресурсов и спровоцировал кризисное состояние 90-х годов. Развитие рыночных отношений в нашей стране поставило под со­мнение существование приростного принципа формирования фонда заработной платы. Известный экономист П.Г. Бунич суть принципа объ­яснял следующим образом: «...базовый фонд заработной платы сохраня­ется при единственной условии: если запланированный рост производи­тельности труда не ниже фактического среднегодового темпа его роста за ряд предыдущих лет. Это дает слабоработающим коллективам еще одно преимущество — им легче добиться высоких приростов нормативной (фактической) чистой продукции».

Оказавшись в рыночных условиях хозяйствования с начала 90-х издательства были вынуждены резко сокращать фонды оплаты труда, пересматривать принципы их формирования. В настоящее время пред­приятиям предоставлена полная свобода в выборе форм оплаты труда, позволившая перешагнуть через традиционную тарифную систему.

Структура оплаты труда фиксируется в Положении об оплате труда и других документах и состоит из следующих частей:

• выплат заработной платы за фактически выполненные работы;

• выплат стимулирующего характера, перечисленных во внутри­фирменных актах и распоряжениях (премиальные выплаты по итогам месяца, за освоение новой техники, за экономию ресурсов, за высокое качество работ и др.);

• выплат компенсирующего характера (по уходу за ребенком, за ра­боту в ночное время, за сверхурочные работы и т.п.);

• выплат гарантийного характера (за выслугу лет, специальные надбавки и др.).

Оплата труда на современном издательском предприятии склады­вается из следующих частей:

• должностной оклад (равный для всех работников, занимающих оди­наковые должности), который определяется на основе аттестации работника и присвоения ему тарифного разряда, предусмотренного разрядной тарифной сеткой для бюджетных организаций;

• надбавка, зависящая от выслуги лет, устанавливаемая предпри­ятием в соответствии с нормативными актами в зависимости от числа лет работы на данном предприятии;

• надбавка, зависящая от эффективности функционирования пред­приятия, которая определяется по прогрессивной шкале в процен­тах к должностному окладу (с учетом инфляционной надбавки). Надбавка рассчитывается как отношение прироста прибыли, при­ходящейся на одного работника, к сумме должностного оклада и над­бавки за выслугу лет. Разумеется, вознаграждение за общие результа­ты работы предприятия выплачивается работникам, состоящим в его штате и проработавшим в течение всего календарного года.

Методика начисления различных форм заработной платы приво­дится в учебном пособии Г.И. Осиповой и Г.В. Мироновой. Наиболее распространенными формами повременной оплаты труда являются простая повременная, определяемая по часовой тарифной ставке и фактически отработанному времени, и различные формы сдельной оплаты труда.

Повременная форма оплаты труда применяется в тех случаях, ко­гда невозможно учесть объем выполненных работ, и рассчитывается по следующей формуле:

где — размер простой повременной формы оплаты труда; — часовая тарифная ставка оплаты труда; — фактически отработан­ное время.

Эта форма является основной для оплаты труда в издательском деле; она применяется для начисления заработной платы всех штат­ных сотрудников, включая редакторов и корректоров.

В последнее время значительное распространение в оплате труда на издательско-полиграфическом производстве получила сдельная форма, позволяющая экономить средства фонда оплаты труда и со­держать минимальные штаты. В современном издательском деле ис­пользуются следующие формы сдельной оплаты:

• прямая сдельная;

• сдельно-премиальная;

• аккордная.

«Сущность прямой сдельной оплаты труда, — пишет Н.З. Ковязина, — в начислении заработка по заранее установленной расценке на единицу произведенной продукции». Расценка при этом опреде­ляется делением тарифной ставки, соответствующей разряду работ­ника, на норму выработки для данного вида производственной дея­тельности. Нормы выработки используются в определении расценок труда внештатных редакторов и корректоров, а шире — в нормирова­нии рабочего времени и производительности труда сотрудников изда­тельства с повременной оплатой.

Помимо этого прямая сдельная оплата труда используется для вознаграждения авторов и рецензентов произведений, художников издательской продукции. В советском книгоиздании действовала строгая система ставок для начисления авторского гонорара, завися­щих от вида литературы и вида издания, его объема в авторских лис­тах. Существование этой системы ставило своей целью унификацию выплат и внедрение социалистических методов оплаты труда работ­ников творческих профессии. Современные издательства не только самостоятельно определяют размер авторского гонорара, но и исполь­зуют этот фактор в собственной рекламно-маркетинговой политике.

Для расчета гонораров авторов в настоящее время используются разные схемы, включая полистную оплату, роялти или процент от «нетто-розничной цены» и смешанные формы. На ставку гонорара также влияют и другие факторы, включая известность автора, «раскрученность» серии и т.д.

При полистной системе выплаты гонорара автор получает четко оговоренную сумму, независимо от прибыли издательства. В данном случае автор оказывается ничем не мотивированным для создания произведения, пользующегося большим спросом. Поэтому данная форма гонорара вытесняется другими, более прогрессивными форма­ми. Полистная система оплаты труда все же с успехом может приме­няться при оплате труда составителя указателя, автора вступительной статьи, при составлении словарей, написании газетных и журнальных статей и т.д.

Следующая форма оплаты труда предполагает получение автором своей доли из прибыли издательства. Эта доля высчитывается как оп­ределенная сумма от каждого проданного экземпляра книги или пря­мое пропорциональное разделение прибыли от реализованного тира­жа. Последний вариант, как показывает практика, превалирует. Процентные ставки в этой системе оплаты' при увеличении тиража могут повышаться. Например, за научно-популярную литературу при тираже до 10 тыс. экз. автор получает до 8% от розничной цены нет­то, при тираже до 15 тыс. экз. — уже 9%, а при тираже свыше 15 тыс. экз. ставка может составить 10%. При оплате гонорара за каждый проданный экземпляр стоимость его рассчитывается как розничная цена книги за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС).

Смешанная форма начисления гонорара предусматривает выплату фиксированного гонорара за определенный тираж, но в случае пре­вышения тиража за счет допечаток, переизданий, автор может полу­чать некоторый процент (порядка 1%) розничной цены нетто от каж­дого превышающего оговоренный тираж экземпляра книги.

Издательские договоры на перевод ориентируются, в основном, на два вида соглашений. Согласно первому процентная ставка гоно­рара рассчитывается от розничной цены нетто. Второй вариант пре­дусматривает заключение договора подряда с фиксированным гоно­раром, который рассчитывается, как правило, полистно. Многие переводчики, не надеясь на успешную продажу книги, предпочитают фиксированные ставки гонораров.

Наконец, в случае приобретения лицензий на переиздание пере­водной литературы, процентные гонорары автору составляют 7-12% от розничной цены нетто, т.е. продажной цены за вычетом НДС. Агентство, представляющее права зарубежного автора, получает ко­миссионное вознаграждение, которое составляет 10-20% оговоренной суммы гонорара.

При сдельно-премиальной системе труд внештатного издатель­ского работника в пределах установленной нормы оплачивается по основным одинарным расценкам, а сверх установленной нормы — по повышенным сдельным. Например, в том случае, когда приглашен­ный редактор или корректор выполняет порученную ему работу за более короткие сроки, чем установленные договором, при условии, что возможность такого премирования им предусмотрена.

Еще одной формой сдельной оплаты труда, используемой для возна­граждения труда работников издательского предприятия, является ак­кордная оплата. Аккордно, то есть специально рассчитанными частями, оплачивается труд внештатных редакторов издания (в том случае, если конечный продукт является результатом коллективного труда, за кото­рый положена фиксированная оплата). Также аккордным способом мо­жет быть вознагражден труд коллектива авторов и художников издания.

В этом случае, как и в предыдущем, моделируется последователь­ность операций, этапов создания (обработки) произведения, определяется доля каждой процедуры или этапа в конечном продукте. После распределения ответственности исполнителей на каждом этапе про­изводства может быть рассчитан материальный вклад его участников и денежная компенсация вложенного труда. Совокупность этих вы­плат как раз и составит сумму аккордной оплаты труда участников редакционно-издательского процесса.

Кроме тарифных также различают надтарифные условия оплаты труда. Они включают в себя компенсирующие и стимулирующие выпла­ты. «К числу компенсирующих, — пишут Г.И. Осилова и Г.В. Миро­нова, — относятся доплаты за условия труда, если они не включены в тарифные ставки; за работу в ночное время, в праздничные и выход­ные дни, сверхурочную работу. К числу стимулирующих относятся доплаты за совмещение профессий, работу с сокращенным штатом, расширение зон обслуживания, профессиональное мастерство».

Для усиления материальной заинтересованности работников изда­тельского предприятия в повышении качества и производительности труда используются различные системы премирования. Для того чтобы повременная форма оплаты оказалась связанной с производительностью труда на предприятии, была введена система премирования труда изда­тельских работников, установившая ориентировочные затраты времени на выполнение производственных операций в издательстве.

В советское время порядок и условия выплаты вознаграждения работникам издательств по итогам работы за год регламентировались специальными нормативными документами. Ими, в частности ус­танавливалось, двукратное соотношение между минимальными и максимальными размерами вознаграждения в зависимости от стажа работы. На основании этих документов каждое издательство разраба­тывало собственное положение о премировании, учитывающее спе­цифику данного предприятия в области выполнения плана, качества выпускаемой издательской продукции и т.д. В настоящее время суще­ствовавший порядок выплаты вознаграждений на предприятиях изда­тельской отрасли по системам премирования сохранился. Однако ос­лабление государственного надзора в сфере расчета частных предприятий с их работниками, и недостаточное влияние трудовых коллективов в этой области сделали практически бесконтрольной по­литику современных предприятий в вопросах начисления и выплаты заработной платы.

Различные системы оплаты труда в издательском деле имеют пре­имущества, либо недостатки в зависимости от принятого технологиче­ского процесса. Планируя систему оплаты, издатель, прежде всего, дол­жен учитывать, существуют ли количественные показатели работы, которые непосредственно зависят от конкретного работника, имеется ли возможность организации точного учета объемов выполняемых работ, существуют ли возможности у работников увеличивать объем выпол­няемых работ и нужно ли стимулировать их в этом направлении, имеется ли, наконец, возможность технического нормирования труда.

В каждом конкретном издательстве в зависимости от характера выпускаемой продукции, наличия тех или иных технологических процессов, уровня организации производства и труда применяется та или иная заработная плата. Например, сдельная оплата труда может быть неэффективной, если применять только сдельно-премиальный или сдельно-прогрессивный вариант, но если использовать аккорд­ную систему, эффективность возрастет. В одном и том же издательст­ве в зависимости от этапа работы над изданием варианты оплаты тру­да могут быть различны.

В книжных и газетно-журнальных редакциях в основном исполь­зуется повременная оплата труда, что связано со спецификой выпуска этих видов изданий. В редакции периодических изданий рабочее вре­мя сотрудников нормировать сложно: несколько дней после выпуска номера работники редакции остаются незанятыми, в то время как в период сдачи номера многим приходится работать в ночную смену. Для журналистов периодических изданий оптимальной будет сдель­ная оплата за количество написанных и изданных статей.

Система оплаты труда работников издательств зависит от того, в какой стадии издательского процесса принимает участие конкретный работник, и в чем заключаются его функции. Для творческих работ­ников, главным образом, редакторов, используют повременную опла­ту труда, когда важно качество работы, которое зависит от времени, потраченного на нее.

Для художников, верстальщиков, наборщиков, корректоров, авто­ров часто применяется сдельная оплата труда, которая зависит от сложности и объема выполненной работы. Объем работы рассчитыва­ется по-разному: в авторских, учетно-издательских и условных печат­ных листах, а на сложность влияет наличие элементов, использую­щихся в изданиях (схемы, таблицы, графики и т.п.).

Начисление прямой сдельной заработной платы выглядит сле­дующим образом: в конце каждого месяца сотрудники редакции пре­доставляют руководителю своего подразделения отчеты, в которых указывают наименование выполненных работ, их объем (количество рисунков, страниц, формат бумаги и долю листа), вид литературы, сложность работ. В соответствии с этими документами сотрудник бухгалтерии устанавливает заработную плату, ставка которой была доведена до сведения работника ранее.

Сдельная заработная плата зависит не только от количества полос, вида литературы и сложности, но и еще от стадийности. Предвари­тельная верстка, собственно верстка, сверка, создание оригинал-макета, первая правка оригинал-макета, последующие правки ориги­нал-макета — это стадии работы верстальщиков. Самыми сложными являются этапы предварительной верстки и собственно верстки, они занимают большую часть рабочего времени сотрудников, за выпол­нение работы на этих стадиях верстальщики получают, например, до 50% от полной стоимости работы. Сверка приблизительно составляет 30% от стоимости работы, создание оригинал-макета — 10%, его по­следующие правки оцениваются также в 10%, причем самой трудоем­кой считается первая правка. Сложность работы верстальщика зави­сит от наличия формул в тексте и их трудности, графиков и схем, характера иллюстраций и способа их заверстки, наличия таблиц и т.д.

Коэффициент сложности того или иного вида работ определяет руко­водитель отдела верстки или производственного отдела.

Стоимость работы верстальщиков зависит от объема (количества условных печатных листов), который вычисляется по формуле:

 

УПЛ - ((В х Ш х П х Ст х Сл) / Д) / 5400,

 

где В — высота бумажного листа, Ш — ширина бумажного листа, П — количество полос, которые выполнил верстальщик, без учета полос с выходными сведениями, Ст — коэффициент стадийности работы: учебные издания для школьников, например, имеют четыре коэффи­циента стадийности (2 — верстка, 1 — сверка, 0,5 — создание ориги­нал-макета, 0,25 — правка оригинал-макета), Сл — коэффициент сложности, который определяется по специальным таблицам в преде­лах от 0,1 до 1, Д — доля бумажного листа.

По этой формуле определяется норма выработки верстальщика на каждой стадии работы. За 1 рабочий день верстальщик в среднем должен сделать 1 УПЛ.

Существуют случаи, когда верстальщику приходится переверсты­вать уже выполненную работу по своей вине (если верстка была сде­лана не по принципиальному макету, если допущено много ошибок и т.д.). Тогда переделка не оплачивается. Если же работу нужно пере­верстать не по вине верстальщика, а по внешней причине (изменился принципиальный макет, или автор изменил текст и состав иллюстра­ций и т.п.), то переверстка оплачивается, причем по более высоким ставкам, чем первоначально.

Согласно сдельной системе оплаты вознаграждается и труд набор­щика на всех стадиях: набора текста, правки набора, правки предвари­тельной верстки, верстки и сверки. За набор текста и его правку выпла­чивается 50% от всей стоимости работы, 40% приходится на правку предварительной верстки и верстки, а за правку сверки наборщик полу­чает 10% от стоимости работы. При этом стоимость работы также зави­сит от коэффициента сложности, который определяется наличием фор­мул в тексте, таблиц, текста, набранного разными шрифтами, текста на иностранном языке и др., и от объема текста в печатных знаках. Коэф­фициенты сложности также определяет начальник отдела верстки (про­изводственного отдела), потом утверждает директор издательства.

Оплата труда художников, занимающихся технической графикой, зависит от стадийности работы (создание рисунков, правка, переделка), от количества рисунков и их сложности и вычисляется как произведение количества рисунков и их стоимости. Стоимость каждого рисунка опре­деляет начальник отдела верстки (производственного отдела). Большую часть от всей стоимости работы составляет создание рисунков и их пере­делка, если она необходима не по вине художника. Если возникает необ­ходимость переделать рисунки по вине художника, то такая работа ему не оплачивается. Цена за один технический рисунок может находиться в пределах от 30 до 300 руб. в ценах 2006 г. в зависимости от его сложно­сти. В Приложении 7 «Заказ на художественное оформление» представ­лен документ, согласно спецификации которого художник выполняет работу, и по которому ему рассчитывается заработная плата.

Для оплаты труда технических редакторов, редакторов и худож­ников, занимающихся дизайнерской графикой, часто используется повременно-премиальная система оплаты труда. За высокое качество и большой объем работы сотрудникам издательства начисляются де­нежные премии.

Некоторые виды работ художников (создание обложки, разработ­ка принципиального макета) оплачиваются по сдельному принципу, при этом в Заказе на художественное оформление указывается при­мерная стоимость работы.