Формы и методы оплаты труда на издательском предприятии
В издательско-полиграфическом производстве, как и любом другом, результат конечной работы зависит от применяемых форм и методов стимулирования труда. В советскую эпоху активно использовалось моральное стимулирование, основной упор воздействия которого приходился не на личное, а на коллективное сознание трудящихся. Важнейшими инструментами морального стимулирования труда было участие трудовых коллективов в социалистических соревнованиях, система почетных наград и званий. Участие членов трудовых коллективов в корпоративных мероприятиях культурно-досугового характера в качестве морального стимулирования труда используется до сих пор, несмотря на отдаление их производственной тематики.
Наиболее значимыми инструментами материального стимулирования труда на современных предприятиях являются заработная плата и система премирования. Заработной платой называется оплата труда, часть национального дохода, возмещающая затраты необходимого труда в денежной форме в соответствии с экономическим законом распределения по труду.
Система оплаты труда в издательском деле изначально сложилась как тарифная, что связано с самим характером издательско-полиграфического производства. Главной отличительной особенностью тарифной системы является оценка трудового вклада работника, исходя из установленных норм труда, — фактически, норм выработки. Именно на основе использования тарифной сетки и ставок сложилась система нормирования труда издательских работников, определяющая необходимые объемы выработки в зависимости от компетенции (разряда работника) и характера трудовой деятельности.
Заработная плата имеет две основные формы: повременную и сдельную. «Повременной заработной платой называется система заработной платы, при которой заработок определяется исходя из количества отработанного времени», — пишет Т.В. Юрьева. Рабочим с повременной заработной платой ее сумма определяется, на основе учета количества отработанных часов и часовой тарифной ставки оплаты труда. «Сдельной заработной платой, — продолжает автор, — называется заработная плата, рассчитанная по сдельным расценкам за единицу изделия (операции) и по количеству изготовленных изделий (совершенных операций). При сдельной оплате труда расценки определяются, исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).
Основной формой оплаты труда на издательских предприятиях является повременная заработная плата, выбор которой продиктован самим характером труда в издательстве, особенностями получаемого продукта как результата коллективной деятельности. В отдельных случаях для оплаты труда корректоров, верстальщиков, сканировщиков и внештатных редакторов используется сдельная форма.
Управленцу, занятому планированием труда на издательском предприятии, следует учитывать важнейший недостаток сдельной оплаты труда — не заинтересованность работника в качестве выпускаемой продукции, — чреватый, прежде всего, низким уровнем редакционно-издательской подготовки литературы.
Заработная плата на издательском предприятии, как и любом другом, начисляется из фонда оплаты труда, формируемого по результатам деятельности за отчетный период. Он исчисляется, исходя из норм выработки, численности сотрудников, объема произведенной продукции. Фондом заработной шпаты предприятия называется общая сумма заработной платы его сотрудников, устанавливаемая в плановом порядке по результатам работы предприятия, и включающая все формы сдельной и повременной оплаты по сдельным расценкам и тарифным ставкам, премии и социальные льготы без вычета уплаченных налогов.
В советскую эпоху базовый фонд оплаты труда начислялся из заниженных норм выработки и завышенной численности издательских работников. Для экономического стимулирования труда коллективов издательств в советское время директивно образовывались фонды материального поощрения, фонды социально-культурных мероприятий, издательской техники и т.д. Эти фонды образовывались за счет отчислений от прибыли, полученной от реализации издательской продукции. Причем роль государства в экономической поддержке издательской деятельности была двояка — с одной стороны, государство гарантировало закупку произведенной продукции по фиксированным ценам, с другой стороны, забирало почти всю прибыль в виде налогов в бюджет. Средства фонда материального поощрения расходовались:
• на премирование за выполнение и перевыполнение плана;
• для единовременного поощрения отличившихся работников;
• на выплату вознаграждения за общие годовые итоги деятельности издательства;
• на оказание единовременной помощи.
Переход издательской отрасли в 1988 г. на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с очевидностью продемонстрировал неготовность издательских предприятий оплачивать издержки производства за счет собственных ресурсов и спровоцировал кризисное состояние 90-х годов. Развитие рыночных отношений в нашей стране поставило под сомнение существование приростного принципа формирования фонда заработной платы. Известный экономист П.Г. Бунич суть принципа объяснял следующим образом: «...базовый фонд заработной платы сохраняется при единственной условии: если запланированный рост производительности труда не ниже фактического среднегодового темпа его роста за ряд предыдущих лет. Это дает слабоработающим коллективам еще одно преимущество — им легче добиться высоких приростов нормативной (фактической) чистой продукции».
Оказавшись в рыночных условиях хозяйствования с начала 90-х издательства были вынуждены резко сокращать фонды оплаты труда, пересматривать принципы их формирования. В настоящее время предприятиям предоставлена полная свобода в выборе форм оплаты труда, позволившая перешагнуть через традиционную тарифную систему.
Структура оплаты труда фиксируется в Положении об оплате труда и других документах и состоит из следующих частей:
• выплат заработной платы за фактически выполненные работы;
• выплат стимулирующего характера, перечисленных во внутрифирменных актах и распоряжениях (премиальные выплаты по итогам месяца, за освоение новой техники, за экономию ресурсов, за высокое качество работ и др.);
• выплат компенсирующего характера (по уходу за ребенком, за работу в ночное время, за сверхурочные работы и т.п.);
• выплат гарантийного характера (за выслугу лет, специальные надбавки и др.).
Оплата труда на современном издательском предприятии складывается из следующих частей:
• должностной оклад (равный для всех работников, занимающих одинаковые должности), который определяется на основе аттестации работника и присвоения ему тарифного разряда, предусмотренного разрядной тарифной сеткой для бюджетных организаций;
• надбавка, зависящая от выслуги лет, устанавливаемая предприятием в соответствии с нормативными актами в зависимости от числа лет работы на данном предприятии;
• надбавка, зависящая от эффективности функционирования предприятия, которая определяется по прогрессивной шкале в процентах к должностному окладу (с учетом инфляционной надбавки). Надбавка рассчитывается как отношение прироста прибыли, приходящейся на одного работника, к сумме должностного оклада и надбавки за выслугу лет. Разумеется, вознаграждение за общие результаты работы предприятия выплачивается работникам, состоящим в его штате и проработавшим в течение всего календарного года.
Методика начисления различных форм заработной платы приводится в учебном пособии Г.И. Осиповой и Г.В. Мироновой. Наиболее распространенными формами повременной оплаты труда являются простая повременная, определяемая по часовой тарифной ставке и фактически отработанному времени, и различные формы сдельной оплаты труда.
Повременная форма оплаты труда применяется в тех случаях, когда невозможно учесть объем выполненных работ, и рассчитывается по следующей формуле:
=х
где — размер простой повременной формы оплаты труда; — часовая тарифная ставка оплаты труда; — фактически отработанное время.
Эта форма является основной для оплаты труда в издательском деле; она применяется для начисления заработной платы всех штатных сотрудников, включая редакторов и корректоров.
В последнее время значительное распространение в оплате труда на издательско-полиграфическом производстве получила сдельная форма, позволяющая экономить средства фонда оплаты труда и содержать минимальные штаты. В современном издательском деле используются следующие формы сдельной оплаты:
• прямая сдельная;
• сдельно-премиальная;
• аккордная.
«Сущность прямой сдельной оплаты труда, — пишет Н.З. Ковязина, — в начислении заработка по заранее установленной расценке на единицу произведенной продукции». Расценка при этом определяется делением тарифной ставки, соответствующей разряду работника, на норму выработки для данного вида производственной деятельности. Нормы выработки используются в определении расценок труда внештатных редакторов и корректоров, а шире — в нормировании рабочего времени и производительности труда сотрудников издательства с повременной оплатой.
Помимо этого прямая сдельная оплата труда используется для вознаграждения авторов и рецензентов произведений, художников издательской продукции. В советском книгоиздании действовала строгая система ставок для начисления авторского гонорара, зависящих от вида литературы и вида издания, его объема в авторских листах. Существование этой системы ставило своей целью унификацию выплат и внедрение социалистических методов оплаты труда работников творческих профессии. Современные издательства не только самостоятельно определяют размер авторского гонорара, но и используют этот фактор в собственной рекламно-маркетинговой политике.
Для расчета гонораров авторов в настоящее время используются разные схемы, включая полистную оплату, роялти или процент от «нетто-розничной цены» и смешанные формы. На ставку гонорара также влияют и другие факторы, включая известность автора, «раскрученность» серии и т.д.
При полистной системе выплаты гонорара автор получает четко оговоренную сумму, независимо от прибыли издательства. В данном случае автор оказывается ничем не мотивированным для создания произведения, пользующегося большим спросом. Поэтому данная форма гонорара вытесняется другими, более прогрессивными формами. Полистная система оплаты труда все же с успехом может применяться при оплате труда составителя указателя, автора вступительной статьи, при составлении словарей, написании газетных и журнальных статей и т.д.
Следующая форма оплаты труда предполагает получение автором своей доли из прибыли издательства. Эта доля высчитывается как определенная сумма от каждого проданного экземпляра книги или прямое пропорциональное разделение прибыли от реализованного тиража. Последний вариант, как показывает практика, превалирует. Процентные ставки в этой системе оплаты' при увеличении тиража могут повышаться. Например, за научно-популярную литературу при тираже до 10 тыс. экз. автор получает до 8% от розничной цены нетто, при тираже до 15 тыс. экз. — уже 9%, а при тираже свыше 15 тыс. экз. ставка может составить 10%. При оплате гонорара за каждый проданный экземпляр стоимость его рассчитывается как розничная цена книги за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС).
Смешанная форма начисления гонорара предусматривает выплату фиксированного гонорара за определенный тираж, но в случае превышения тиража за счет допечаток, переизданий, автор может получать некоторый процент (порядка 1%) розничной цены нетто от каждого превышающего оговоренный тираж экземпляра книги.
Издательские договоры на перевод ориентируются, в основном, на два вида соглашений. Согласно первому процентная ставка гонорара рассчитывается от розничной цены нетто. Второй вариант предусматривает заключение договора подряда с фиксированным гонораром, который рассчитывается, как правило, полистно. Многие переводчики, не надеясь на успешную продажу книги, предпочитают фиксированные ставки гонораров.
Наконец, в случае приобретения лицензий на переиздание переводной литературы, процентные гонорары автору составляют 7-12% от розничной цены нетто, т.е. продажной цены за вычетом НДС. Агентство, представляющее права зарубежного автора, получает комиссионное вознаграждение, которое составляет 10-20% оговоренной суммы гонорара.
При сдельно-премиальной системе труд внештатного издательского работника в пределах установленной нормы оплачивается по основным одинарным расценкам, а сверх установленной нормы — по повышенным сдельным. Например, в том случае, когда приглашенный редактор или корректор выполняет порученную ему работу за более короткие сроки, чем установленные договором, при условии, что возможность такого премирования им предусмотрена.
Еще одной формой сдельной оплаты труда, используемой для вознаграждения труда работников издательского предприятия, является аккордная оплата. Аккордно, то есть специально рассчитанными частями, оплачивается труд внештатных редакторов издания (в том случае, если конечный продукт является результатом коллективного труда, за который положена фиксированная оплата). Также аккордным способом может быть вознагражден труд коллектива авторов и художников издания.
В этом случае, как и в предыдущем, моделируется последовательность операций, этапов создания (обработки) произведения, определяется доля каждой процедуры или этапа в конечном продукте. После распределения ответственности исполнителей на каждом этапе производства может быть рассчитан материальный вклад его участников и денежная компенсация вложенного труда. Совокупность этих выплат как раз и составит сумму аккордной оплаты труда участников редакционно-издательского процесса.
Кроме тарифных также различают надтарифные условия оплаты труда. Они включают в себя компенсирующие и стимулирующие выплаты. «К числу компенсирующих, — пишут Г.И. Осилова и Г.В. Миронова, — относятся доплаты за условия труда, если они не включены в тарифные ставки; за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, сверхурочную работу. К числу стимулирующих относятся доплаты за совмещение профессий, работу с сокращенным штатом, расширение зон обслуживания, профессиональное мастерство».
Для усиления материальной заинтересованности работников издательского предприятия в повышении качества и производительности труда используются различные системы премирования. Для того чтобы повременная форма оплаты оказалась связанной с производительностью труда на предприятии, была введена система премирования труда издательских работников, установившая ориентировочные затраты времени на выполнение производственных операций в издательстве.
В советское время порядок и условия выплаты вознаграждения работникам издательств по итогам работы за год регламентировались специальными нормативными документами. Ими, в частности устанавливалось, двукратное соотношение между минимальными и максимальными размерами вознаграждения в зависимости от стажа работы. На основании этих документов каждое издательство разрабатывало собственное положение о премировании, учитывающее специфику данного предприятия в области выполнения плана, качества выпускаемой издательской продукции и т.д. В настоящее время существовавший порядок выплаты вознаграждений на предприятиях издательской отрасли по системам премирования сохранился. Однако ослабление государственного надзора в сфере расчета частных предприятий с их работниками, и недостаточное влияние трудовых коллективов в этой области сделали практически бесконтрольной политику современных предприятий в вопросах начисления и выплаты заработной платы.
Различные системы оплаты труда в издательском деле имеют преимущества, либо недостатки в зависимости от принятого технологического процесса. Планируя систему оплаты, издатель, прежде всего, должен учитывать, существуют ли количественные показатели работы, которые непосредственно зависят от конкретного работника, имеется ли возможность организации точного учета объемов выполняемых работ, существуют ли возможности у работников увеличивать объем выполняемых работ и нужно ли стимулировать их в этом направлении, имеется ли, наконец, возможность технического нормирования труда.
В каждом конкретном издательстве в зависимости от характера выпускаемой продукции, наличия тех или иных технологических процессов, уровня организации производства и труда применяется та или иная заработная плата. Например, сдельная оплата труда может быть неэффективной, если применять только сдельно-премиальный или сдельно-прогрессивный вариант, но если использовать аккордную систему, эффективность возрастет. В одном и том же издательстве в зависимости от этапа работы над изданием варианты оплаты труда могут быть различны.
В книжных и газетно-журнальных редакциях в основном используется повременная оплата труда, что связано со спецификой выпуска этих видов изданий. В редакции периодических изданий рабочее время сотрудников нормировать сложно: несколько дней после выпуска номера работники редакции остаются незанятыми, в то время как в период сдачи номера многим приходится работать в ночную смену. Для журналистов периодических изданий оптимальной будет сдельная оплата за количество написанных и изданных статей.
Система оплаты труда работников издательств зависит от того, в какой стадии издательского процесса принимает участие конкретный работник, и в чем заключаются его функции. Для творческих работников, главным образом, редакторов, используют повременную оплату труда, когда важно качество работы, которое зависит от времени, потраченного на нее.
Для художников, верстальщиков, наборщиков, корректоров, авторов часто применяется сдельная оплата труда, которая зависит от сложности и объема выполненной работы. Объем работы рассчитывается по-разному: в авторских, учетно-издательских и условных печатных листах, а на сложность влияет наличие элементов, использующихся в изданиях (схемы, таблицы, графики и т.п.).
Начисление прямой сдельной заработной платы выглядит следующим образом: в конце каждого месяца сотрудники редакции предоставляют руководителю своего подразделения отчеты, в которых указывают наименование выполненных работ, их объем (количество рисунков, страниц, формат бумаги и долю листа), вид литературы, сложность работ. В соответствии с этими документами сотрудник бухгалтерии устанавливает заработную плату, ставка которой была доведена до сведения работника ранее.
Сдельная заработная плата зависит не только от количества полос, вида литературы и сложности, но и еще от стадийности. Предварительная верстка, собственно верстка, сверка, создание оригинал-макета, первая правка оригинал-макета, последующие правки оригинал-макета — это стадии работы верстальщиков. Самыми сложными являются этапы предварительной верстки и собственно верстки, они занимают большую часть рабочего времени сотрудников, за выполнение работы на этих стадиях верстальщики получают, например, до 50% от полной стоимости работы. Сверка приблизительно составляет 30% от стоимости работы, создание оригинал-макета — 10%, его последующие правки оцениваются также в 10%, причем самой трудоемкой считается первая правка. Сложность работы верстальщика зависит от наличия формул в тексте и их трудности, графиков и схем, характера иллюстраций и способа их заверстки, наличия таблиц и т.д.
Коэффициент сложности того или иного вида работ определяет руководитель отдела верстки или производственного отдела.
Стоимость работы верстальщиков зависит от объема (количества условных печатных листов), который вычисляется по формуле:
УПЛ - ((В х Ш х П х Ст х Сл) / Д) / 5400,
где В — высота бумажного листа, Ш — ширина бумажного листа, П — количество полос, которые выполнил верстальщик, без учета полос с выходными сведениями, Ст — коэффициент стадийности работы: учебные издания для школьников, например, имеют четыре коэффициента стадийности (2 — верстка, 1 — сверка, 0,5 — создание оригинал-макета, 0,25 — правка оригинал-макета), Сл — коэффициент сложности, который определяется по специальным таблицам в пределах от 0,1 до 1, Д — доля бумажного листа.
По этой формуле определяется норма выработки верстальщика на каждой стадии работы. За 1 рабочий день верстальщик в среднем должен сделать 1 УПЛ.
Существуют случаи, когда верстальщику приходится переверстывать уже выполненную работу по своей вине (если верстка была сделана не по принципиальному макету, если допущено много ошибок и т.д.). Тогда переделка не оплачивается. Если же работу нужно переверстать не по вине верстальщика, а по внешней причине (изменился принципиальный макет, или автор изменил текст и состав иллюстраций и т.п.), то переверстка оплачивается, причем по более высоким ставкам, чем первоначально.
Согласно сдельной системе оплаты вознаграждается и труд наборщика на всех стадиях: набора текста, правки набора, правки предварительной верстки, верстки и сверки. За набор текста и его правку выплачивается 50% от всей стоимости работы, 40% приходится на правку предварительной верстки и верстки, а за правку сверки наборщик получает 10% от стоимости работы. При этом стоимость работы также зависит от коэффициента сложности, который определяется наличием формул в тексте, таблиц, текста, набранного разными шрифтами, текста на иностранном языке и др., и от объема текста в печатных знаках. Коэффициенты сложности также определяет начальник отдела верстки (производственного отдела), потом утверждает директор издательства.
Оплата труда художников, занимающихся технической графикой, зависит от стадийности работы (создание рисунков, правка, переделка), от количества рисунков и их сложности и вычисляется как произведение количества рисунков и их стоимости. Стоимость каждого рисунка определяет начальник отдела верстки (производственного отдела). Большую часть от всей стоимости работы составляет создание рисунков и их переделка, если она необходима не по вине художника. Если возникает необходимость переделать рисунки по вине художника, то такая работа ему не оплачивается. Цена за один технический рисунок может находиться в пределах от 30 до 300 руб. в ценах 2006 г. в зависимости от его сложности. В Приложении 7 «Заказ на художественное оформление» представлен документ, согласно спецификации которого художник выполняет работу, и по которому ему рассчитывается заработная плата.
Для оплаты труда технических редакторов, редакторов и художников, занимающихся дизайнерской графикой, часто используется повременно-премиальная система оплаты труда. За высокое качество и большой объем работы сотрудникам издательства начисляются денежные премии.
Некоторые виды работ художников (создание обложки, разработка принципиального макета) оплачиваются по сдельному принципу, при этом в Заказе на художественное оформление указывается примерная стоимость работы.