Структура современного издательства

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО УПРАВЛЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 

Внутрииздательское управление — важная составляющая системы управления издательским процессом, получившая за годы демократических реформ самостоятельное значение и определяющую роль в решении почти всех хозяйственных и творческих вопросов издательского дела. Укрепление значимости внутрииздательского управления совпало с переходом издательской отрасли на полный хозяйственный расчет, положивший начало самостоятельности издательских предприятий.

Хозрасчет и самофинансирование привнесли много новшеств в управление издательской отраслью, но все же за годы реформ эффективность некоторых традиционных механизмов внутрииздательского управления, таких как планирование производимой продукции и управление ее качеством, под сомнение поставлена не была.

В 1982 г. было принято типовое положение о редакциях и отделах издательства, разработанное с целью разграничения обязанностей между различными подразделениями издательства, повышения ответственности, соблюдения производственной дисциплины, рационального использования квалифицированного состава работников издательства. Типовое положение предусматривало такую структуру издательских подразделений, учитывающую существующую технологию издательского процесса и использующуюся на тот момент редакционно-издательскую технику (технологии автоматизированной подготовки издательских оригиналов в начале 80-х гг. уже широко применялись).

Не все структурные схемы организации издательства, предписанные типовым положением, выдержали проверку временем и сохранились в наши дни. Однако некоторые формы организационной структу­ры интегрировались в рыночные отношения и интенсивно развиваются.

Цели издательства, как организации, предусматривают формиро­вание структуры предприятия, установление постоянных и времен­ных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условий ее функционирования.

Функции организации включают в себя:

• группировку задач и логические блоки;

• подбор и расстановку кадров;

• определение рациональных форм разделения труда;

• распределение работы среди сотрудников, групп и подразделений;

• координацию работы подразделений;

• разработку структуры органов управления;

• установление прав и обязанностей органов управления и должно­стных лиц;

• регламентацию функций, подфункций, работ, операций.

В издательстве любой формы собственности формируется система управления его ресурсами, представляющая собой структуру организа­ционного подчинения различных служб и подразделений издательства, а также систему управленческих решений руководящих органов изда­тельства разных уровней компетенции. Организация как одну из ос­новных функций управления подразумевает процесс руководства и ис­полнения и имеет отношение к организации работ по каждой управленческой функции, включая планирование, управленческий кон­троль, проведение нормативно-календарных расчетов, совещаний и принятие конкретных решений.

Функции управления — это относительно самостоятельные, спе­циализированные и обособленные участки управленческой деятель­ности . Под функциями управления понимаются также особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда, которые характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекта управления (преимущественно воздействие субъекта на объект) и которые для эффективного, целостного управления должны образовать еди­ный комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.

Эффективность выполнения перечисленных функций управляющей структурой предприятия будет зависеть от целого ряда факторов, среди которых выделяют тип организационной структуры, ответственность и компетентность органов системы управления и т.п. Применительно к условиям издательско-полиграфического производства различают функ­циональные, товарные и проектные организационные структуры.

Функциональная структура управления предусматривает деление управленческого аппарата на отдельные подразделения, каждое ИЗ которых выполняет отведенную ему функцию. Такая структура позволяет разделить груз ответственности за принимаемые решения между несколькими службами. Функциональное деление организаци­онной структуры предприятия, как правило, обусловливается основ­ными функциями менеджмента (производство, финансы, маркетинг, кадры) и условиями производственного процесса (книжные редакции, производственный отдел и т.д.). В свою очередь, эти службы при не­обходимости могут делиться на входящие в них функциональные подразделения (например, производственный отдел может объеди­нять техническую редакцию и корректорскую).

Функциональную структуру целесообразно использовать на издательских предприятиях, специализирующихся на выпуске изданий литературы определенного целевого назначения и читательского ад­реса, действующих в условиях стабильного рынка. В.М. и В.В. Распоповы называют следующие достоинства и недостатки функциональной организационной структуры:

• снижает трудоемкость деятельности руководителя высшего уров­ня управления;

• уменьшает дублирование управленческих функций;

• улучшает координацию управления;

• относительная простота подбора руководителей функциональных служб управления;

• стимулирует деловую и профессиональную специализацию со­трудников;

• нарушает принцип единоначалия;

• способствует появлению трудностей в принятии и реализации со­гласованных управленческих решений;

• в крупных организациях цепь команд от руководителя до непо­средственного исполнителя становится слишком длинной. Примерная схема функциональной структуры управления изда­тельским предприятием приведена на рис. 2.

Генеральный директор

 

 

 


Зам.директора по производству
Главный редактор
Канцелярия

 

 


Производственный отдел
Зав. редакцией
Зав. редакцией
Отдел кадров

 

 


Плановый отдел

Корректорская
Книжная редакция
Техническая редакция
Книжная редакция

 


Бухгалтерия

 


Рис.2. Функциональная структура управления

изда­тельским предприятием

 

При товарной структуре полномочия по производству и реали­зации какого-либо товара передаются одному руководителю. В изда­тельском деле этот тип организационной структуры наиболее характерен для крупных издательств, выпускающих книгу, пользующуюся массовым спросом. Некоторые наиболее прибыльные направления деятельности издательского предприятия организационно обособля­ются, получают собственные управленческие, планово-хозяйственные и производственные структуры. Пример товарной организационной структуры представлен на рис. 3.

Среди достоинств товарной структуры управления называют:

• конкретное определение лица, ответственного за изготовление и реализацию продукции;

• быстрое реагирование на внешние изменения;

• единоначалие в производстве и реализации продукта. Недостатком ее является повышенный объем управленческих затрат за счет дублирования одних и тех же функций (бухгалтерия и сбыт).

 

Руководитель проекта
Редсовет
Генеральный
Худсовет
Канцелярия
Отдел кадров
Плановый отдел
Редакция
Маркетинговый отдел
Бухгалтерия
Производственный отдел

 

 


Рис.3.Товарная организационная структура

 

Обособленные издательские подразделения, специализирующиеся на выпуске определенных видов литературы, получают несомненное преимущество перед аналогичными функциональными подразделе­ниями, прежде всего, в плане свободы в тематическом и финансовом планировании, а также управлении производством и кадрами.

К важнейшим элементам любой организационной структуры относятся органы управления, производственные и вспомогательные службы, руководители и работники. Между ними складываются гори­зонтальные и вертикальные организационно-управленческие отноше­ния, носящие, соответственно, характер согласования и подчинения, В наиболее характерной форме названные отношения выразились в принципах работы издательской редакции и в ее организационной структуре. Ведущий редактор, являющийся центральной фигурой ре­дакции, работает в непосредственной связи с производственным от­делом, взаимодействует с отделами маркетинга и сбыта, координиру­ет работу над оригиналами редакторов и корректоров. В некоторых издательствах ведущему редактору подчиняются младшие редакторы и секретари. Перечень их компетенции чрезвычайно широк: от адми­нистративно-организационной деятельности до работы над рукопи­сью под руководством ведущего редактора и выяснения вопросов, касающихся авторского права, а в некоторых издательствах в перечень их задач может входить также и рецензирование издательских пред­ложений. В издательствах, где редактирование преимущественно осуществляется внештатными редакторами, ведущие редакторы заня­ты выдачей заданий и контролем выполненной работы.

Ведущий редактор активно включен в редакционно-издательский процесс и на производственном этапе. Он обсуждает с «производственниками» художественно-технический облик книги, выбирает фор мат, бумагу, контролирует компоновку текста и иллюстраций оформление обложки, совместно с художником готовит иллюстративную часть издания. Характер взаимодействия ведущего редактора с сотрудниками, занятыми производственным исполнением издания зависит от целого ряда факторов, включая технические возможности издательства по подготовке оригиналов к тиражированию, особенности технологического процесса, принятые в издательстве, и, наконец, организационную подчиненность производственных служб.

Внедрение компьютерной техники позволило частично вывести ряд процессов издательской подготовки оригиналов, в том числе набор, кор­ректуру, верстку и спуск полос. Довольно часто в современной практике все процедуры набора текста осуществляет автор, а первую корректуру исполняет редактор. Многочисленные препринт-студии помимо набора текста предлагают услуги по форматированию, верстке и подготовке оригинал-макетов. В этой связи многие издательства, экономя средства, отказываются от инвестирования в быстро устаревающее компьютерное техническое и программное обеспечение, упраздняют должности корректоров, художественных и технических редакторов.

Структура производственных служб издательств отличается большим разнообразием. На одних предприятиях дизайн-служба является частью производственного отдела, в других издательствах все художественные решения обязательны к согласованию с главным художником издательства (арт-директором).

В ходе совместной работы с производственными службами редактору приходится решать вопросы подготовки дополнительных корректур, согласования сроков прохождения изданием различных процедур производственной подготовки. Ведущий редактор является полноправным участником совещаний сотрудников производственного отдела, на которых обсуждаются технические вопросы подготовки изданий. Он же контролирует выполнение производственным отделом определенных требований к изданию, в том числе соблюдение стандартов, читаемости шрифтов, яркости иллюстраций, размеров полос, качества книжного блока и переплета и т.д.

Взаимоотношения редакции и маркетинговых служб в последнее время претерпевают большие изменения, связанные со становлением издательского маркетинга. Однозначной тенденцией считается упрочнение

Самостоятельности маркетинговых служб, вычленение их из состава редакций. Работа редактора с отделом реализации строится таким образом, что последний планирует, готовит, координирует и контролирует все действия издательства по продвижению книг на рынке. Редактор же занят выдвижением идей для новых книг и серий, готовит кон­цепции издательских проектов, находит авторов. Кроме того, редактор выступает исключительным носителем важной маркетинговой инфор­мации о потенциальной читательской аудитории будущего издания, изданиях конкурентов, наконец, о содержании самого издания, в работе над которым он принимает непосредственное и самое активное уча­стие. В некоторых случаях редактор привлекается для подготовки прикнижных аннотаций, аннотаций для издательских каталогов и т.д.

Таким образом, взаимоотношения редактора и других субъектов редакционно-издательского процесса носят самый разнообразный ха­рактер, определяющийся особенностями принятой технологии подго­товки оригиналов, а также организационной структуры издательского предприятия. В схематичной форме характер взаимоотношений ре­дактора с другими сотрудниками и подразделениями издательства представлен на рис. 4.

 

 

Рис.4. Взаимодействие редактора с различными субъектами редакционно-издательского процесса.