Социально значимой литературы
Государственное регулирование выпуска
В советское время участие государства в регулировании выпуска большинства видов литературы носило весьма масштабный характер. Цель такой работы предусматривала перестройку структуры издательского ассортимента и приведение его в соответствие к читательским запросам в области наименований выпускаемых изданий и объемов тиражей. Так, например, издательства, входящие в систему Госкомиздата СССР, составляли свои тематические планы в соответствии с заданиями, разработанными вышестоящим ведомством. Прочие издательства формировали свои тематические планы с учетом основных пропорций и видовой структуры выпуска литературы, разработанных Госкомиздатом, и также утверждали их.
Существовавшая в то время система планирования являлась частью разработанной государством системы мер, направленных на сокращение выпуска тех видов литературы, которые не пользовались широким спросом. Главными направлениями этой работы стали «централизованное формирование таких показателей, как рациональное соотношение новых изданий и переизданий, выпуск книг по языковому составу, включая переводы, ориентация на повышение средних тиражей печатных изданий и одновременно стремление к сокращению средних объемов».
Поддержка выпуска социально значимой литературы в наше время стала одним из наиболее важнейших направлений государственной политики в области книгоиздания. Ее необходимость была обозначена, с одной стороны, значительным ослаблением государственного контроля за выпуском некоторых видов литературы, с другой, — радикальным сокращением издательской активности государственных предприятий, значительную долю выпуска которых составляла именно социально значимая литература.
В наибольшей степени кризисное состояние выпуска социально значимой литературы после 1990-92 гг. обозначилось в обеспечении образовательной системы учебной литературой, и прежде всего, школьными учебниками. Учебная книга оказалась в центре целого ряда проблемных сфер развития общества, связанных с образованием, наукой и культурой. Вместо финансовой поддержки государственных издательств власти выбирают выигрышный ход — направить имеющиеся немногочисленные средства на поддержку выпуска самой книги, чаще всего, подготовленной коммерческими издательствами. Тем самым, государство избавило себя от затратных и малоперспективных шагов по активизации деятельности предприятий, находящихся в кризисном состоянии и неспособных своевременно реагировать на изменение покупательского спроса. Децентрализованное финансирование книгоиздания стало несомненной рыночной мерой, актуальность которой была подчеркнута временем.
Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений» было принято в июле 1994 г. Суть принимаемых мер сводилась к выделению денежных средств бюджетами разных уровней, предназначенных для подготовки, издания и доставки школьных учебников. Постановление 1994 г. предшествовало принятию закона «О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений», на основании которого формировался одноименный федеральный комплект. В выпуске изданий федерального общеобразовательного комплекта участвуют десятки издательств, а финансирование его постепенно смещается от центра к регионам.
«Известно, что школьные учебники были "лакомой" издательской продукцией, поскольку они всегда востребованы в значительных количествах т почти всегда оплачиваются из бюджетных средств. Когда-то, до 1996 г., это были централизованные федеральные средства, сейчас — региональные, но все те же бюджетные», — отмечает Б. А. Кузнецов.
Успешная реализация программы во многом была обязана участию в ней Минобразования России, создавшего структуры Федерального экспертного совета (ФЭС). Экспертиза учебных изданий и присвоение им грифа Минобразования РФ, поставленные в качестве задач ФЭС, стали надежной основой для отбора качественных и необходимых средней школе изданий, выпуск которых действительно нуждался в финансовой поддержке со стороны государства.
Параллельно с подготовкой федерального комплекта общеобразовательных учебников велась работа над федеральной целевой программой книгоиздания России. Как показывают статистические данные распределения изданий и затрат по Федеральной целевой программе книгоиздания, большая часть государственных средств была направлена на поддержку выпуска учебной литературы (около 1/3) и художественной (около 1/5). Государственные издательства по числу изданий занимали в Федеральной целевой программе весомую часть, но по объему финансирования – лишь 20-25%.
Глава 2