Социально значимой литературы

Государственное регулирование выпуска

 

В советское время участие государства в регулировании выпуска большинства видов литературы носило весьма масштабный характер. Цель такой работы предусматривала перестройку структуры изда­тельского ассортимента и приведение его в соответствие к читатель­ским запросам в области наименований выпускаемых изданий и объ­емов тиражей. Так, например, издательства, входящие в систему Госкомиздата СССР, составляли свои тематические планы в соответ­ствии с заданиями, разработанными вышестоящим ведомством. Про­чие издательства формировали свои тематические планы с учетом ос­новных пропорций и видовой структуры выпуска литературы, разработанных Госкомиздатом, и также утверждали их.

Существовавшая в то время система планирования являлась ча­стью разработанной государством системы мер, направленных на со­кращение выпуска тех видов литературы, которые не пользовались широким спросом. Главными направлениями этой работы стали «цен­трализованное формирование таких показателей, как рациональное соотношение новых изданий и переизданий, выпуск книг по языково­му составу, включая переводы, ориентация на повышение средних тиражей печатных изданий и одновременно стремление к сокраще­нию средних объемов».

Поддержка выпуска социально значимой литературы в наше время стала одним из наиболее важнейших направлений государственной по­литики в области книгоиздания. Ее необходимость была обозначена, с одной стороны, значительным ослаблением государственного контроля за выпуском некоторых видов литературы, с другой, — радикальным сокращением издательской активности государственных предприятий, значительную долю выпуска которых составляла именно социально значимая литература.

В наибольшей степени кризисное состояние выпуска социально значимой литературы после 1990-92 гг. обозначилось в обеспечении образовательной системы учебной литературой, и прежде всего, школьными учебниками. Учебная книга оказалась в центре целого ряда проблемных сфер развития общества, связанных с образованием, наукой и культурой. Вместо финансовой поддержки государственных издательств вла­сти выбирают выигрышный ход — направить имеющиеся немного­численные средства на поддержку выпуска самой книги, чаще всего, подготовленной коммерческими издательствами. Тем самым, госу­дарство избавило себя от затратных и малоперспективных шагов по активизации деятельности предприятий, находящихся в кризисном состоянии и неспособных своевременно реагировать на изменение покупательского спроса. Децентрализованное финансирование кни­гоиздания стало несомненной рыночной мерой, актуальность которой была подчеркнута временем.

Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения учеб­ной литературой общеобразовательных учреждений» было принято в июле 1994 г. Суть принимаемых мер сводилась к выделению денеж­ных средств бюджетами разных уровней, предназначенных для подготовки, издания и доставки школьных учебников. Постановление 1994 г. предшествовало принятию закона «О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений», на основании которого формировался одноименный федеральный комплект. В выпуске изданий федерального общеобразовательного комплекта участвуют десятки издательств, а финансирование его постепенно смещается от центра к регионам.

«Известно, что школьные учебники были "лакомой" издательской продукцией, поскольку они всегда востребованы в значительных количествах т почти всегда оплачиваются из бюджетных средств. Когда-то, до 1996 г., это были централизованные федеральные средства, сейчас — региональные, но все те же бюджетные», — отмечает Б. А. Кузнецов.

Успешная реализация программы во многом была обязана участию в ней Минобразования России, создавшего структуры Федерального экспертного совета (ФЭС). Экспертиза учебных изданий и присвоение им грифа Минобразования РФ, поставленные в качестве задач ФЭС, стали надежной основой для отбора качественных и необходимых средней школе изданий, выпуск которых действительно нуждался в финансовой поддержке со стороны государства.
Параллельно с подготовкой федерального комплекта общеобразовательных учебников велась работа над федеральной целевой программой книгоиздания России. Как показывают статистические данные распределения изданий и затрат по Федеральной целевой программе книгоиздания, большая часть государственных средств была направлена на поддержку выпуска учебной литературы (около 1/3) и художественной (около 1/5). Государственные издательства по числу изданий занимали в Федеральной целевой программе весомую часть, но по объему финансирования – лишь 20-25%.

 

 


 

 

 

Глава 2