Налоговое регулирование книгоиздательской отрасли

Правовое регулирование издательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования тесно связано с существующей системой налогообложения и налоговой политики государства в отношении предприятий издательской отрасли. При помощи налоговых инструментов государство может активно влиять на развитие отрасли, выпуск изданий отдельных видов литературы, стоимость полиграфических материалов и услуг, и, в конечно счете, размер оборотных средств и прибыль издательского предприятия.

«Налоговая система Российской Федерации включает около 50 федеральных, республиканских и местных налогов, сборов и отчислений, которые взимаются с предприятий и физических лиц. Наиболее распро­страненными налогами с предприятий являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, на пользовате­лей автомобильных дорог, земельный, плата за воду, …экспортные и импортные таможенные пошлины», - пишет Р.А. Чванов.

В издательском деле объектом налогообложения может быть иму­щество, прибыль, полученная от реализации тиража, стоимость реали­зованной продукции, и приобретенных расходных материалов, сумма издательского договора, договора на выполнение типографских работ, авторский гонорар, премия и заработная плата, начисленные работнику издательского предприятия. Размеры и порядок выплаты налогов в бюджет Российской Федерации, региональные и местные бюджеты оп­ределяются Налоговым Кодексом РФ,

Федеральными законами, поста­новлениями Правительства Российской Федерации, письмами Мини­стерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ.

Изменение налоговых ставок(размера налога в процентном выра­жении) активно влияет на хозяйственную деятельность предприятий. Целенаправленное изменение налоговых ставок, направленное на улуч­шение условий хозяйствования и рост благосостояния населения носит название налоговой политики.Сокращение ставок налогов, собираемых с предприятий издательской отрасли, благотворно сказывается на разме­ре прибыли, оставляемой в издательстве, росте его оборотных средств, возможности увеличения фонда заработной платы и фонда развития.

Налог на прибыль занимает одно из ведущих мест в системе нало­гообложения любой хозяйственной деятельности. Плательщиками налога выступают коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объектом об­ложения по налогу на прибыль является валовая прибыль организа­ции, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализа­ции товаров, основных фондов, имущества организации, доходов от внереализационных операций за вычетом суммы расходов по ним.

Издательская отрасль России в течение пяти лет пользовалась значительными льготами по налогу на прибыль и НДС. Эти льготы были установлены Федеральным законом № 191-ФЗ «О государст­венной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», принятым 01.12.1995 г., и действовавшим до 01 января 2002 г. Согласно этому закону, издательская деятельность освобождалась от налога на прибыль лишь в части, перечисляемой в федеральный бюджет. Однако, по замечанию Ю.Л. Донина, «ряд ре­гионов ввели аналогичную льготу и по налогу на прибыль, которая перечисляется в местные бюджеты. В таких регионах по книгоизда­тельской деятельности налог на прибыль отсутствовал вовсе... В связи со снижением ставки налога до 30% соответственно уменьшаются ставки налога в федеральный и региональный бюджеты до 11 и 19%. Таким образом, для книгоиздания остается ставка 19%» . Позднее ставка налога на прибыль была сокращена до 24%.

С 1 января 2002 г. вступили в силу льготы, освобождающие от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, деятельность по выпуску книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Налог на добавленную стоимость (НДС) функционирует как система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства. Этот вид налога стал своего рода камнем преткновения в борьбе издателей и налоговых служб, и остается таким последние 10 лет.

Издательская деятельность имела льготы по НДС, установленные тем же Федеральным законом, что и по налогу на прибыль. Согласно ему, от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в полном объеме освобождались следующие виды деятельности: реализация книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; реализация продукции средств массовой информации, соответствующая редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству и реализации указанной продукции. Федеральным за­коном oт 5 августа 2001 г. № 118-ФЗ данная льгота быыла отменена. Большие надежды издателей, связанные с этим законом, не оправда­лись. «В окончательной редакции закона, - пишет A.M. Ильницкий, — льготный НДС в размере 10% введен лишь на учебную и научную литературу» . Чуть позже действие льготной ставки НДС было рас­пространено на всю выпускаемую литературу, кроме рекламной и эротической, однако это действие прекращалось после 2004 г. В этом же году размер предельной ставки НДС был снижен с 20 до 18%.

Размер ставки НДС играет решающую роль в ценообразовании на издательскую продукцию, поскольку технология книгоиздания пре­дусматривает существенные издержки на приобретение бумаги и рас­ходных материалов, в стоимость которых включается НДС. Выплаты НДС занимают существенное место в налоговых отчислениях изда­тельских предприятий — они образуются в виде наценок на выпус­каемую ими издательскую продукцию. Таким образом, негативным последствием удержания высокой ставки НДС остается сохранение завышенной отпускной цены на издательскую продукцию, не отве­чающей покупательской способности значительной части населения.

Еще одним видом налога, имеющим определяющее значение в формировании оборотных средств издательского предприятия, явля­ется единый социальный налог (ЕСН). В 2001 г. этот налог заменил собой отчисления в пенсионный фонд, фонд обязательного медицин­ского страхования, фонд социального страхования и фонд занятости. Целью такой замены было упрощение сложной системы отчетности предприятия в области финансирования социальной сферы. Однако решение вопроса о снижении налогового давления на производство пришло не сразу. Непомерная ставка ЕСН в 40% спустя некоторое время после введения была сокращена до 35,8%. Промышленность не могла принять даже и такой ставки, вследствие чего ЕСН сразу же после введения вошел в ряд «плохо собираемых» налогов. Правитель­ство, постоянно осознавая необходимость снижения ставки ЕСН, долгое время откладывало радикальное решение проблемы. Снижение ставки ЕСН до 26,2% было осуществлено в 2005 г.

Снижение ЕСН способно благоприятно сказаться на формирова­нии оборотных средств предприятий, в балансе которых наиболее значима составляющая фонда заработной платы. К таким хозяйствую­щим субъектам, несомненно, относятся крупные издательские предпри­ятия и издательско-полиграфические комплексы, обладающие обшир­ными штатами.

За издательством остается возможность влияния на объем, струк­туру и факт начисления налоговых платежей. Одним из инструментов реализации налоговой политики издательского предприятия является управление налоговыми выплатами, наиболее ярко представленное в налоговом бюджетировании. Образец бюджета налоговых платежей предприятия представлен в табл. 1.

 

Таблица 1 Бюджет налоговых платежей на 20__г.

 

Вид налогового платежа Срок уп­латы Сумма уплаты, руб. Отклонения
        План Факт в руб. в%
Налог на добавленную стоимость (НДС)          
Налог на прибыль          
Налог на пользователей автомобильных дорог          
Налог с владельцев автотранспортных средств          
Единый социальный налог (ЕCH)          
Налог на имущество          
Таможенные пошлины по факту        
Всего платежей          

 

Объектом для начисления налога в издательстве является не изда­тельский репертуар и не издание и тираж, а стоимость реализованного тиража, сумма заключенного контракта, договора и т.д. Планирование издательством сроков выплаты налогов осуществляется путем выбора учетной политики предприятия. В связи с этим издательство может выбрать один из двух методов определения выручки от реализован­ной продукции:

• по отгрузке (в этом случае за точку отсчета в налогообложении принимается факт получения потребителем издательской про­дукции);

• по оплате (продукция считается реализованной после ее оплаты покупателем).

Как показывает Ю.Л. Донин, «размер налогооблагаемой базы по всем налогам при любой учетной политике будет одинаковым, но расчет налогов и уплаты их в бюджет будет производиться в разные отчетные периоды:

• при учетной политике по отгрузке — в том отчетном периоде, ко­гда услуги оказаны потребителю;

• при учетной политике по оплате — в том отчетном периоде, когда оказанные услуги были оплачены».

Еще одной формой косвенного субсидирования издательского дела, помимо налогового стимулирования, считается тарифная поли­тика государства в отношении книгоиздательской отрасли. Ее глав­ная задача состоит в исправлении сложившегося с начала 90-х гг. ценового диспаритета на бумагу и полиграфические услуги по от­ношению к отпускным ценам на издательскую продукцию. Наибо­лее заметными темпами себестоимость книжной продукции росла с осени 1997 г. по июнь 1998 г., что привело к резкому сокращению оборотных средств предприятий издательской отрасли. Конечная цель любых форм государственной поддержки книгоиздания за­ключена в снижении импульсов к повышению цен на издательскую продукцию.

Опрос книготорговых работников, проведенный в 1997-1998 гг., показал рейтинг важнейших факторов, влияющих на ценообразование в издательском деле. В качестве определяющих были названы:

• себестоимость издания — 7,9%;

• платежеспособность населения — 6,1%;

• влияние налогообложения — 5,7%.

Эффективным инструментом для воздействия государства на снижение роли фактора завышенной издательской себестоимости традиционно считается установление льготных пошлин на импорт полиграфических услуг и оборудования. Наиболее остро необходи­мость принятия этих решений обнаружилась в разгар кризиса 1998 г., на который пришлась «пиковая точка» сокращения суммарных тира­жей выпуска книжной продукции в РФ. И лишь опасаясь за судьбу отечественного книгоиздания, оказавшегося бессильным в противостоянии с последствиями финансового кризиса, государство идет на беспрецедентный шаг — с 1 января 1999 г. отменяет ввозные пошли-П1.1 и НДС с импортируемой издательской продукции (за исключением рекламных и эротических изданий). Кроме того, тем же решением был установлен беспошлинный ввоз материалов и полиграфических машин, не имеющих отечественных аналогов. Обновленное Министерство печати и средств массовых коммуникаций в 2000 г., зафиксировав преодоление двухлетнего кризиса, объявляет о возврате ввозных пошлин и НДС на импорт издательской продукции, вводит лицензирование бумажной торговли.

Ситуация складывающаяся в целлюлозно-бумажной промышленности, также не способствует смягчению последствий финансового кризиса. В оценке A.M. Ильницкого, «...высока степень монополизации отрасли. В России всего восемь целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), из которых на долю крупнейших в 2001 году пришлось 86% выпуска офсетной и 95% газетной бумаги. ЦБК проводят картельную ценовую политику. Отрасль имеет экспортную ориентацию: 70% всей бумаги реализуется за рубежом, цены же на нее внутри страны сопоставимы с общемировыми».

Иными словами, налоговое и тарифное стимулирование издательского дела, несмотря на всю его действенность как фактора контроля над ценообразованием, остается исключительной мерой воздействия государства на книгоиздание. После реорганизации Министерства пе­чати и средств массовых коммуникаций в 2004 г. очень многие разгля­дели в политике государства стремление к постепенному уходу с книжного рынка. Объяснить такое поведение государства можно не­значительной по сравнению с другими секторами промышленности и торговли общей емкостью российского книжного рынка — по данным газеты «Ведомости» она оценивается в $1,5—1,7 млрд. Другая причина лежит в разукрупненности, децентрализованности предприятий книж­ного дела. Такая структура книжного бизнеса заведомо ослабляет эф­фективность любых вмешательств государства в производство.