Налоговое регулирование книгоиздательской отрасли
Правовое регулирование издательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования тесно связано с существующей системой налогообложения и налоговой политики государства в отношении предприятий издательской отрасли. При помощи налоговых инструментов государство может активно влиять на развитие отрасли, выпуск изданий отдельных видов литературы, стоимость полиграфических материалов и услуг, и, в конечно счете, размер оборотных средств и прибыль издательского предприятия.
«Налоговая система Российской Федерации включает около 50 федеральных, республиканских и местных налогов, сборов и отчислений, которые взимаются с предприятий и физических лиц. Наиболее распространенными налогами с предприятий являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, на пользователей автомобильных дорог, земельный, плата за воду, …экспортные и импортные таможенные пошлины», - пишет Р.А. Чванов.
В издательском деле объектом налогообложения может быть имущество, прибыль, полученная от реализации тиража, стоимость реализованной продукции, и приобретенных расходных материалов, сумма издательского договора, договора на выполнение типографских работ, авторский гонорар, премия и заработная плата, начисленные работнику издательского предприятия. Размеры и порядок выплаты налогов в бюджет Российской Федерации, региональные и местные бюджеты определяются Налоговым Кодексом РФ,
Федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, письмами Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ.
Изменение налоговых ставок(размера налога в процентном выражении) активно влияет на хозяйственную деятельность предприятий. Целенаправленное изменение налоговых ставок, направленное на улучшение условий хозяйствования и рост благосостояния населения носит название налоговой политики.Сокращение ставок налогов, собираемых с предприятий издательской отрасли, благотворно сказывается на размере прибыли, оставляемой в издательстве, росте его оборотных средств, возможности увеличения фонда заработной платы и фонда развития.
Налог на прибыль занимает одно из ведущих мест в системе налогообложения любой хозяйственной деятельности. Плательщиками налога выступают коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объектом обложения по налогу на прибыль является валовая прибыль организации, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных фондов, имущества организации, доходов от внереализационных операций за вычетом суммы расходов по ним.
Издательская отрасль России в течение пяти лет пользовалась значительными льготами по налогу на прибыль и НДС. Эти льготы были установлены Федеральным законом № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», принятым 01.12.1995 г., и действовавшим до 01 января 2002 г. Согласно этому закону, издательская деятельность освобождалась от налога на прибыль лишь в части, перечисляемой в федеральный бюджет. Однако, по замечанию Ю.Л. Донина, «ряд регионов ввели аналогичную льготу и по налогу на прибыль, которая перечисляется в местные бюджеты. В таких регионах по книгоиздательской деятельности налог на прибыль отсутствовал вовсе... В связи со снижением ставки налога до 30% соответственно уменьшаются ставки налога в федеральный и региональный бюджеты до 11 и 19%. Таким образом, для книгоиздания остается ставка 19%» . Позднее ставка налога на прибыль была сокращена до 24%.
С 1 января 2002 г. вступили в силу льготы, освобождающие от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, деятельность по выпуску книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Налог на добавленную стоимость (НДС) функционирует как система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства. Этот вид налога стал своего рода камнем преткновения в борьбе издателей и налоговых служб, и остается таким последние 10 лет.
Издательская деятельность имела льготы по НДС, установленные тем же Федеральным законом, что и по налогу на прибыль. Согласно ему, от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в полном объеме освобождались следующие виды деятельности: реализация книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; реализация продукции средств массовой информации, соответствующая редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству и реализации указанной продукции. Федеральным законом oт 5 августа 2001 г. № 118-ФЗ данная льгота быыла отменена. Большие надежды издателей, связанные с этим законом, не оправдались. «В окончательной редакции закона, - пишет A.M. Ильницкий, — льготный НДС в размере 10% введен лишь на учебную и научную литературу» . Чуть позже действие льготной ставки НДС было распространено на всю выпускаемую литературу, кроме рекламной и эротической, однако это действие прекращалось после 2004 г. В этом же году размер предельной ставки НДС был снижен с 20 до 18%.
Размер ставки НДС играет решающую роль в ценообразовании на издательскую продукцию, поскольку технология книгоиздания предусматривает существенные издержки на приобретение бумаги и расходных материалов, в стоимость которых включается НДС. Выплаты НДС занимают существенное место в налоговых отчислениях издательских предприятий — они образуются в виде наценок на выпускаемую ими издательскую продукцию. Таким образом, негативным последствием удержания высокой ставки НДС остается сохранение завышенной отпускной цены на издательскую продукцию, не отвечающей покупательской способности значительной части населения.
Еще одним видом налога, имеющим определяющее значение в формировании оборотных средств издательского предприятия, является единый социальный налог (ЕСН). В 2001 г. этот налог заменил собой отчисления в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования и фонд занятости. Целью такой замены было упрощение сложной системы отчетности предприятия в области финансирования социальной сферы. Однако решение вопроса о снижении налогового давления на производство пришло не сразу. Непомерная ставка ЕСН в 40% спустя некоторое время после введения была сокращена до 35,8%. Промышленность не могла принять даже и такой ставки, вследствие чего ЕСН сразу же после введения вошел в ряд «плохо собираемых» налогов. Правительство, постоянно осознавая необходимость снижения ставки ЕСН, долгое время откладывало радикальное решение проблемы. Снижение ставки ЕСН до 26,2% было осуществлено в 2005 г.
Снижение ЕСН способно благоприятно сказаться на формировании оборотных средств предприятий, в балансе которых наиболее значима составляющая фонда заработной платы. К таким хозяйствующим субъектам, несомненно, относятся крупные издательские предприятия и издательско-полиграфические комплексы, обладающие обширными штатами.
За издательством остается возможность влияния на объем, структуру и факт начисления налоговых платежей. Одним из инструментов реализации налоговой политики издательского предприятия является управление налоговыми выплатами, наиболее ярко представленное в налоговом бюджетировании. Образец бюджета налоговых платежей предприятия представлен в табл. 1.
Таблица 1 Бюджет налоговых платежей на 20__г.
Вид налогового платежа | Срок уплаты | Сумма уплаты, руб. | Отклонения | ||
План | Факт | в руб. | в% | ||
Налог на добавленную стоимость (НДС) | |||||
Налог на прибыль | |||||
Налог на пользователей автомобильных дорог | |||||
Налог с владельцев автотранспортных средств | |||||
Единый социальный налог (ЕCH) | |||||
Налог на имущество | |||||
Таможенные пошлины | по факту | ||||
Всего платежей |
Объектом для начисления налога в издательстве является не издательский репертуар и не издание и тираж, а стоимость реализованного тиража, сумма заключенного контракта, договора и т.д. Планирование издательством сроков выплаты налогов осуществляется путем выбора учетной политики предприятия. В связи с этим издательство может выбрать один из двух методов определения выручки от реализованной продукции:
• по отгрузке (в этом случае за точку отсчета в налогообложении принимается факт получения потребителем издательской продукции);
• по оплате (продукция считается реализованной после ее оплаты покупателем).
Как показывает Ю.Л. Донин, «размер налогооблагаемой базы по всем налогам при любой учетной политике будет одинаковым, но расчет налогов и уплаты их в бюджет будет производиться в разные отчетные периоды:
• при учетной политике по отгрузке — в том отчетном периоде, когда услуги оказаны потребителю;
• при учетной политике по оплате — в том отчетном периоде, когда оказанные услуги были оплачены».
Еще одной формой косвенного субсидирования издательского дела, помимо налогового стимулирования, считается тарифная политика государства в отношении книгоиздательской отрасли. Ее главная задача состоит в исправлении сложившегося с начала 90-х гг. ценового диспаритета на бумагу и полиграфические услуги по отношению к отпускным ценам на издательскую продукцию. Наиболее заметными темпами себестоимость книжной продукции росла с осени 1997 г. по июнь 1998 г., что привело к резкому сокращению оборотных средств предприятий издательской отрасли. Конечная цель любых форм государственной поддержки книгоиздания заключена в снижении импульсов к повышению цен на издательскую продукцию.
Опрос книготорговых работников, проведенный в 1997-1998 гг., показал рейтинг важнейших факторов, влияющих на ценообразование в издательском деле. В качестве определяющих были названы:
• себестоимость издания — 7,9%;
• платежеспособность населения — 6,1%;
• влияние налогообложения — 5,7%.
Эффективным инструментом для воздействия государства на снижение роли фактора завышенной издательской себестоимости традиционно считается установление льготных пошлин на импорт полиграфических услуг и оборудования. Наиболее остро необходимость принятия этих решений обнаружилась в разгар кризиса 1998 г., на который пришлась «пиковая точка» сокращения суммарных тиражей выпуска книжной продукции в РФ. И лишь опасаясь за судьбу отечественного книгоиздания, оказавшегося бессильным в противостоянии с последствиями финансового кризиса, государство идет на беспрецедентный шаг — с 1 января 1999 г. отменяет ввозные пошли-П1.1 и НДС с импортируемой издательской продукции (за исключением рекламных и эротических изданий). Кроме того, тем же решением был установлен беспошлинный ввоз материалов и полиграфических машин, не имеющих отечественных аналогов. Обновленное Министерство печати и средств массовых коммуникаций в 2000 г., зафиксировав преодоление двухлетнего кризиса, объявляет о возврате ввозных пошлин и НДС на импорт издательской продукции, вводит лицензирование бумажной торговли.
Ситуация складывающаяся в целлюлозно-бумажной промышленности, также не способствует смягчению последствий финансового кризиса. В оценке A.M. Ильницкого, «...высока степень монополизации отрасли. В России всего восемь целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), из которых на долю крупнейших в 2001 году пришлось 86% выпуска офсетной и 95% газетной бумаги. ЦБК проводят картельную ценовую политику. Отрасль имеет экспортную ориентацию: 70% всей бумаги реализуется за рубежом, цены же на нее внутри страны сопоставимы с общемировыми».
Иными словами, налоговое и тарифное стимулирование издательского дела, несмотря на всю его действенность как фактора контроля над ценообразованием, остается исключительной мерой воздействия государства на книгоиздание. После реорганизации Министерства печати и средств массовых коммуникаций в 2004 г. очень многие разглядели в политике государства стремление к постепенному уходу с книжного рынка. Объяснить такое поведение государства можно незначительной по сравнению с другими секторами промышленности и торговли общей емкостью российского книжного рынка — по данным газеты «Ведомости» она оценивается в $1,5—1,7 млрд. Другая причина лежит в разукрупненности, децентрализованности предприятий книжного дела. Такая структура книжного бизнеса заведомо ослабляет эффективность любых вмешательств государства в производство.