Перспективы
При работе над стратегией можно использовать подход, предложенный Д. Нортоном и Р. Капланом, который подразумевает выделение четырех основных перспектив (см. табл. 8):
Таблица 8. Основные перспективы
Перспектива | Вопрос | Основные цели |
Финансы | Каковы наши финансовые цели в отношении достижения нашего видения? |
|
Клиенты | В каких показателях работы с клиентами мы должны преуспеть, чтобы достичь желаемых финансовых показателей? |
|
Внутренние бизнес-процессы | В отношении каких внутренних процессов мы должны преуспеть, чтобы удовлетворить наших клиентов? |
|
Обучение и рост | Что мы должны сделать для развития наших внутренних ресурсов, чтобы преуспеть в наших процессах? |
|
Данный метод не является догмой, однако представляет собой удобный способ сбалансировано взглянуть на стратегию предприятия.
Иногда, перспективы дополняются или изменяются. Например, в стратегической карте может возникнуть дополнительная перспектива, связанная с поставщиками. Это характерно для целого ряда отраслей, где поставщики являются такими же клиентами, как и покупатели (дистрибьюторская деятельность или бизнес, в котором поставщики занимают монопольное положение).
Для государственных унитарных предприятий (ГУПов) и предприятий, входящих в вертикально-интегрированные производственные объединения, часто вводится перспектива "Владельцы/Акционеры". Перспектива "Обучение и рост" часто разделяется на перспективы "Развитие" и "Персонал".
В некоторых случаях компании отходят от стандартного для ССП способа представления стратегических карт и используют другие парадигмы (см. рис. 24).
Рисунок 24: Пример нестандартной стратегической карты
Здесь в качестве основы для стратегической карты использована цепочка создания стоимости Майкла Портера.