Перспективы

При работе над стратегией можно использовать подход, предложенный Д. Нортоном и Р. Капланом, который подразумевает выделение четырех основных перспектив (см. табл. 8):

Таблица 8. Основные перспективы

Перспектива Вопрос Основные цели
Финансы Каковы наши финансовые цели в отношении достижения нашего видения?  
  • Намерения владельцев
  • Видение
 
Клиенты В каких показателях работы с клиентами мы должны преуспеть, чтобы достичь желаемых финансовых показателей?  
  • Продукты, рынки, каналы сбыта
  • Позиционирование на рынке
  • Конкурентная роль
  • Взаимодействие с внешней средой
  • Рост
 
Внутренние бизнес-процессы В отношении каких внутренних процессов мы должны преуспеть, чтобы удовлетворить наших клиентов?  
  • Распределение функций по созданию стоимости
  • Оптимизация бизнес-процессов
 
Обучение и рост Что мы должны сделать для развития наших внутренних ресурсов, чтобы преуспеть в наших процессах?  
  • Выработка компетенций и навыков
  • Совершенствование технологий и инфраструктуры
  • Совершенствование организационной структуры и системы управления
 

 

Данный метод не является догмой, однако представляет собой удобный способ сбалансировано взглянуть на стратегию предприятия.

Иногда, перспективы дополняются или изменяются. Например, в стратегической карте может возникнуть дополнительная перспектива, связанная с поставщиками. Это характерно для целого ряда отраслей, где поставщики являются такими же клиентами, как и покупатели (дистрибьюторская деятельность или бизнес, в котором поставщики занимают монопольное положение).

Для государственных унитарных предприятий (ГУПов) и предприятий, входящих в вертикально-интегрированные производственные объединения, часто вводится перспектива "Владельцы/Акционеры". Перспектива "Обучение и рост" часто разделяется на перспективы "Развитие" и "Персонал".

В некоторых случаях компании отходят от стандартного для ССП способа представления стратегических карт и используют другие парадигмы (см. рис. 24).

Рисунок 24: Пример нестандартной стратегической карты

Здесь в качестве основы для стратегической карты использована цепочка создания стоимости Майкла Портера.