Инструменты стратегического управления

Стратегическое управление и стратегическая карта

§ 2.1.1. Инструменты стратегического управления

§ 2.1.2. Намерения владельцев

§ 2.1.3. Миссия

§ 2.1.5. Стратегическое видение

§ 2.1.7. Ценности и философия

§ 2.1.8. Стратегия

§ 2.1.9. Стратегическая карта

§ 2.1.10. Перспективы

§ 2.1.11. Стратегические темы

§ 2.1.12. Причинно-следственные связи

· 2.1.13 Общая стратегическая карта

Спросите у рядового сотрудника вашей компании: «Куда движется наша фирма?». Опыт показывает, что лишь немногие будут способны дать четкий ответ на этот вопрос. Большинство же ограничится туманными формулировками, такими как «иметь стабильное положение на рынке», «повысить рентабельность», «снизить издержки», «увеличить рабочий цикл».

Возможно, сотрудники и готовы работать во имя славного будущего, но часто они не имеют о нем представления: начальство не сообщает им о своих далеко идущих планах, не знакомит со стратегией компании. В большинстве организаций служащие осведомлены лишь о краткосрочных задачах своего отдела, что, безусловно, резко снижает степень их участия в достижении результатов по долгосрочным стратегическим целям.

" Если Вы не знаете, куда Вы идете, то сильно удивитесь, попав не туда", "

Марк Твен

Слова великого американского писателя Марка Твена как нельзя точно отражают положение многих компаний на рынке. Для того чтобы такого не происходило, организации необходимо четко планировать свою деятельность в длительной перспективе, разрабатывать свою стратегию.

Стратегическое управление – это комплексный подход, которые позволяет связать воедино оперативные и стратегические цели организации и разработать эффективные инструменты для достижения результатов по этим целям.

Следуя по пути стратегического управления, руководители компании должны постоянно задавать себе следующие вопросы (и главное получать на них ответы):

  • Где сейчас находится организация?
  • В каком направлении она должна развиваться в будущем?
  • Каким образом она собирается достичь поставленных целей?

При разработке стратегии в рамках проекта по внедрению сбалансированной системы показателей компании часто приходится сталкиваться с такими терминами как миссия, видение, стратегия, инициативы. Не смотря на то что для российского бизнеса эти понятия пока еще в диковинку, международный опыт показывает, что они являются достаточно эффективными инструментами управления. Согласно опросу, проведенному международной компанией Bain & Co., более 90% процентов американских топ-менеджеров считают, что разработка миссии и видения очень полезны для развития бизнеса.

На сегодняшний день существует много различных методов разработки миссии и видения компании. В рамках проведения проектов по постановке стратегического управления можно пользоваться следующими определениями:

  • Миссия – это предназначение организации. Может отвечать на вопрос: «Зачем создана организация?» Или быть продолжением фразы «Мы созданы для того, чтобы …»
  • Видение – это описание желаемого состояния компании в будущем через несколько лет (обычно горизонт стратегического планирования выбирается от 2-3 лет до 5-10 лет).
  • Стратегия – это план, определяющий долговременное развитие организации.

С практической точки зрения стратегию удобно представлять в виде комбинации следующих элементов (см. рис. 20):

  • Стратегические цели – главные цели, которые оказывают воздействие на план развития и жизнеспособность структуры в целом.
  • Философия и ценности – это основные правила, определяющие границы действий организации.
  • Программы действий – пошаговые действия, направленные на достижение главных целей. Они отвечают на вопрос, каким образом могут быть реализованы стоящие перед организацией задачи в рамках, определяемых ее политикой.

Рисунок 20. Термины стратегического управления

Чтобы разобраться в причинно-следственных связях этих терминов, можно воспользоваться следующим формулировкой:

"Исполняя свою Миссию, Компания стремится к реализации своего Видения путем выполнения своей Стратегии, достигая Стратегических целей, реализуя Стратегические программы, мероприятия и инициативы, строго придерживаясь принципов, определяемых Философией компании".

Таблица 7. Основные термины стратегического управления

Термин Определение Вопрос
Миссия Предназначение организации Для чего мы созданы?
Видение Идеальное состояние организации через несколько лет. Какой будет наша компания через несколько лет?
Стратегия Способ достижения видения. Каким путем мы пойдем?
Цели Главные цели, которые оказывают воздействие на направление развития и жизнеспособность структуры в целом   Какие результаты мы собираемся достичь?
Программы действие, мероприятия, инициативы Мероприятия, которые необходимо предпринять для достижения видения.   Что мы собираемся сделать?
Философия, ценности Взгляды, ценности и ограничения, которых придерживается организация при реализации своей стратегии. Каких принципов мы придерживаемся? Что мы ценим?