Эффективность применения ССП

Организация, ориентированная на стратегию

В основу концепции ССП положены принципы так называемой «организации, ориентированной на стратегию»:

  • проведение изменений как результат активного руководства топ-менеджеров
  • перевод стратегии на операционный уровень
  • создание стратегического соответствия организации
  • стратегия как повседневная работа каждого сотрудника.
  • стратегия как непрерывный процесс


Рисунок 8. Концепция организации, ориентированной на стратегию

Идея ССП получила быстрое распространение. Недавнее исследование, проведенное фирмой Bain & Company, показало, что примерно 50% крупнейших компаний в мире в настоящее время используют эту систему в процессе внутреннего управления. Среди них, такие известные компании, как: 3M, ABB, Amoco, Apple Computer, AT&T, Bank of Scotland, Boeing, British Airways, Chase Manhattan Bank, Cisco, Dell, Ericsson, FedEx, FINKO, Ford, General Motors, Hallmark, Hewlett-Packard, IBM, ING Bank, Intel, J.P.Morgan, Mobil Oil, Motorola, Morgan Stanley, Nestle, Oriflame, Panasonic, Ricoh, SAS, Sears, Shell, Siemens, Texas Instruments, Skandia, Unilever, UPS, Volvo, Xerox. В России проекты по сбалансированной системе показателей провели "Северсталь", ряд предприятий, входящих в "РАО ЕЭС" и другие.

Многие западные и российские консультанты по менеджменту считают, что внедрение сбалансированной системы показателей положительно сказывается практически на любой компании. Рассмотрим только один пример: В 1992 году американский филиал компании Mobil Oil, занимавшийся маркетингом и переработкой нефти, показывал плохие результаты. Он занимал последнее место в отрасли по доходности, демонстрируя отрицательные денежные потоки и неприемлемый уровень рентабельности. По мнению нового руководства, компания Mobil Oil утратила связь с рынком. Для спасения положения была разработана новая стратегия по разделению компании на 18 ориентированных на рынок бизнес-единиц, ответственных за результаты своей деятельности. Поддержку этих бизнес-единиц обеспечивали 14 сервисных групп общего обслуживания.

Когда компания Mobil Oil приступила к реализации этой стратегии, основной задачей стала координация усилий 32 единиц, нацеленных на внедрение широкого ряда новых подходов и общих культурных ценностей. Для управления реализацией стратегии в организации была внедрена сбалансированная система показателей. Результаты оказались быстрыми и впечатляющими. Через два года компания перешла с последнего места на первое по прибыльности в отрасли и удерживала лидерство в течение четырех последующих лет (1995-1998 гг.). Отрицательные денежные потоки были превращены в положительные, и по уровню рентабельности компания обогнала всех конкурентов.