Толкование сновидений, «забытые науки».

Мышление примитивного, первобытного человека очень сильно напоминает особенности мышления во сне современного человека. Прежде всего, их объединяет образность мышления, то есть манипуляция не абстрактными словесными понятиями, а близкими к реальным, образными объектами. Кроме этого, мышление первобытного человека характеризуется такими свойствами как: сгущение, когда вместо одного образа используется целая группа образов, сливающихся в один; замещение, при котором один образ заменяется другим близким или, наоборот, совсем не похожим на первоначальный; отсутствие обычной логики, дающее возможность, например, менять местами причину и следствие; безвременье, то есть беспрепятственное совмещение событий, произошедших в разное время; магичность, когда усилием мысли можно добиться нужного результата; всемогущество и аффективность. Важной особенностью мышления первобытного человека было отсутствие отрицания, для его изображения архаический человек прибегал к противоположности, например, «белое» – «не черное». Все эти механизмы характерны и для сновидческой активности. Во сне можно быть другим человеком, частью чего- или кого-либо, животным и одновременно самим собой; первобытные люди не делали разницы меду собой, звездой в небе и тотемом. Современные шизофренические пациенты демонстрируют тот же стиль мышления: он и сам по себе и король Испании и поросячий хвостик. Однако сновидение является и источником творчества, поскольку дневное абстрактно-логическое мышление лишь упорядочивает, а не творит.

Проблема истолкования сновидения, таким образом, есть проблема перевода образов, сформированных первобытным мышлением в абстрактно-логическую форму, приемлемую для современного человека.

С проблемой истолкования (интерпретации) люди сталкиваются не только при попытке понять смысл сновидений (Поспелов Д.А., 1989). Как самостоятельная она возникла, вероятно, вместе с необходимостью точного понимания сакральных текстов. Алогичность ряда положений священных книг древности, наличие в них непонятных и многозначно толкуемых мест, породили среди адептов веры стремление найти способ однозначного понимания священных текстов. Фома Аквинский, например, использовал для этого силлогистику Аристотеля, а комментаторы первых пяти книг Ветхого Завета избрали герменевтические схемы рассуждений.

Герменевтика выводит заключение только на базе самого содержания текста. Герменевтической схемой можно назвать истолкование сновидения с использованием сонников.

Экзегетика использует для вывода контекстную, дополнительную информацию, например, о создателе текста, исторических условиях его написания и т.п.

Гомилетика основывает вывод на базе морально-этических и нравственных предпосылок к созданию текста. Часто этот тип заключений связан с оценкой собственного поведения или поведения других лиц или самого автора.

Очевидно, что наиболее близкими к психоаналитической схеме интерпретации являются экзегетические и гомилетические схемы рассуждений.

Если герменевтические (и остальные) схемы анализируют тексты целиком, то силлогистика Аристотеля анализирует отдельные высказывания. Например, двузначное высказывание: «Мать любит дочь». Для понимания смысла можно использовать контекст, то есть дополнительную информацию о матери и дочери. Можно опираться лишь на само утверждение и использовать знание психологии русского языка: а) обычно в предложении сначала упоминается субъект, а затем объект; б) чем ближе слова в предложении друг к другу, тем теснее связь между ними. Таким образом, приведенный пример должен получить следующее истолкование – мать любит свою дочь.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в сновидениях могут проявляться желания сновидца, чему способствует тот факт, что в состоянии сна частично или полностью снимается цензура, запрещающая исполнять некоторые желания. При этом свой вклад в формирование сновидений вносят как внутрипсихические так и телесные раздражители. Ряд элементов сновидений носит символический характер и может иметь устойчивое толкование, а материал сновидений может успешно использоваться в психотерапии. На протяжении веков развивались различные способы истолкования текстов, которые могут использоваться для толкования сновидений, при этом какой-либо формальной схемы истолкования сновидений нет, поскольку язык сновидений многозначен по своему происхождению и толкование сновидений как было, так и остается искусством.

 

Физиология сна и сновидений.

С изобретением электроэнцефалографа в 1921 году Р.Бергером (Berger), появилась возможность записывать электрические потенциалы мозга в виде графика. Первое электроэнцефалографическое исследование сна было проведено в 1937 году (А.Лумис, Э.Хервей и Дж.Хобарт). В этом исследовании было выявлено пять фаз в состоянии сна, которые обозначили пятью первыми прописными буквами латинского алфавита: A -дремота, B -легкий сон, C -полуглубокий сон, D,E -глубокий сон. В 1953 году Н.Клейтманом (Kleitman) и Е.Азеринским (Aserinsky) из Чикагского Университета было обнаружено, что в течение ночи глазные яблоки совершают быстрые горизонтальные и вертикальные движения, причем таких эпизодов за ночь насчитывается в среднем 5. Если человека в это время разбудить, то он обычно может сообщить о сновидении. Эта фаза была названа фазой быстрых движений глаз (БДГ, REM -Rapid Eyes Movement). Поскольку это состояние во многом напоминает бодрствование, но происходит во сне М.Жувэ (Jouvet) предложил эту фазу назвать парадоксальным сном. Дальнейшие исследования У.Демента (Dement) и Н.Клейтмана привели к пересмотру первоначальной классификации фаз сна, включающей 5 различных фаз. Как принципиально различающиеся были выявлены 4 фазы сна.

Первой стадией сна является дремота, состояние, близкое к бодрствованию, но без мобилизации внимания. На ЭЭГ в этой стадии возникают альфа-ритмы с частотой в 10Гц, начинает работать тормозной механизм, предотвращающий пробуждение по малым афферентным сигналам. Дремота имеет длительность примерно в 10% от общего времени сна.

Во второй стадии сонных веретен на ЭЭГ проявляются волны с частотой в 13-14Гц. В это время в организме снижается частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), мозговой кровоток и температура мозга, замедляется дыхание из-за понижения метаболизма. Ее относительная длительность – 40%.

Третья и четвертая стадии - это стадии самого глубокого дельта-сна . Сначала на фоне сонных веретен на ЭЭГ появляются одиночные дельта-ритмы (с периодом в 0.5с – 2Гц), потом они начинают доминировать в общем ритмическом узоре мозга. В данных стадиях все приведенные выше вегетативные параметры (ЧСС, АД и др.) имеют минимальное значение. Эти стадии суммарно занимают 25% времени сна.

После этих четырех стадий, объединенно называемых фазой медленного сна (ФМС) наступает фаза так называемого быстрого, или парадоксального сна (ФБС): переключение ФМС/ФБС (и обратно) происходит посредством ультрадианного биоритма и гуморально-вегетативного регулирующего механизма. В ФБС происходит снижение работы синхронизирующей системы и активация моторных систем мозга. В то же время спинальные эффекторные механизмы -мотонейроны -блокированы и наблюдается мышечная атония.

На ЭЭГ в этот период возникают тэта-волны (0.2с -5Гц), а корковая активность почти такая же, как при бодрствовании: наблюдается повышение показателей всех приведенных выше вегетативных параметров почти до уровня бодрствования организма, повышается метаболическая активность мозга, повышается активность нейронов зрительной коры и появляется эффект сканирования внутреннего образа сновидений (БДГ), которые в основном наблюдаются именно в этот период. Вообще, наличие сновидений является главным признаком ФБС (поэтому, следуя Жувэ, можно в определенном смысле понимать под ФБС наличие сновидений). Парадоксальная фаза продолжается 23.5% от времени всего сна.

С возрастом относительная величина ФМС и ФБС меняется. Так, если в перинатальном периоде она составляет примерно 50/50, то со временем относительная продолжительность ФБС сокращается до 20% .

Общая продолжительность естественного и полноценного сна различна для разных людей и варьирует в пределах от 2 до 9 часов и более. Средняя продолжительность сна по популяции в 1000 человек составляет 7 часов.

Смена стадий и фаз сна происходит в начале последовательно, а потом изменяется, в соответствии со специфической физиологией сновидца (рис 1).

 

 

Рис.1 Фазы ночного сна человека

 

Опыты с длительным лишением сна у лабораторных животных показывают, что сон включает два принципиально различных состояния организма - медленноволновую и парадоксальную (быструю) фазы.

Во время медленного сна восстанавливается мозговой гомеостаз, нарушенный в ходе многочасового бодрствования. Периоды тонической деполяризации (бодрствование) и гиперполяризации (медленный сон) должны периодически сменять друг друга, чтобы сохранить постоянство внутренней среды головного мозга и обеспечить нормальную работу таламо-кортикальной системы - представителя высших психических функций человека. Кроме этого, в состоянии «медленного сна» происходит переключение и первичные нейроны зрительной и слуховой коры перестают реагировать на внешние раздражители переключаясь на импульсы, идущие от внутренних органов. То есть во время медленного сна мозг переключается на обработку информации от внутренних органов, что может указывать на оптимизацию управления ими со головного мозга.

Парадоксальный сон, который, в отличие от медленного сна, имеет ярко выраженную активную природу, запускается из центра, расположенного в задней части мозга, в области варолиева моста и продолговатого мозга, а медиаторами служат ацетилхолин, глутаминовая и аспарагиновая кислоты. Во время парадоксального сна клетки мозга чрезвычайно активны, но информация от органов чувств к ним не поступает и не подается в мышечную систему. В этом и заключается парадоксальность этого состояния. Возможно, при этом интенсивно перерабатывается информация, полученная в предшествующем бодрствовании и хранящаяся в памяти. Согласно гипотезе Жуве, в парадоксальном сне, пока непонятно как, в нейрологическую память передается наследственная, генетическая информация, имеющая отношение к организации целостного поведения. Подтверждением таких психических процессов служит появление в парадоксальном сне эмоционально окрашенных сновидений у человека, а также обнаруженный Жуве с сотрудниками и детально исследованный Э.Моррисоном с коллегами феномен демонстрации сновидений у подопытных кошек. Они выяснили, что в мозге кошек имеется особая область, ответственная за мышечный паралич во время парадоксального сна. Если ее разрушить, подопытные кошки начинают показывать свой сон: убегать от воображаемой собаки, ловить воображаемую мышь и т.д. при этом “эротические” сны у кошек никогда не наблюдались, даже в брачный сезон.

Этот факт можно рассматривать как определенное подтверждение идеи К.Г.Юнга о том, что сновидения обеспечивают связь архетипического, коллективного бессознательного и сознания.

 

ВЫВОДЫ:

1. С древнейших времен человек прибегал к сновидениям в затруднительных или неопределенных ситуациях, стремясь найти ответы в них на волнующие его вопросы.

2. В древней Греции сновидения использовались для целей лечения, для чего использовалось как само состояния целительного внушенного сна, так и проводилась интерпретация сновидений. Современные исследователи также подтверждают высокий диагностический потенциал сновидений.

3. Из античных мыслителей ближе всех к концепции сновидений З.Фрейда оказался Платон.

4. Наиболее близкими к психоаналитическим были идеи Платона.

5. Имеется глубокое родство между характером сновидческой активности современного человека и спецификой бодрственной психической активности архаического человека.

6. В средние века активно развивались различные направления и школы интерпретации как древних текстов, так и сновидений.

7. С физиологической точки зрения сон состояние не однородное и включает 5 различных фаз. Парадоксальная фаза сна наиболее часто сопровождается запоминанием сновидения при пробуждении.

8. Способность видеть сны присуща не только человеку, но и животным.

 

Вопросы для самопроверки:

1. С какой целью использовались сновидения в храмах Сераписа в древнем Египте?

2. Каким образом истолковал сновидений Александра Македонского снотолкователь Аристандр? В чем особенность такого толкования и как оно может использоваться в современной психоаналитической практике?

3. Каким образом использовались сновидения для лечения в древней Греции? Есть ли какие-либо современные подтверждения диагностическим возможностям сновидений?

4. В чем именно видел Платон специфику сновидений?

5. Что такое «герменевтика», «экзегетика», «гомилетика»?

6. Что роднит мышление архаического человека и сновидческую активность?

7. В какой фазе сна сновидения запоминаются наиболее часто, в чем ее физиологическая специфика?

8. Видят ли сны животные?