Эпоха и система образования 3 страница

[41] Альберт Эйнштейн вспоминал эту заповедь как бы в шутку. Но он был прав, поскольку, если эта заповедь не первая и не исполнена, то все прочие поучения и заповеди либо не доходят до сознания людей, либо не осуществимы, поскольку под властью страхов индивид не способен ни Любить, ни верить, ни понимать адекватно ему сообщаемое, ни действовать свободно. В Коране слова «не бойся!», обращённые Свыше к разным людям, встречаются многократно. В том числе и призыв Моисея к принятию им Откровения включает в себя просьбу, а равно обязывающее повеление ему Свыше — «не бойся!» (Коран, сура 28 «Рассказ», аяты 29 — 32).

[42] Под воздействием страхов сбивается правильный эмоционально-смысловой строй. И Хому в повести Н.В. Гоголя «Вий» убила не нечистая сила, а его собственные страхи, во власть которых он отдался сам, утратив самообладание.

[43] См. разделы 8.4, 10.5.1, а также работы ВП СССР «К Богодержавию…», «“Мастер и Маргарита”: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры».

[44] Во Второзаконии, гл. 6, близкий по смыслу текст:

«4. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5. и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; 7. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; 8. и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, 9. и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».

[45] Этот стих поясняет продолжение: «кто любит мир, в том нет любви Отчей. 16. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Из него ясно, что Иоанн в ранг Любви возвёл всевозможные пристрастия и похоти мира сего. Соответственно Дух Святой в данном случае не был для него наставником на Правду-Истину (Иоанн, 16:13): иначе бы Иоанн не оскорбил Любви таким отождествлением её с пристрастиями и похотями мира сего.

[46] Эту сторону жизни Ф.М. Достоевский ярко показал через деятельность персонажа повести «Село Степанчиково и его обитатели» — Фомы Фомича Опискина, приживалы-паразита и демонической (по строю психики) личности.

[47] Виссарион — Сергей Анатольевич Тороп, родился 14 января 1961 г., повзрослев, осознал, как сообщается о нём Церковью Последнего Завета, что второе пришествие Христа явлено миру в его лице, в новой плоти. Он переменил имя, начав именовать себя — Виссарион, что в переводе с греческого означает «Дающий жизнь», — и с 18 августа 1991 г. (в день начала деятельности ГКЧП в её непубличной составляющей) приступил к исполнению принятой им миссии. В открытое им учение уверовали многие в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья, в результате чего возникла «Церковь Последнего Завета». А книгу под названием «Последний Завет», по которой можно ознакомиться с этим учением, в конце 1990‑х гг. можно было купить во многих магазинах России. В интернете присутствует несколько сайтов (и среди них не только русскоязычные), которые принадлежат «Церкви Последнего Завета». Естественно, есть и те, кто отверг и «преобразившегося» Сергея Анатольевича, и изданный им «Последний Завет». Тем не менее, «Церковь Последнего Завета» живёт своею жизнью. С «Последним Заветом» мы знакомы по тексту третьего дополненного издания, выпущенного Издательством Общества Ведической Культуры в 1997 г. См. также публикацию «Последнего Завета» в интернете:
http://www.vissarion.ru/studies/index.htm.

Также отметим, что официальная биография «Виссариона», предоставляемая «Церковью Последнего Завета», не содержит неблаговидных для С.А. Торопа сведений, о которых можно узнать из Википедии и из некоторых других источников.

*** [48] В качестве иллюстраций использована фотография, взятая с сайта «Церкви Последнего Завета», и фрагмент картины М.А. Врубеля (1856 — 1910) «Демон».

[49] Формат ссылок на «Единый Завет» здесь и далее: «номер главы»:«номер стиха в главе».

[50] Свободы воли вне Любви не бывает; вне Любви есть свобода выбора и место для проявлений силы воли в борьбе с диктатом инстинктов, страстями, возникшими под воздействием разного рода привязанностей, диктатом «сильных мира сего», норм культуры (не во всём и не всегда праведных) и т.п.

[51] Любовь сильнее смерти — наше замечание при цитировании: её невозможно убить. Проблемы же большинства людей не в том, что они некогда убили в себе или в ком-то другом Любовь, а в том, что не научились Любить.

[52] В одной из таких ситуаций Ф.М. Достоевский и высказал, ставшее афоризмом, но по своей сути — клеветническое по отношению к Любви мнение, приведённое ранее.

[53] Об этом по сути один из эпизодов в одном из наиболее глубокомысленных советских фильмов «Доживём до понедельника» (Студия имени Горького. 1968 г. Режиссёр С. Ростоцкий. Сценарист Г. Полон­ский), который полезно посмотреть всем тем, кто его не видел или не «снизошёл» до просмотра этой «древнесовковости»; а всем тем, кто видел, — полезно вспомнить, чтобы переосмыслить.

Эпизод в спортзале. Школьная красавица Рита, после мимолётной ссоры со своим красавцем-почитателем, обращаясь к Гене Шестопалову, думая, что он без памяти, ума и воли в неё влюблён, и снисходя с позиций своей телесной красоты к внешне невзрачному, по её и многих других мнению, парню: У нас с тобой никогда ничего не получится. Понимаешь… Ты, Геночка, маленький… Я такой в седьмом классе была, как ты сейчас.

Гена: Хочешь правду? (Любовь безжалостна: наше пояснение при цитировании. Но правда, высказанная в Любви, способна подвигнуть другого человека к личностному развитию, хотя может быть в момент оглашения крайне неприятна и обидна для него, поскольку разрушает процесс самолюбования, в котором он живёт).

Рита: Ну?

Гена: Умом я знаю, что ты человек… так себе… Не луч света в тёмном царстве…

Рита: Скажите пожалуйста…

Гена: Я это знаю… Только стараюсь это не учитывать. (Любят других людей не за что-то, а от щедрот своей собственной души; любят даже вопреки тому, что уважать не за что — к последнему вопросу мы обратимся далее на основе рассмотрения сюжета оперы Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бельского «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: наше пояснение при цитировании).

Рита: Что-что?

Гена: Не поймёшь ты, к сожалению, я и сам только позавчера это понял. (Важно то, что Гена, — ещё в подростковом возрасте, — понял наиглавнейший аспект Жизни: наше пояснение при цитировании. И если в дальнейшем подросток будет верен этому пониманию во всех без исключения ситуациях и будет жить под властью диктатуры совести, то он неизбежно состоится как человек).

Рита: Ну и что же ты понял... позавчера?

Гена: Что человеку необходимо состояние влюбленности в кого-нибудь или во что-нибудь... всегда... всю дорогу. (Точнее было бы сказать «непрестанно пребывать в состоянии Любви»: наше пояснение при цитировании. Это главное, что индивиду следует понять в жизни для того, чтобы состояться человеком). Иначе неинтересно жить (качество жизни, характеризуемое словами «интересно жить», — предполагает осознанность индивидуального смысла жизни; именно по этой причине — бессмысленности бытия — «рай без Любви» невозможен и становится адом: наше пояснение при цитировании). Ну а мне легче всего влюбиться в тебя. На безрыбье...

Рита: И тебе неважно, как я к тебе отношусь?

Гена: Нет. (Это — следствие самодостаточности Любви, имеющей основания и цели в себе самой).

Рита: Это не меняет дело. (А это — и ложь, поскольку признать факт утраты потенциала манипулирования и энергетического вампиризма самодовольной красавице проблемно, и покрывающая ложь иллюзия самодостаточности, порождаемая и непрестанно воспроизводимая самодовольством, влекущая за собой в силу жизненной несостоятельности множество проблем: наше пояснение при цитировании).

Гена: Была бы эта самая пружина внутри (метафора: пружина — аккумулятор энергии, силы, а без энергообеспечения деятельность, жизнедеятельность — невозможна; и поскольку в мире нет «не отформатированной» энергии — см. Часть 1, разделы 3.7 и 3.8 настоящего курса, — то энергия, «отформатированная» Любовью наилучшим образом применительно к складывающимся обстоятельствам, создаёт особенный жизненный потенциал: наше пояснение при цитировании). Так что можешь считать, что я влюблён (здесь тоже было бы точнее «Люблю», а не «влюблён»: наше пояснение при цитировании) не в тебя… А, допустим, в Черевичкину… (Черевичкина — в классе в статусе «гадкого утёнка», который по мнению большинства никогда не преобразится в «Царевну Лебедь»).

Рита: Что... стихи-то, небось, легче писать? Ну вот и посвящай их теперь… Черевичкиной.

Гена: Good luck (удачи). (Диалог приведён по публикации стенограммы разговоров персонажей фильма на сайте vvord.ru:
http://www.vvord.ru/Dozhivyom-do-ponedeljnika-7.html).

Для более широкого понимания этого диалога следует сказать несколько слов и об именах персонажей.

«Имя Маргарита (разг. Рита) происходит от латинского и греческого слов “Маргарита” — жемчужина, перламутр.

Имя хорошее, но холодное. Многоударная (МАР-ГАР-) и направленная (-ИТА) вибрация этого имени развертывает и одновременно как бы контролирует напор своей энергии. Ощущение мощи и тайной силы имени идёт из далекого прошлого, а не навеяно романом М. Булгакова» (http://www.alltaro.ru/names/women/Margarita.html).

Имя «Геннадий происходит от древнегреческого слова “геннадас” — благородный, родовитый, благородного происхождения.
Горячее и быстрое, но не очень хорошее имя. Оно воспринимается как нечто маленькое, угловатое, но весёлое (персонаж Рита именно так и относился к Гене: наше замечание при цитировании). В городах это имя появляется в единичных случаях, на селе — несколько чаще»
(http://www.alltaro.ru/names/men/Gennadiy.html).

[54] Т.е. обретя наконец-таки власть над инстинктами, что является необходимым шагом в деле формирования необратимо человечного типа строя психики.

[55] На этой стадии «застряли» в личностном развитии Снегурочка в одноимённой пьесе-сказке А.Н. Островского (1823 — 1886) и Царевна-Лебедь на одноимённой картине М.А. Врубеля.

[56] После воздействия страстей он в ином состоянии быть не может. Интеллект большинства можно уподобить живому дереву, которое непрестанно расщепляют на множество лучин, каждая из которых представляет обрывок какой-нибудь спутанной мысли.

[57] Необходимость оправдывать привязанности и страсти, в том числе и путём возведения их в ранг Любви, обусловлена строем психики. Типы строя психики (см. Часть 1, раздел 4.7 настоящего курса) отличаются друг от друга в зависимости от того, что обладает наивысшим приоритетом, определяя линию поведения индивида. Здесь же просто напомним:

· животный строй психики — поведение подчинено достижению целей, обусловленных инстинктами;

· строй психики зомби-биоробота — в поведении автоматически отрабатываются программы, накопленные культурой и почёрпнутые из неё в готовом к употреблению виде, которые могут сдерживать проявления инстинктов;

· демонический строй психики — в поведении преобладает собственное разумение и сила воли, способные переступить через диктат инстинктов и традиций, но индивид глух к обязанности человека жить в ладу с Высшим Промыслом, будучи наместником Божиим на Земле;

· человечный строй психики — наивысшим приоритетом обладает стремление отдать всего себя осуществлению Божьего Промысла на основе беззаветной веры Богу в диалоге с Ним по жизни.

[58] Если от переосмысления нравственности и приведения своей ограниченности в лад с Неограниченностью Жизни отказаться, то можно повторить завершение собственной судьбы по типу Ф. Ницше, М.А. Вру­бе­ля и некоторых других незаурядных личностей, окончивших свои дни в психбольницах. Однако такой итог — не автоматическое следствие вырывания привязанностей: он обусловлен отказом самой личности от праведной реализации возможностей её развития.

[59] Он работает и в отношении Любящих, действующих в русле Промысла, но в этом случае «сопутствующие эффекты», проистекающие из ограниченности понимания, не обесценивают достигаемый человеком результат, а повышают его качество…

[60] Был ли счастлив Ф.М. Достоевский? были ли счастливы те, кого он одарил своею «любовью»? Что благого воплотили в жизнь те, кто оказался под властью его идейного наследия? — Если выйти из под власти библейской культуры, то на все эти вопросы ответ отрицательный… А ведь был дарован Свыше человеку потенциал.

[61] Первая строка: «Печально я гляжу на наше поколенье!» (1837 г.).

[62] В упоминавшемся ранее фильме «Доживём до понедельника» один из персонажей — завуч школы, одинокая женщина предпенсионного возраста, с не сложившейся судьбой. В одном из разговоров она роняет фразу: «Любовь зла», в которой выразилось её собственное неумение Любить, объясняющее как неблагоустроенность её собственной жизни (т.е. нереализованность судьбы в наилучшем её варианте), так и неспособность реализовать благонамеренность в жизни и профессиональной деятельности (в школе — это воспитание и образование готовящихся к взрослой жизни новых поколений).

[63] Фильм «Бриллиантовая рука» (1968 г.), «вулкан страстей» — метафора, многократно повторяемая в песне «Помоги мне!».

[64] С текстом либретто можно ознакомиться в интернете:
http://rozamira.org/lib/names/r/rimskii-korsakov/kitezh.htm и др. За него В.И. Бельскому была присуждена Пушкинская премия, и с этой оценкой следует согласиться, поскольку текст «Сказания» — одно из наиболее философски-глубоких и праведных произведений Русской литературы.

В сюжете оперы Феврония воплощает в жизнь Любовь, разрешая все ситуации, в которые попадает, ко благу всех, кто оказывается в этих ситуациях вместе с нею. Значение имени «Феврония» — «лучезарная», «вечное видение».

Один из персонажей оперы — Гришка-Кутерьма. Это пьяница, глумливый тип, трус, то, что называется «отбросы общества», воплощённое блядство в «мужском» обличии. Будучи захвачен в плен, он, испугавшись пыток, соглашается провести вражье войско к сакральному граду — Великому Китежу. При этом он предлагает пустить слух в народе, что путь врагу к сакральному граду указала невеста княжича Всеволода — Феврония, которая тоже попала в плен.

Кутерьма поздно вечером вывел врага к озеру, за которым расположился город. Вражье войско предалось разгулу. Когда все враги под воздействием выпивки и усталости угомонились, Феврония рано по утру освобождает Кутерьму от пут, но тот к этому времени помутился окончательно рассудком. Видя в озере отражение города под зримо пустым берегом, Кутерьма убегает в лес, увлекая за собой Февронию. После этого они странствуют, и Феврония заботится о нём как о малом ребёнке, поучая жизни и молитве. В итоге Феврония переходит в иную реальность и оказывается в сокрытом Китеже. А Кутерьма остаётся жить на Земле. Но и в иной реальности Китежа, Феврония помнит про злодея-горемыку Гришку-Кутерьму и старается помочь ему: «Там в лесу остался Гришенька; / Он душой и телом немощен, / Что ребёнок стал он разумом…/ Как бы Гришеньку в сей град ввести?» И получив ответ от князя Юрия (Не приспело время Гришино: Сердце к свету в нём не просится), Феврония после этого из Богом сохранённого града Великого Китежа отсылает Гришке-Кутерьме и Русскому люду письмо, в котором призывает к праведной жизни. Письмо заканчивается словами: «Кто же в град сей внидет, государь мой?

Князь Юрий (подсказывая писцу): Всяк, кто ум не раздвоён имея, Паче жизни в граде быть восхощет».

После первых постановок оперы рос­сий­ские пра­вя­щий класс и прочая «просвещённая публика» ока­зал­ись са­мо­на­де­ян­но глупы и сочли опе­ру «вя­лой», «чрез­мер­но серь­ёз­ной по со­дер­жа­нию», «хо­лод­но-рассудоч­ной» или «елей­но-мис­тич­ной», «не­дос­та­точ­но стро­гой по от­но­ше­нию к пре­да­те­лю Гриш­ке-Ку­терь­ме» (в кавычках — характеристики из рецензий тех лет). Но за ку­терь­му бессмыс­ли­цы, что были в их го­ло­вах, и своё нежелание учиться Любить многие из них дос­та­точ­но стро­го по­пла­тили­сь по­сле 1917 г.: это было одним из аспектов безжалостности Любви.

[65] Именно по этой причине, приводя в разделе 5.9 Части 1 буддистское выражение: «Мудрость без сострадания — суха и вредоносна. Сострадание без мудрости — слепо и немощно. Не пренебрегайте ни мудростью, ни состраданием», — мы отметили, что было бы точнее употребить здесь вместо термина «состорадание» термин «сопереживание», поскольку он сопрягает чувства и мудрость, не нарушая эмоционально-смыслового строя личности, и тем самым открывает дорогу Любви и её проявлениям.

[66] В фильме «Свадебный переполох» (США, 2001 г. Режиссёр Адам Шэнкман, в главных ролях: Мэри Фиоре — Дженнифер Лопес, Стив — Мэтью Мак-Конахи) в семье родителей Мэри Фиоре всё и протекало таким образом: сговор их родителей; начало семейной жизни юноши и девушки, познакомившихся на свадьбе, во взаимном отчуждении по долгу послушания родителям; приход Любви и преображение жизни семьи; Мэри, выросшая в Любви.

[67] «Ка́ждому своё(лат. suum cuique (суум куиквэ)), варианты перевода — всякому своё; каждому по его заслугам) — классический принцип справедливости. В Новейшей истории фраза получила печальную известность как надпись, сделанная немецкими нацистами над входом в концентрационный лагерь смерти Бухенвальд, — Jedem das Seine. В современном использовании, особенно в Германии и оккупированных ею во время Второй мировой войны странах, фраза воспринимается с негативным оттенком, поскольку имеет устойчивую ассоциацию с третьим рейхом» (на основе статьи в Википедии).

[68] В ряде вероучений этот комплекс наследуемых проблем называется «первородный грех». Но это не грех, за который человек несёт ответственность перед Богом, а комплекс проблем, которые он должен разрешить, или преодолеть их воздействие на жизнь. И его личным грехом будет уклонение от решения и преодоления этих проблем. В этом знамение целостности мира и единства всего человечества в прошедшей и будущей череде поколений.

[69] Более обстоятельно вопросы формирования духовного (эгрегориального информационно-алгоритмического) наследия, которое обретает каждый, входя в жизнь, рассмотрены в работах ВП СССР «О расовых доктринах: несостоятельны, но правдоподобны» и «Разрешение проблем национальных взаимоотношений в русле Концепции общественной безопасности. О ликвидации системы эксплуатации “человека человеком” во многонациональном обществе».

[70] Рабовладелец — тоже не свободен, он зависим и от своих рабов персонально, и от системы рабовладения в целом. В этой связи напомним о телефильме «Эзоп» (по мотивам пьесы бразильского драматурга Гильерми Фи­ге­ре­й­до «Лиса и виноград». «Лентелефильм», 1981 г.): см. Часть 3 (том 2), раздел 9.4, одна из сносок.

[71] В фильме «Доживём до понедельника» с точки зрения красавицы Риты Любовь к ней Гены — как раз и есть такого рода «неправильная любовь», поскольку Гена от неё независим.

[72] Особенно в тех случаях, когда Любовь проявляет свою безжалостность: жалость — это не Любовь, поскольку жалость не разрешает проблем, а имеет целью остановить или уменьшить му́ки, страдания, вызываемые проблемами; при этом в жизни достаточно часто жалость, проявленная сегодня, открывает возможности к преумножению страданий в будущем вследствие усугубления прежних проблем и появления новых; а Любовь, разрешая проблемы, не всегда при этом обеспечивает хотя бы «анестезию», не говоря уж о «кайфе»; а иногда сопровождается нанесением ущерба, но меньшего, чем принесла бы проблема в будущем, — в силу того, что возможности воздействия человека на мир ограничены.

[73] В миропонимании эгоиста: «Эгоист — это человек, который любит себя больше, чем меня»…

[74] Это может быть следствием неустойчивости преемственной последовательности обработки информации в личностной психике: «Озарение Различением от Бога Þ Внимание самого индивида Þ Волевое решение об осмыслении обретённого в озарении Различением Þ Интеллект в работе с мировоззрением и миропониманием Þ Изменившиеся мировоззрение и миропонимание Þ Осмысленно волевые действия в конкретике течения событий в Жизни Þ Подтверждение или опровержение адекватности осмысления на основе принципа «практика — критерий истины» в конкретике жизненных обстоятельств».

[75] Приверженные первому варианту развития должны постоянно помнить и соотносить свои намерения и происходящее с народной мудростью: В экстремальных развлечениях главное вовремя заметить, когда заканчивается «экстрим» и начинается реальная беда, подчас необратимая по своим последствиям.

[76] Стремление к этому заложено в человека Свыше (см. стихотворение М.Ю. Ле­р­монтова «Когда б в покорности незнанья…»), хотя суета мира сего может его заглушить.

[77] Из этого сообщения неоспоримо ясно, что ученикам Христа Любовь не была свойственна. Они просто хотели, чтобы женщина не мешала им жить, и по своекорыстию такого рода просили Христа, чтобы он удовлетворил её мольбу, дабы она не досаждала им своими воплями. Не свойственна в этом эпизоде Любовь и Христу.

Т.е. описываемая в каноне Нового завета ситуация во многом аналогична эпизоду из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, когда отец Фёдор на даче у инженера Брунса домогается стульев («не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены»), чем доводит Брунса до полной прострации, под воздействием которой Брунсы были вынуждены отдать стулья настырному вымогателю за бесценок.

[78] В изложении событий Лукой эта притча продолжает диалог Христа с законником, который вопрошал о вечной жизни и которому было предложено вспомнить, что написано в законе о заповедях Любви. Об этом речь шла ранее разделе 12.2.2. После провозглашения заповеди Любви исключительно к Богу законник задал Христу вопрос о том, кто есть его «ближний», и получил ответ в виде этой притчи.

[79] Проблема «спасения души» актуальна, если Вы пока ещё эгоист, но всё же стремитесь приобрести для себя благую долю в Вечности.

[80] В этом контексте напомним ещё раз: совесть — врождённое религиозное чувство, «подключённое» к бессознательным уровням психики личности, и которое должно быть осознанно в таковом качестве для того, чтобы человек состоялся Человеком.

[81] «Неужели станете вы учить Бога вашей вере, когда Бог знает то, что в небесах и что на земле? И Бог знает о всякой вещи!» (Коран, сура 49:16).

[82] «Те, кому было дано нести Тору, а они её не понесли, подобны ослу, навьюченному книгами. Скверно подобие людей, которые посчитали ложью знамения Божии! Бог не ведёт людей неправедных!» (Коран, сура 62:5).

[83] См. Часть 1 настоящего курса, посвящённую личностной психологии, формированию мировоззрения и миропонимания под воздействием культуры, роли нравственности в работе личностной психики и взаимодействии личностной психики и эгрегоров.

[84] Так гласило их Писание, отрицающее Откровение Единого Завета, данное им через Моисея.

[85] Даже если вспомнить пресловутую «твердь небесную», то в одной из моделей Мироздания науки наших дней «эфир» (физический вакуум) — представляет собой кристаллическую структуру (т.е. может быть вполне оправданно уподоблен твёрдому веществу в кристаллическом агрегатном состоянии), и в кристаллической структуре «эфира» распространяются разного рода волны (и волновые пакеты), которые мы воспринимаем как объекты микро- и макро- миров и их движение; характер волн определяется тем набором степеней свободы элементов кристаллической решётки, которые задействованы в соответствующих излучениях.

Именно в силу того, что эфир — кристаллическая структура, частью которой является и волновой пакет под названием «планета Земля», эксперименты по поиску «эфирного ветра» при движении планеты (которое представлялось аналогичным движению твёрдого тела в жидкости) показали его отсутствие, что было интерпретировано наукой как подтверждение объективного факта несуществования «эфира». Но вне осознания осталось, что эти эксперименты подтвердили факт несуществования «эфира» как жидкости, в которой движутся отличающиеся от «эфира» по своей природе макротела (включая планеты и планетные системы) подобно тому, как отдельные корабли и эскадры движутся в воде; но эти эксперименты и их интерпретации никоим образом не затронули концепцию «эфира» как кристалла.

    И соответственно «твердь небесная» — вполне адекватная метафора, которая соответствует реальности бытия Вселенной, но понимание которой в смысле существования «тверди небесной» в виде «хрустального свода небес над плоской землёй», «хрустальных небесных сфер» с прикреплёнными к ним планетами и звёздами и т.п. — неадекватно ни метафоре, ни объективной реальности.

К тому же «кристалл» и «хрусталь» — изначально одно и то же слово, обретшее разные звучания и новые смыслы при переходе из древнегреческого языка в другие языки. Т.е. и метафора «хрустальный свод небес» тоже адекватна представлениям об «эфире» как о кристаллической структуре. Но это — другая физика, а не та, которую мы все изучали в общеобразовательной и в высшей школе.

Но «альтернативной физике» должны соответствовать иные нравственность и этика человечества, поскольку при тех нравах и этике, что воспроизводится толпо-«элитарными» культурами на протяжении нескольких тысячелетий, остаётся открытой возможность повредить «хрустальный свод небес» и обрушить его обломки на головы не только себе, но и другим обитателям Вселенной: «А если бы истина последовала за их страстями, тогда бы пришли бы в расстройство небо, и земля, и те, кто в них» (Коран, 23:73 (71)).

[86] И согласие с клеветническим анекдотом про неудачника, который якобы взмолился Богу и получил ответ Свыше: «Да просто не люблю я тебя…» — богохульство.

Если есть поток неудач, то его причины в особенностях личности: в её нравственности, в её культуре чувств, интеллектуальной и психической в целом деятельности. Но и в этом случае неудачник живёт в Любви Божией, которая включает в себя и ту составляющую Вседержительности, которая получила наименование — попущение Божие. Однако в нём Любовь реализуется своеобразно: в нём люди развиваются (если развиваются) под давлением обстоятельств, а не исходя из несомой ими Любви. Об этом речь пойдёт далее.

[87] «Что откроет Бог людям из Своей милости, — для этого не будет удерживающего, что Он сдержит, — тому нет посылающего после Него. Он — великий, мудрый!» (Коран, 35:2 (2)).

[88] Коран, сура 26: «221. Не сообщить ли Мне вам, на кого нисходят сатаны? 222. Нисходят они на всякого (выделено курсивом нами при цитировании: т.е. нет исключений) лжеца, грешника».

[89] В творчестве создаётся реальность, пусть даже не воплощённая в веществе, но реальность — матрично-полевая. Именно по этой причине накапливается статистика, согласно которой многие актёры и писатели повторяют судьбы персонажей, которых они сыграли или сопереживали. Поскольку действие происходит в реальности, порождаемой актёрами и режиссёром на основе определённого сценария, то прав был выдающийся русский актёр Георгий Михайлович Вицин (1917 — 2001), говоря, что «в роль надо не только уметь войти, но надо уметь выйти из неё». Но, к сожалению, этот аспект актёрского мастерства избыточно часто упускают из вида, что влечёт за собой подчас весьма печальные последствия для актёров и режиссёров.

[90] Примером тому «Страдания юного Вертера» (И.В. Гёте, 1774 г.), выход в свет которых повлёк за собой эпидемию самоубийств среди беззаботно и безответственно читающей молодёжи Европы, вследствие чего в некоторых государствах роман был запрещён на протяжении некоторого времени.

[91] См. Часть 3 настоящего курса, том 3, раздел 10.5.

[92] Любить всех — это осуществимо через личностное осмысленно волевое воздействие на ноосферу Земли, т.е. предполагает изменение её как информационно-алгоритмической системы в соответствии с теми аспектами Любви, которые несёт конкретная личность оказывающая на ноосферу такое воздействие (об этом далее в разделе 13.2.2). Но это требует не только сопереживания страданиям других, но и мудрости.

[93] Беседа имела место в Риге. В связи с этим следует обратить внимание на то, что вопрос возник в культурной среде, не несущей в себе понимания этого явления. Если бы вопрос возник в Казани или в ином регионе, где мусульманская культура достаточно широко распространена, то Сергею Анатольевичу могли бы возразить по существу, и вряд ли бы он нашёл, что ответить, поскольку живёт под властью библейского эгрегора, в котором нет ни нравственных стандартов, ни информации для обнажения неправедности, свойственной тем или иным культурам исторически реального ислама.

Представлять же Коран, в котором разрешено многожёнство, в качестве людской отсебятины или порождения сатанизма — вообще непродуктивное занятие: как показывает практика, если выдвинуть эту гипотезу и быть честным (т.е. не обосновывать предубеждение «Коран — от Сатаны» посредством «дьявольской логики»), то «доказательная база» рассыпается, поскольку сомнение не уничтожает Истины и не обращает её в ложь, но только позволяет убедиться в том, что Истина это Истина: «Да, Мы поражаем Истиной ложь, и она её раздробляет, и вот — та исчезает…» (Коран, 21:18).

[94] Другой вопрос: Способна ли к этому «ювенальная юстиция»? либо она сама — зло в больном обществе.