Снижение запыленности и загазованности атмосферы при транспортировании горной массы


Способы и средства борьбы сзапыленностью и загазованностьатмо-сферы при транспортировании горной массы во многом определяютсявидом транспорта, применяемого на горных предприятиях в конкретных условиях.
Прииспользовании автомобильноготранспорта основными источника-мипылевыделения являются автомобильные дороги, а загазованность атмо-сферы обусловливавливается выделением вредных примесей с выхлопными газами.
Пыление при железнодорожных перевозкахсвязаносо сдуваниеммелких частиц при транспортировке в открытых сосудах - думпкарах, полувагонах.
Образование пыли при конвейерной доставке обусловливаетя сдуванием пыли с транспортных поверхностей самого конвейера, в местах перегрузки с одного конвейера на другой, либо при загрузке конвейера.
Прикомбинированномтранспорте причины запыленности и загазованности связаны с каждым из видов транспорта, входящим в комбинацию ис большим количеством выделяемой пыли в пунктах перегрузки с одного вида транспорта на другой. При всех видах карьерного транспорта большое количество пыли выделяется в местах разгрузки горной массы ее складирования.
Для борьбы с пылеобразованием при использовании железнодорожноготранспортаприменяют закрепление поверхности транспортируемой горной массы пылесвязующими материалами, укрытие пленкой, а также увлажнение водой поверхностного слоя транспортируемого материала.

При конвейерном транспортедля предотвращения сдувания пыли воздушными потоками с поверхности транспортируемого материала применяют различные укрытия конвейеров, которые полностью закрывают рабочую и холостую ветви конвейера. Стационарные конвейерные линии должны по возможности иметь укрытия по всей длине для предотвращения сдувания пыли ветром.

Институтом НИПИОТстром разработано ограждение ленточного конвей-ера, состоящее из секций, блокированных с приводом конвейера. При снятии любой части ограждения привод конвейера отключается. Конструкция ограж-дения исключает доступ обслуживающего персонала в опасные зоны конвейера при его работе, обеспечивая защиту от выдувания пыли из транспортируемого материала.
Одним из эффективных способов предупреждения пылевыделений при транспортировании конвейерами является увлажнение сыпучих материалов до оптимальной влажности. Для железных руд она составляет для крупности 0-350 мм - около 1,5%, для 0-75мм - до 3%, для 0-25 мм - до 4%, для 0-8 мм - до 6%. Повысить эффективность орошения и увлажнения можно за счет примене-ния растворов поверхностно активных веществ, например в концентрации 0,025% раствора смачивателя «Прогресс», 0,3% раствора полиакриламида, 0,5%-ного раствора ДБ и др. Увлажнение материалов до оптимальной влажности позволя-ет в десятки раз уменьшить интенсивность пылевыделения и предотвратить срыв пыли с поверхности транспортируемого материала даже при значительной относительной скорости воздушного потока достигающей 6,5м/с.
При разгрузке горной массы, укладке в отвалпылеобразование можно снизить увлажнением водой с использованием передвижных или стацио-нарных установок.

Орошение и пылеподавление пеной применяют при положительных температурах воздуха, аспирацию и пылеулавливание - при положительных и отрицательных.
В укрытиях мест перегрузок горной массы с конвейера на конвейер необходимо устанавливать оросители с направлением факелов распыления в место падения угля. Оросительные устройства должны включаться в работу автоматически при наличии на движущейся ленте горной массы. Расход воды на конвейерах принимается в пределах 10- 30 дм3 на 1 м3 транспортируемой горной массы. На перегрузочных пунктах форсунки устанавливаются в укрытиях на расстоянии 0,5-1 м до места перегрузки и непосредственно в точке ее перегрузки. Факел распыленной воды должен перекрывать всю ширину ленты. Для уменьшения непроизводительного расхода воды, предотвращения обводнения рабочих мест и улучшения их санитарно гигиенического состояния оросительные установки на конвейерах снабжаются устройствами автоматического управления гидрообеспыливанием типа ГШП-1 конструкции КНИУИ (г.Караганда) либо другими.


Для предотвращения выбивания пыли из под укрытий рекомендуется применять аспирацию на стационарных конвейерных линиях путем укрытия пунктов перегрузки, из под которых производится отсос запыленного воздуха с последующей его очисткой в циклонах или фильтрах (рис.3.19).

1- шлюзовая камера с фартуками, 2-укрытие конвейера, 3-разгрузочный бункер, 4 – окно для замеров, 5- камера эжектора, 6 – трубопровод, 7 – пылеотделитель; 8- укрытие нижнего конвейера; 9- трубопровод для сброса пыли; 10-бункер,11- автосамосвал.

 

Рисунок 3.19-Устройство эжекционного пылесоса на перегрузочном пункте ленточного конвейера

 

На головную и хвостовую части ленточного конвейера в месте перегрузки устанавливается укрытие из металла. Герметичность укрытия обеспечивается установкой трех фартуков из резины (1), пропускающих входящий и выходящий массы угля. Пыль очищается циклоном (7). Протягивание запыленного воздуха через циклон обеспечивается эжектором (5). Установка эжектора вместо вентилятора предусмотрена для предотвращения опасности взрыва угольной пыли.

При высоких уровнях запыленности целесообразней двухступенчатая очистка, включающая циклоны (1-я ступень) и рукавные или зернистые филь-тры (2-я ступень). Запыленный воздух из-под укрытий отсасывается центробе-жными пылевыми вентиляторами во взрывобезопасном исполнении, например, ЦП7-40.
Для уменьшения объема эжектируемого воздуха устанавливаются двой-ные фартуки на входе в укрытие и выходе из него из ленты и одинарные - по обе стороны всасывающего патрубка, а также байпасы (обводные трубы) для выравнива-ния давления воздуха в верхней и нижней частях укрытия. Для пре-дотвращения забивания пылью байпасов в них предусматриваются устройства для контроля отложений пыли и очистки от нее (контрольные замерные точки, смотровые лючки, быстроразборные соединения).

Для повышения эффективности аспирационные системы блокируются с конвейерами.
Подавление пыли пеной рекомендуется при дефиците воды на орошение и недостаточной эффективности систем аспирации при положительных температурах. для пылеподавления рекомендуется пена кратности 150 - 300.