Аудит системы экологического менеджмента

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

Государственный мониторинг окружающей среды

 

Государственный экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Объектами государственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, животный и растительный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, факторы воздействия окружающей среды на здоровье населения.

Мониторинг природных ресурсов включает в себя следующие виды:
мониторинг земель; водных объектов и их использования; недр; особо охраняе-мых природных территорий; горных экосистем и опустынивания; лесов; живо-тного мира; мониторинг растительного мира.

 

 

На каждом предприятии должна быть установлена процедура, определяющая порядок выявления и изучения несоответствий в осуществляемых предприятием процессах требованиям законодательных и нормативно-технических актов.

Несоответствия
Обнаруженное несоответствие
Потенциальное несоответствие
Корректирующее действие
Предупреждающее действие (проактивное)

Рисунок 2.4 – Соотношение видов несоответствия и необходимых действий

 

Процедура должна устанавливать полномочия на ее проведение и ответственность за ее проведение должностных лиц и порядок установления и внесения подходящих корректирующих и предупреждающих мер, сроки выполнения корректирующих и предупреждающих действий и полномочия на проверку их выполнения.

Инструментом для определения несоответствий является аудит системы экологического управления, результаты которого анализируются руководством.

 

 

В соответствии со стандартом необходимо разработать план и процедуры периодического проведения аудитов системы экологического менеджмента, целью которых является выявление соответствия запланированных мероприятий требованиям стандарта ИСО 14001, а также правильности ведения документации и предоставление достоверной информации руководству.

Программы и графики внутренних аудитов должны учитывать экологи-ческую значимость (важность) проверяемых видов деятельности и результа-ты предыдущих аудитов.

Процедуры для проведения аудитов системы экологического менеджмента должны содержать информацию о масштабах аудита, частоте и методологии проведения аудитов, о дальнейших требованиях для проведения аудитов и о методе сообщения о результатах аудитов.

Программа аудитов, включая любой график, должна базироваться на результатах оценки риска в процессе работы организации и результатах предыдущих аудитов.

Экологический аудит проводится путем анализа отчетности аудируемых субъектов о воздействии на окружающую среду.

Видами экологического аудита являются обязательный и инициатив-ный.

Обязательный экологический аудит физических и юридических лиц про-водится: в случае значительного ущерба окружающей среде, нанесенного хозяйственной и иной деятельностью; при реорганизации юридического лица – природопользователя осуществляющего экологически опасные виды хозяйственной деятельности в форме слияния, разделения и выделения; в случае банкротства природопользователей, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности.

Инициативный экологический аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов, пре-дусмотренных договором на проведение экологического аудита между инициатором и экологическим аудитором или аудиторской организацией.

Заказчиками экологического аудита могут выступать заинтересованные физические или юридические лица, страховые организации, инвесторы, Министерство охраны окружающей среды или его подразделения и иные государственные органы.

Отчет по экологическому аудиту должен содержать:

- оценку экологических рисков в количественном и качественном выражении;

- перечень рекомендаций по повышению экологической безопасности;

- выводы о степени безопасности аудируемого субъекта для окружающей сре-

ды, выявленных нарушениях, достоверности ведения документации и отчет-

ности по охране окружающей среды.