ПРАНАЯМА
АСАНА
НИЯМА
ЯМА
С Т У П Е Н И Й О Г И
Первое дошедшее до нас описание ЙОГИ - классический труд Йога Сутра, написанный мудрецом Патанджали примерно во втором веке до н э Патанджали обобщил опыт многих предшествующих поколений, по крупицам собиравших и выверявших эти знания йога Сутра состоит из 185 афоризмов под общим названием «Драгоценные четки», в которых раскрывается смысл йоги, описываются средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути йогина.
Средства Йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней для поиска души поэтому йогу Патанджали называют также восьмиступенной или восьмичастной Йогой. Вот эти ступени:
1 Яма - соблюдение всеобщих моральных заповедей,
2 Нияма - внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину,
3 Асана - поза - достижение физического здоровья посредством
физических упражнений;
4 Пранаяма - контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами,
5 Пратьяхара - управление чувствами,
6 Дхарана - сосредоточение и концентрация,
7 Дхиана - размышление и созерцание, или медитация,
8 Самадхи - слияние с духом Вселенной.
Рассмотрим каждую из ступеней
Под Ямой понимают соблюдение индивидуумом всеобщих моральных заповедей Эти моральные заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста, национальности несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч их значение в наше время и в нашем обществе чрезвычайно велико.
В Яму входят следующие принципы:
1. Ахимса - не причинение вреда,
2 Сатья - правдивость;
3' Астея - отсутствие стремления к обладанию чужим;
4. Апариграха - непринятие даров, или свобода от ненужных вещей;
5. Брахмачарья - контроль над половым влечением
Социальную значимость этих правил трудно переоценить. Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспутству, сеет горе и страдание, в то время как соблюдение принципов Ямы приводит ученика к гармонии. О любом человеке, cледующем заповедям Ямы, окружающие скажут - это хороший человек. Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость - радость доброжелательности, которая сильнее и постояннее удовольствий, злорадства и обладания. Йогин тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии
Можно долгие годы делать йоговские упражнения, многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлимой частью человека, то все выполняемое превращается в , лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться йогой В Индии неуклонное следование Яме является обязательной СОlТ8ВНОЙ частью ученичества.
Это индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие занимающегося. В йога Сутра выделены пять Ниям:
1. Шауча - чистота;
2. Сантоша - удовлетворенность;
3. Тапас - рвение и строгость;
4. Свадхиайя - самообразование или познание своей души;
5. Ишвара Пранидхана - преданность высшим идеалам.
Асана - третья ступень йоги. «Асана» переводится как «поза», «положение», «поток». На этой ступени йогин наряду с соблюдением принципов Ямы и Ниямы занимается специальными физическими упражнениями.
Асаны - это не просто гимнастика. Все позы требуют определенного психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают мыслительные особенности. С практикой в асанах к йогину приходит также умение сосредоточиваться, необходимое на последующих ступенях йоги.
Система асан вырабатывалась на протяжении тысячелетий.
Удачные находки закреплялись и передавались следующим поколениям, неудачные отбрасывались. И сейчас мы имеем обширный набор упражнений, обеспечивающих комплексное или избирательное воздействие на каждый мускул, орган, нерв или железу организма.
Для занятий асанами не нужны громоздкие и дорогостоящие снаряды, специально оборудованные залы или площадки. Выполнять позы можно у себя в комнате, единственный желательный инвентарь - коврик для занятий.
Практикой в асанах приобретаются отличное здоровье, красивое телосложение, гибкость, сила и быстрота, большая жизнеспособность, душевное спокойствие и уверенность в себе.
Большинство поз представляют собой статические упражнения.
Каждое положение может выдерживаться от нескольких секунд до десятков минут. За небольшим исключением, тело в асанах максимально расслаблено. Это обеспечивает отличный отдых. Поэтому после занятий Хатха-йогой ощущается прилив сил и бодрость, а не выматывающая усталость.
Итак, основное назначение асан - сделать тело и ум здоровыми, управляемыми и безотказными. Но не следует думать, что в этом и заключается смысл занятий йогой. Ведь сами асанылишь средство. Тело для йогина - это инструмент для основной деятельности, инструмент, о котором надо заботиться и систематически приводить в порядок, но не более того. Если человек встает на путь культа тела, то он погиб для йоги.
Как показывает практика, большинство занимающихся в наши дни начинает сразу с третьей ступени, с Асан, минуя Яму и Нияму. Действительно, наиболее быстро практический результат дают именно асаны и пранаямы, но такие занятия нельзя назвать Йогой. Хатха-Иога включает в себя первые четыре ступени восьмичастноЙ йоги Патанджали - ЯМIУ, Нияму, Асану и Пранаяму. Только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечит единство, которое считают йогой.
Иоги придают большое значение смыслу названий асан. Это названия растений (поза дерева, поза лотоса), насекомых (поза саранчи), пресмыкающихся (поза змеи), амфибий (поза лягушки, поза крокодила), птиц (поза петуха), животных (поза льва). Некоторые позы носят имена мудрецов (поза Бхарадваджа) и героев (поза Вирабхадра). Пребывая в каждой из поз, йогин осознает свою общность со всеми существами. В этом еще одно назначение асан - в постижении внутреннего единства всего мира.
По понятиям йогов, Прана в широком смысле слова - энергетическая основа всего существующего. Все остальные виды энергии - механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная, а также энергия живых существ - суть проявление Праны. В более узком смысле Прана - энергия дыхания, жизненная сила.
Аяма означает расширение, ограничение или продолжительность. Таким образом, Пранаяма - регулирование дыхания или управление Праной, четвертая ступень йоги.
При выполнении пранаям необходимо полное сосредоточение.
Любое дыхательное упражнение - это не просто вдохи-выдохи в определенном ритме. Пранаямы предполагают мысленное представление потоков Праны. Эти представления могут быть зрительными, осязательными, иногда слуховыми, вкусовыми или обонятельными. Научившись ощущать потоки Праны, йогин начинает управлять ими. Такое самовнушение чрезвычайно эффективно, но приручение Праны - очень долгий процесс, тут необходимы постепенность и осторожность.
Мудрец XVII века Кариба Эккен писал: «Если Вы будете воспитывать спокойствие духа, сперва научитесь управлять дыханием. Когда дыхание под контролем, сердце будет пребывать в спокойствии. Но когда дыхание судорожно, сердце будет в беспокойстве. Поэтому сперва урегулируйте свое дыхание, это смягчит Ваш характер и успокоит дух». (Цит. по [18], с. 43).
Научившись управлять дыханием, йогин получает возможность контролировать чувства, что позволяет ему перейти к следующей ступени - Пратьяхаре.