Информационный поток.
Какой-либо информационный поток может возникнуть в результате движения того или иного материального потока, и наоборот, он может оказаться причиной возникновения материального потока. При логистическом управлении информационный поток может принадлежать одной из следующих разновидностей:
§ информационный поток между подсистемами одного иерархического уровня называется горизонтальным информационным потоком;
§ информационный поток между подсистемами разных иерархических уровней называется вертикальным информационным потоком;
§ внешний либо внутренний ИП;
§ входной либо выходной ИП.
Информационные потоки определяются следующими параметрами:
§ источником возникновения;
§ направлением движения либо адресатом;
§ скоростью передачи, то есть количеством информации, передаваемой в единицу времени;
§ общим объемом, то есть общим количеством информации, образующей информационный поток.
Скорость передачи обычно измеряется в бодах. (1 бод соответствует передачи 1 бита в сек.). В практической деятельности скорость информационного потока может определяться количеством документов или документострок во всех документах, передаваемых или обрабатываемых в единицу времени. Соответственно общий объем информационного потока может измеряться общим количеством передаваемых или обрабатываемых документов или же суммарным количеством содержащихся в них документострок.
Информационный поток может функционировать в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, либо он может быть направлен навстречу «своему» материальному потоку. Направление информационного потока в ряде случаев может не иметь ничего общего с направлением движения соответствующего материального потока. Если удовлетворяются заказы на поставку сырья, материалов и комплектующих, то ИП, образованный этими заказами, оформленными в виде документов, направлен в сторону, противоположную соответствующему материальному потоку. Он возникает раньше этого материального потока.
Фактуры, накладные и необходимая эксплуатационная документация образует информационный поток, двигающийся в том же направлении, что и соответствующий материальный поток и одновременно с ним.
Информационный поток, двигающийся навстречу материальному потоку, может быть не только предваряющим, но и быть отстающим (поток информации, образованный документами о загрузке/разгрузке груза, гарантийные документы).
Таким образом, информационный поток может опережать, отставать или быть синхронным с соответствующим материальным потоком.
![]() |
Рисунок 29. Информационные потоки в системе логистики
Каждый тип информационного потока характеризуется сочетанием любых этих двух качеств, соответственно имеются следующие разновидности информационного потока:
§ опережающие с совпадающим направлением;
§ опережающие встречные;
§ опережающие, различающиеся по направлению;
§ синхронные с совпадающим направлением;
§ синхронные встречные;
§ синхронные различающиеся по направлению;
§ отстающие с совпадающим направлением;
§ отстающие встречные;
§ отстающие, различающиеся по направлению
Горизонтальная информационная интеграция позволяет обеспечить взаимосвязанной информацией все материальные потоки, начиная от поступления сырья, материалов и комплектующих и до готовых изделий, поступающих потребителям. Этим достигается то, что управляющие воздействия в функциональных подсистемах и вызванные ими последствия увязываются с общими целями и общими стратегиями всей производственно-сбытовой системы.
Вертикальная информационная интеграция в принципе может охватывать все уровни интеграции производственно-сбытовой системы прямыми, то есть направленными сверху вниз, и обратными, то есть направленными снизу вверх, связями. В результате оказывается возможным получать достаточную информацию о ходе поставок сырья, производства, сборки, испытаний и доставки продукции потребителям. Наличие такой информационной системы с вертикальными связями позволяет правильно оценивать, своевременно вносить необходимые коррективы и тем самым влиять на процессы закупки, производства, сборки, испытаний, складирования и экспедирования. Подобное оперативное управление позволит правильно учитывать результаты маркетинговых исследований при определении номенклатуры и объема выпускаемой продукции, организовать удовлетворение конкретного заказа, а также обеспечить поддержание требуемого уровня качества.