ОБРАЗОВАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ

Методические материалы.

Материалы для обсуждения (заочная форма обучения)

 

 

Декан социологического факультета Московского государственного университета, президент Российской социологической ассоциации Владимир Добреньков, выступая 19 июня 2007 года на круглом столе «Философия политики: государственная идеология и высшее образование», прошедшем в рамках Дней русской политической культуры, заявил об ошибочности курса на деидеологизацию высшего образования, доминирующего в российской образовательной стратегии.

«Образование, в особенности гуманитарное, априорно является идеологизированным. Иным оно не бывает. Любая попытка представить его свободным от идеологии – это лицемерие. А плодом так называемый деидеологизации образования является лишь подмена национальной идеологии иными идейными установками – субъективными взглядами авторов курсов, преподавателей, других заинтересованных групп», – считает Добреньков.

Однако, по мнению социолога, идеологическое наполнение вузовского образования ни в коем случае не должно носить доктринальный характер. «Нужно не внедрение системы взглядов, а трансляция пафоса национального достоинства, не замалчивание достижений „инонациональных, инокультурных, иноидеологических“ моделей (что было принципом советской идеологической борьбы), а утверждение особенностей национального цивилизационного строя в подлинном драматизме столкновения идей и концепций. Полнота картины мира – это принцип отечественной гуманитарной науки», – подчеркнул российский ученый.

По справедливому суждению профессора, отсутствие осознания идеологии всегда сопровождается неосознанным следованием чужой идейной установке. «Это ведет к хаотизации системы ценностей, к тому, что человек, не имея своей мировоззренческой системы, становится легко манипулируемым существом». «Студенческая молодежь являет собой основу будущих национальных элит, и прививание ей имманентного „чувства национальной идеи“ позволит поколению “завтра” обладать культурой и навыками государственного мышления. Тогда как идеологическое выхолащивание вузовского образования приведет к идейной беспомощности будущей элиты – это в лучшем случае, а в худшем – к подмене ее ориентации с национальных интересов России на интересы других государств», – считает Добреньков.

Кроме того, заметил ученый, в студенческом возрасте «человек приходит к необходимости целостной оценки жизни и остро нуждается в фиксировании ее идейного пафоса, значительной частью которого является позитивная национальная идеология. В случае если такая идеология отчетливо не усматривается, молодой человек оказывается в состоянии социальной фрустрации, которая впоследствии чревата социальным пессимизмом и деструкцией».

«Образование является наиболее мощным и естественным инструментом внедрения национальной идеологии в общество», – подытожил Добреньков, выразивший надежду, что образование никогда не станет механической трансляцией информации. «Именно поэтому формирование национальной идеологической доктрины – первоочередная задача российской гуманитарной науки», – сказал ученый.