Политико-правовое значение суверенитета
Суверенитет – это полнота власти субъекта в пределах предоставленной ему компетенции. Понятие народного суверенитета означает, что единственным источником власти является народ. Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в государственной, социальной, экономической и культурной сферах. Однако не каждая нация имеет свое государство, что не мешает ей обладать социальным или культурным суверенитетом. Народный суверенитет может быть реализован только при существовании государства.
Согласно ст. 3 Конституции Республики Беларусь, «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах установленных Конституцией». Это означает, что народ страны осуществляет свою волю: 1) на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном голосовании путем избрания представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избрания главы государства; 2) путем проведения референдумов; 3) через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения; 4) путем избрания своих представителей на Всебелорусское народное собрание и др. способами. Помимо участия в отправлении государственной власти народ осуществляет контроль за ее деятельностью, отзыв депутатов и т.д.
Обладание государственным суверенитетом – это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики. Однако и здесь возможны ограничения. Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами, которых они должны придерживаться (см., например, ст. 18 Конституции, а также Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 24 декабря 1970 года; Декларацию о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 14 февраля 1992 года; Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ от 15 апреля 1994 года). Общепризнано также, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве также может быть предметом международной защиты.
Верховенство государственной власти – это такое ее состояние, при котором над ней не может быть иной власти, это, прежде всего, ее неограниченность (с известными, безусловно, оговорками) ничем, кроме положений демократической конституции и естественного права. Верховенство власти означает ее единство в том смысле, что нет “двоевластия”, другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа.
Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок.
Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета.
Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.
В условиях общего признания на международном уровне нерушимости государственных границ попытка отдельных наций на формирование собственного государства (суверенного) встречает серьезный отпор, нередко и с применением силы, со стороны государства, в рамках которого существует нация.
Принципы демократии в Конституции Республики Беларусь
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.
Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.
Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.
Демократия развивается на основе политического и идеологического плюрализма.
Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии. Единственно возможно допустимая «идеология», закрепляемая в Конституции, – это человек, его права и свободы как высшая ценность общества и государства. Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.
Конституция РБ содержит в себе все признаки конституционного строя демократического государства.
1. Верховенство права. Статья 7 гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.
2. Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека в соответствии с международными конвенциями. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8). Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2), т.е. государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Одновременно гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, т.к. обязанности гражданина по отношению к обществу и государству являются гарантией прав других граждан.
Согласно статье 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в порядке предусмотренном законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Конституция гарантирует право на жизнь (ст. 24); право на личную свободу и защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 25); право на свободу передвижений (ст. 30); свободу совести (ст. 31); свободу мнений (ст. 33); собраний и митингов (ст. 35); право избирать и быть избранным (38) и др.
3. Разделение властей. В статье 6 Конституции провозглашается разделение государственной власти в Республике Беларусь на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
4. Политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности общественных и политических организаций, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских. Статья 4 Конституции гласит, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Статья 5: политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. ...Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Всё это способствует становлению институтов гражданского общества, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан.
5. Многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности. В статье 13 говориться, что собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Право собственности включает владение, пользование и распоряжение имуществом. Правомочие владения представляет собой возможность хозяйственного господства над имуществом; правомочие пользования – возможность извлечения из имущества полезных свойств; а правомочие распоряжения означает возможность определения судьбы имущества (продать, подарить и т.д.).
ТЕМА 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
1. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси
2. Белорусская экономическая модель
3. Внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития Беларуси
Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси
Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой геополитической ситуации, была вынуждена решать проблему выработки стратегии своего социально-экономического и политического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям развития современного мира. Именно в таком направлении должен быть ориентирован вектор стратегии общественного развития для достижения положительных результатов своей деятельности.
Было бы неверным полагать, что советское общество, частью которого была Беларусь, являлось порождением исключительно субъективной воли руководителей страны и что по этой причине его следовало непременно отправлять на слом. Конечно, в его облике, как и в облике любого другого государства, присутствует печать индивидуальных особенностей его руководителей. Однако возникновение советского общества, равно как и советской экономической системы, было предопределено объективными обстоятельствами, т.е. оно давало в достаточной мере адекватный ответ на вызов истории в начале XX века. Советский общественный строй, экономическую основу которого составляла государственная собственность на основные средства производства, был не отклонением от магистрального направления русской истории, а ее закономерным продолжением и развитием.
Во второй половине XX века по основным параметрам советское общество превратилось в индустриальное и фактически стояло на пороге перехода в постиндустриальную стадию своего развития. К данному выводу еще ранее пришел создатель теории постиндустриального общества Д. Белл. Это положение он подтвердил и после распада Советского Союза. По его словам, к индустриальному типу относятся страны, расположенные на берегах Атлантики: Западная Европа, Соединенные Штаты и далее – Советский Союз и Япония. Труд здесь представляет собой взаимодействие с искусственной природой: соединение людей с машинами, организация ритмичной работы с высочайшей координацией.
Форма собственности, на что особо обращает внимание Д. Белл, не является отличительным признаком индустриального общества; прилагательное «индустриальное» указывает не на характер производственных отношений, а на технико-технологическую основу производства в индустриальном обществе. В этом смысле, подчеркивает, Д. Белл, возможно существование как социалистических, так и капиталистических постиндустриальных обществ, а Советский Союз и Соединенные Штаты, хотя и разделены осевым принципом собственности, являются индустриальными державами.
Сказанное относится и к Беларуси: в советский период республика прошла индустриальную стадию своего развития и к началу 90-х годов XX века белорусское общество по всем критериям стало в высокой степени модернистским.
Так, в политической сфере в основном осуществился процесс становления национальной белорусской государственности с разветвленной системой политических институтов, деятельность которых основывается на принимаемых в установленном порядке законах; сформировалась модернистски ориентированная национальная интеллигенция; происходило постоянное расширение сознательного участия граждан в политической жизни.
В экономической сфере производство – как в промышленном, так и в аграрном секторах – основывалось на индустриальных технологиях; была создана практически отсутствующая в досоветский период «третичная» сфера экономики – сфера услуг, включающая в себя широкую сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха, бытового обслуживания населения; успешно развертывался процесс формирования «четвертичной», или информационно, сферы экономики: исследования белорусских ученых в области гуманитарных наук, физики, математики, химии, биологии, микроэлектроники и информатики, рационального использования природных ресурсов получили мировое признание.
В социальной сфере были полностью преодолены существовавшие ранее элементы сословности, общественные отношения строились главным образом на целенаправленных связях между индивидами, на профессиональных и относительно слабых рыночных критериях; сохранялись и традиционно высокий уровень коллективизма, солидарности и взаимопомощи, нематериальные мотивации трудовой деятельности.
В духовной сфере были достигнуты достаточно высокая степень дифференциации ценностных ориентаций различных категорий граждан; практически всеобщая грамотность населения и постоянно повышающийся уровень его образованности; постоянно возрастающий уровень секуляризации общественного сознания и становления идейного многообразия; относительно высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникации.
Приведенные положения подводят к выводу, что поиск стратегии общественного развития Беларуси должен был связываться не с идеей модернизации, предназначенной для стран, не обладающих опытом индустриального развития, и не с идеей формирования общества свободной рыночной конкуренции. Первое направление есть наше прошлое и пока еще настоящее, второе – прошлое индустриально развитых западных стран.
Будущее же нашей страны, как и западной цивилизации, находится на пути формирования общества постиндустриального типа. Только ориентированная на движение к постиндустриальному обществу стратегия развития может обеспечить дальнейший прогресс Беларуси. Данная стратегическая установка находится в русле того направления, в каком на самом деле эволюционировала наша страна в составе СССР и эволюционирует западный мир. Других альтернатив общественного развития, – если вести речь о прогрессивном развитии, – в современном мире не существует.
Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает ориентацию на принципиально иные, нежели при индустриальной модернизации, параметры общества. Она предполагает также и иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Постиндустриальное общество на стадии своей зрелости предполагает практически полное вытеснение физического труда из производственного процесса и замену его трудом интеллектуальным. Это и есть главный признак общества постиндустриального типа. Очевидно, что общества в указанном смысле пока нет нигде в мире.