Нормы концентрации металлов в масле дейдвудных подшипников.
Положение по освидетельствованию дейдвудных устройств с масляной смазкой подшипника
Транспортировка и хранение.
В случае транспортировки уплотнений при отрицательных температурах монтаж уплотнений и перегибание запасных манжет допускается производить только после выдержки их в течение суток при комнатной температуре (18—20° С) или 30 мин при температуре 50 С.
Уплотнения и запасные манжеты до момента монтажа должны храниться в транспортной таре в сухом закрытом помещении при температуре от 0 до 30°С на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающнх приборов. Уплотнения и запасные манжеты при хранении должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей.
Запасные манжеты хранят уложенными друг на друга в горизонтальном положении стопками не более 20 штук в каждой. Их необходимо оберегать от загрязнения смазочными материалами, маслами, керосином, бензином и другими веществами, разрушающими резину. Обрезанные запасные манжеты носового сальника можно хранить в вертикальном положении в неподвижном герметичном кожухе, предохраняющем их от деформации.
Введение на судах системы контроля состояния гребного вала ( КСГ) определяет для подразделений Регистра и судовладельцев условия и порядок освидетельствования дейдвудных устройств при работе судна по системе КГС.
Выполнение в полном объеме требований системы КСГ по контролю технического состояния дейдвудных устройств позволяет проводить модифицированные освидетельствования гребных и дейдвудных валов без выемки или подвижки.
Содержание металлических частиц связано с изнашиванием подшипников и отдельных узлов дейдвудного устройства.
Остальные показатели позволяют судить о качестве масла, в котором работают подшипники, характеризуют состояние уплотнений и используются как косвенные показатели ухудшения состояния подшипников.
Определение концентрации металлов в пробах масла дейдвудного устройства производится спектральным анализом (атомно-абсорбционные и эмиссионные спектрофотометры), могут также применяться рентгеновские сканирующие кристалл-дифракционные спектрометры (табл.6).
Таблица 6
№№ п/п | Контролируемый показатель по спектральному анализу | Нормы допустимых значений, ррт | Периодичность анализа |
Железо (Fe) | не реже 1 раза в 6 мес. | ||
Медь (Си) | |||
Свинец (Рb) | |||
Олово (Sп) | |||
Никель (Ni) | |||
Хром (Сr) | |||
Кремний (Si) | |||
Натрий (Na) | |||
Магний (Mg) |
В качестве дополнительного метода контроля износа дейдвудных подшипников рекомендуется использовать феррографический анализ, позволяющий определять частицы металла размером более 5 мкм, которые появляются при разрушении узлов, но не определяются спектральным анализом, оценивать качественный состав продуктов износа в масле дейдвудного устройства. Кроме того, на результаты феррографического анализа не влияют доливы свежего масла.
Результаты спектрального и феррографического анализов позволяют по превышению норм допустимых значений отдельных металлов обнаружить износ определенных узлов дейдвудного устройства (табл.7).
Таблица 7
Превышение норм допустимых значений | Износ узлов и деталей |
РЬ, Sп | Износ заливки подшипника |
Си | Износ крышек уплотнений |
Si | Износ керамических покрытий втулок под манжетами |
Fe, Сr, Ni | Износ и задир гребного вала, втулки уплотнений |
Na, Mg | Наличие морской воды в смазочном масле - износ уплотнений |
При феррографическом анализе могут быть определены частицы резины и капрона, свидетельствующие о повреждении манжет уплотнений и намотки капронового каната на винт, что может быть причиной повреждения дейдвудного устройства.
Спектральный и феррографический анализ проб масла должны производиться на определение тех металлов, которые отражают металлургический
состав деталей подшипникового узла и смежных с ним деталей.
Например, если заливка подшипника - свинцовистый баббит, то нет необходимости определять олово, и наоборот.