Нормы концентрации металлов в масле дейдвудных подшипников.

Положение по освидетельствованию дейдвудных устройств с масляной смазкой подшипника

Транспортировка и хранение.

В случае транспортировки уплотнений при отрицательных температурах монтаж уплотне­ний и перегибание запасных манжет допускается производить только после выдержки их в течение суток при комнатной тем­пературе (18—20° С) или 30 мин при температуре 50 С.

Уплотнения и запасные манжеты до момента монтажа должны храниться в транспортной таре в сухом закрытом по­мещении при температуре от 0 до 30°С на расстоянии не менее 1 м от теплоизлучающнх приборов. Уплотнения и запасные манжеты при хранении должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей.

Запасные манжеты хранят уложенными друг на друга в го­ризонтальном положении стопками не более 20 штук в каждой. Их необходимо оберегать от загрязнения смазочными материа­лами, маслами, керосином, бензином и другими веществами, разрушающими резину. Обрезанные запасные манжеты носового сальника можно хранить в вертикальном положении в непод­вижном герметичном кожухе, предохраняющем их от дефор­мации.

 

Введение на судах системы контроля состояния гребного вала ( КСГ) определяет для подразделений Регистра и судовладельцев условия и порядок освидетельствования дейдвудных устройств при работе судна по системе КГС.

Выполнение в полном объеме требований системы КСГ по контролю технического состояния дейдвудных устройств позволяет проводить модифицированные освидетельствования гребных и дейдвудных валов без выемки или подвижки.

 

 

Содержание металлических частиц связано с изнашиванием подшипников и отдельных узлов дейдвудного устройства.

Остальные показатели позволяют судить о качестве масла, в котором работают подшипники, характеризуют состояние уплотнений и используются как косвенные показатели ухудшения состояния подшипников.

Определение концентрации металлов в пробах масла дейдвудного устройства производится спектральным анализом (атомно-абсорбционные и эмиссионные спектрофотометры), могут также применяться рентгеновские сканирующие кристалл-дифракционные спектрометры (табл.6).

 

Таблица 6

№№ п/п Контролируемый показатель по спектральному анализу Нормы допустимых значений, ррт Периодичность анализа
Железо (Fe) не реже 1 раза в 6 мес.
Медь (Си)
Свинец (Рb)
Олово (Sп)
Никель (Ni)
Хром (Сr)
Кремний (Si)
Натрий (Na)
Магний (Mg)

 

В качестве дополнительного метода контроля износа дейдвудных подшипников рекомендуется использовать феррографический анализ, позволяющий определять частицы металла размером более 5 мкм, которые появляются при разрушении узлов, но не определяются спектральным анализом, оценивать качественный состав продуктов износа в масле дейдвудного устройства. Кроме того, на результаты феррографического анализа не влияют доливы свежего масла.

Результаты спектрального и феррографического анализов позволяют по превышению норм допустимых значений отдельных металлов обнаружить износ определенных узлов дейдвудного устройства (табл.7).

Таблица 7

Превышение норм допустимых значений Износ узлов и деталей
РЬ, Sп Износ заливки подшипника
Си Износ крышек уплотнений
Si Износ керамических покрытий втулок под манжетами
Fe, Сr, Ni Износ и задир гребного вала, втулки уплотнений
Na, Mg Наличие морской воды в смазочном масле - износ уплотнений

 

При феррографическом анализе могут быть определены частицы резины и капрона, свидетельствующие о повреждении манжет уплотнений и намотки капронового каната на винт, что может быть причиной повреждения дейдвудного устройства.

Спектральный и феррографический анализ проб масла должны производиться на определение тех металлов, которые отражают металлургический
состав деталей подшипникового узла и смежных с ним деталей.

Например, если заливка подшипника - свинцовистый баббит, то нет необходимости определять олово, и наоборот.