Полиамиды.
Полиамиды представляют собой линейные гетероцепные термопластичные полимеры, содержащие в основной цепи макромолекулы амидных групп.
В настоящее время полиамиды нашли широкое применение в судовом машиностроении и других отраслях промышленности благодаря высокой технологичности, антифрикционности (при смазке, как водой, так и маслом), демпфирующей способности и другим положительным свойствам [2, 8,9,10, II].
Макромолекулы полиамидов в твердом состоянии обычно имеют конформацию плоского зигзага. Благодаря наличию амидных групп макромолекулы связаны между собой водородными связями, которые обусловливают относительно высокие температуры плавления материала и его механические свойства. В зависимости от расположения амидных групп полиамиды обладают различной способностью к кристаллизации. Высокой степенью кристалличности (40-60%), а следовательно, повышенными прочностью, твердостью, износостойкостью обладают регулярные алифатические гомонолиамиды, например: П-6 (капрон), П-6 блочный (капролон В), П-66 (нейлон) и др. С увеличением числа амидных групп в макромолекуле повышается твердость, модуль упругости и водопоглощение полимеров.
Влага оказывает пластифицирующее действие на полиамиды, увеличивает их эластичность и одновременно снижает механическую прочность, модуль упругости и твердость. В процессе хранения изделий из полиамидов на воздухе при температуре 20 °С и относительной влажности 65% содержание влаги стабилизируется и достигает 2—3%. Полностью обезвоженные изделия становятся хрупкими.
Полное насыщение влагой полиамидов происходит длительно. Так, например, уменьшение внутреннего диаметра капролонового вкладыша ДП от водопоглощения зависит в основном от толщины стенки подшипника и времени выдержки в воде и может продолжаться 7-8 лет, интенсивность водопоглощения со временем уменьшается [12].
Динамика изменения внутренних диаметров вкладышей капролоновых ДП, диаметров шеек валов и установочных зазоров в процессе эксплуатации хорошо прослеживается по обобщенным данным доковых осмотром. На рис. 2 видно, что в течение первых двух лет эксплуатации судна наблюдается уменьшение внутреннего диаметра вкладыша на 0,5 мм. Это происходит вследствие того, что скорость уменьшения внутреннего диаметра от водопоглощения превышает скорость его износа. Затем происходит обратное, и к четырем годам диаметр достигает первоначального размера. Уменьшение диаметра шейки вала в результате ее износа находится в прямой зависимости от времени эксплуатации судна. К четырем годам эксплуатации диаметр уменьшается на 0,5 мм. Соответственно установочный зазор составляет сумму изменений диаметров подшипника и шейки вала, вначале эксплуатации судна уменьшается и к полутора годам становится минимальным, затем увеличивается и к трем годам возвращается к первоначальному размеру. В дальнейшем он продолжает увеличиваться до предельно допустимых значений.
Уменьшение размера, мм | 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 |
0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 44
Рис.2. Изменение внутреннего диаметра капролонового подшипника (1), установочного зазора (2) и диаметра шейки вала (3) в зависимости от срока эксплуатации.
Стабильность размеров и механические свойства деталей из полиамидов определяются также температурой при эксплуатации. С повышением температуры полиамиды становятся более эластичными, снижается их твердость и модуль упругости. В процессе длительной эксплуатации (даже при незначительных нагрузках) они могут работать при температуре, не превышающей 100 °С. При конструировании подшипников из полиамидов необходимо учитывать их высокий температурный коэффициент линейного расширения. Нижний предел рабочих температур определяется температурой хрупкости, которая для разных полимеров колеблется от -20 до -60 °С. При охлаждении ниже 0 °С детали из полиамидов частично теряют свою эластичность. Под нагрузкой они могут работать до температуры -10 °С [2].
Полиамиды склонны к деструкции под воздействием различных факторов: ионизирующей радиации, кислорода, озона, ультрафиолетовых лучей, повышенных температур.
Несмотря на перечисленные недостатки, которые необходимо учитывать при конструировании изделий из полиамидов, они широко применяются для изготовления подшипников в судостроении и судоремонте. Это объясняется прежде всего сложившимися традициями, освоенностью промышленного производства, относительной недефицитностью сырья, исключительной технологичностью полиамидов, позволяющей в заводских условиях получать крупногабаритные монолитные вкладыши ДП. Полиамиды обладают относительно высокими антифрикционными, механическими и демпфирующими свойствами. Подшипники из полиамидов могут успешно работать при смазке, как водой, так и маслом.