Использование временных опор и подмостей

 

В зависимости от конструктивных особенностей и условий работы конструкций встречаются различные методы монтажа, в том числе на подмостях, с использованием временных опор, полунавесная и навесная сборка.

На сплошных подмостях, поддерживающих конструкцию в процессе монтажа и воспринимающих нагрузки от ее массы, осуществляют монтаж некоторых типов оболочек, сводов, арок, пролетных строений мостов и др.

Передвижные подмости, перемещаемые по подкрановым путям, обеспечивающие безопасную и производительную работу, применяют для удобства сборки при монтаже большепролетных покрытий и располагают под узлами сопряжения этих элементов (рис. 10.2).

С использованием временных опор осуществляют монтаж конструкций по частям (в основном больших пролетов и большой массы), если нет возможности или нецелесообразно устанавливать их целиком.

 

 

Рис. 10.2. Монтаж арочного покрытия с использованием передвижных

подмостей: 1 - башенный кран; 2 - монтажные стыки арки; 3 - передвижными монтажные подмости с домкратами

 

Полунавесная сборка характеризуется тем, что в процессе монтажа конструкция удерживается временными растяжками или устанавливается на промежуточные опоры. Этим способом монтируют купола, некоторые конструкции арок, конструкции пролетных строений мостов.

Навесную сборку осуществляют без дополнительных опор. Конструкцию закрепляют одной стороной на постоянной опоре или в ранее смонтированной части, образуя временную консольную систему.

 

Рис. 10.3. Схема монтажа блоками арочного покрытия

1 - железобетонный контрфорс, 2 - подмости переставные, 3 - ригель-арки, 4 - гусеничный кран для монтажа блоков, 5 - временная опора с маршевой лестницей, 6 - гусеничный кран для монтажа межблочных конструкций, 7 - укрупняемый блок.

 

Применение этого способа возможно только при таких конструктивных особенностях сооружения, которые обеспечивают необходимую в процессе монтажа прочность и устойчивость собираемых консолей большого вылета.

Использование для монтажа подмостей можно пояснить на примере возведения арочных конструкций. Такие конструкции большого пролета применяются в зданиях гражданского и промышленного назначения - вокзалы, спортивные залы, всевозможные склады. Для исключения передачи на опорные конструкции горизонтальных (распорных усилий) проектируют арки с затяжкой, воспринимающей распор. При отсутствии затяжки в двух- и трехшарнирных арках на колонны или железобетонное основание передаются как вертикальные, так и горизонтальные усилия.

Как правило, арки с пролетами более 48 м монтируют полуарками или более мелкими элементами с использованием временных опор. Число временных опор зависит от пролета арки, грузоподъемности монтажных механизмов и конструктивных решений арки, которые очень часто диктуют технологию монтажа покрытия.

При монтаже арок с затяжками, подвески которых не рассчитаны на восприятие усилий, возникающих при опирании монтажного блока на затяжку, используют временные опоры телескопической конструкции. В этом случае элементы арки и затяжки монтируют по отдельности. После монтажа двух арок, закрепления узлов и натяжения затяжек осуществляют раскружаливание, в процессе которого плавно на временных опорах опускают домкраты или другие поддерживающие элементы.

Раскружаливанием называется операция, в результате которой нагрузка от собственной массы монтируемой конструкции полностью передается на опорные проектные элементы, а временные монтажные опоры освобождаются от нагрузки. Опоры опускают ниже уровня затяжки и перемещают по ходу монтажа в последующие пролеты.

Рассмотрим пример с монтажом трехшарнирной арки (рис. 10.4), для монтажа которой необходимо наличие двух временных опор.

 

 

Рис. 10.4. Схема монтажа арки с затяжкой:

1 – кран; 2 – телескопические временные опоры;

3 – опорные углы с домкратами

 

Средняя телескопическая часть каждой опоры предназначалась для опирания двух смежных элементов арки, а нижняя часть этой опоры - для опирания элементов затяжек арок. Элементы арок, затяжек и подвесок монтировали гусеничным краном. После сборки, выверки геометрии смонтированных элементов, сварки монтажных узлов двух очередных балок и их затяжек, монтажа и проектного закрепления всех распорок и связей между ними осуществляли раскружаливание. Для этой цели винтовые домкраты должны быть смонтированы на оголовках внутренних телескопических секций временных опор.

Освободившиеся от нагрузки внутренние секции опор опускают с помощью крана в нижнее положение и перемещают на следующую стоянку, где готовится к монтажу очередная пара полуарок.