В зависимости от вида несущего остова различают две основные конструктивные схемы зданий и сооружений — каркасную и бескаркасную.

Конструктивные схемы и классификация зданий и сооружений

Освещение

Пешеходные дороги

Временные пешеходные тротуары устраивают шириной 1...2 м. в зависимости от интенсивности движения, одно- или двухстороннего движения, размещают вдоль движения осветительные мачты; закрепляют гравием, шлаком, щебнем, стальной лентой, железобетонными плитами и т.д.;

· пешеходные дорожки должны быть выше на 0,3 ... 0,5 м. по отношению окружающему грунту;

· должен быть осуществлен водоотвод, переходы через преграды; часто тротуары устраивают поверх коробов, в которых проходят временные инженерные наземные сети.

Освещение строительной площадки выполняется с использованием прожекторных мачт, как правило регулируемой высоты; количество прожекторных мачт определяется согласно таблицы 3.4.

 

Таблица 3.4

Освещение строительной площадки

Ширина освещаемой площади, м Высота установки прожекторов, м Расстояние между мачтами, м Тип прожектора Количество прожекторов на мачте, шт Мощность прожектора Вт
ПЗС-35
ПЗС-35
ПЗС-35
ПЗС-45
ПЗС-45
ПЗС-45
ПЗС-45
ПЗС-45

 

 

Прокладка воздушных кабельных сетей осуществляется согласно следующих требований;

§ наименьшая высота провеса до земли = 5 м., до железной и автодороги = 7,5 м., над рабочим местом = 2,5 м. с изоляцией, над проходами = 3 м. с изоляцией, над проездами = 5 м. с изоляцией;

§ пересечение воздушных линий на расстоянии = 6 м. от опор;

§ линия более высокого напряжения должна проходить над линией более низкого на высоте не менее 2 м.;

§ параллельная прокладка линий до 1 кВ на расстоянии 2,5 м. друг от друга, более 1 кВ – 4 м.;

§ расстояние прокладки от здания до линии с напряжением 1 кВ = 1,5 м.;

§ охранная зона для напряжения 1 ... 20 кВ = 10 м. по обе стороны от трассы проводов;

§ опоры для сетей напряжением до 1 кВ устанавливаются на расстоянии не более 30 м., высотой = 8,4 м., ширина пяты = 2,5 м.;

§ на стройгенплане необходимо также указать устройство заземления строительных машин, трансформаторов и оборудования, которое может оказаться под напряжением (металлические щитовые конструкции, металлические и железобетонные опоры ЛЭП, подкрановые пути ( в двух точках на концах ) и другое).

§ опасное расстояние от не огражденных неизолированных частей электрооборудования, кабеля и т.д. или от вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, воздушной линии электропередачи устанавливается согласно таблицы 3.5:

 

Таблица 3.5

Размеры опасной зоны в связи с возможностью поражения электрическим током

Напряжение, кВ до 1 1 … 20 35 … 110 150 … 220 300 … 500
Размер опасной зоны, м 1,5

 

Каркасные здания и сооружения делят на полнокаркасные (рис.3.1.) и неполнокаркасные (рис.3.2.) В полнокаркасных зданиях все нагрузки передаются на каркас, т. е. на систему связанных между собой вертикальных колонн и горизонтальных балок (ригелей). В этих зданиях колонны каркаса располагают как по периметру наружных стен, так и внутри здания. Полнокаркасные здания и сооружения проектируют главным образом в случаях, когда имеют место значительные нагрузки (тяжелое технологическое оборудование, мостовые краны). Промышленные здания, как одноэтажные, так и многоэтажные, проектируют преимущественно с полным каркасом.

 

Рис.3.1. Конструктивные схемы каркасных зданий: а — с продольным расположением ригелей; б — то же, с поперечным; в — то же, с перекрестным; г — безригельное решение

В зданиях и сооружениях с неполным каркасом (внутренним) все возникающие в них нагрузки передаются на внутренний каркас и наружные стены. Неполный каркас чаще проектируют для жилых и общественных гражданских зданий. В зданиях с полным и неполным каркасом ригели могут иметь продольное, поперечное или перекрестное расположение.

В бескаркасных зданиях и сооружениях (рис.3.3) все нагрузки от перекрытий и крыши воспринимаются стенами. Несущими могут быть стены: наружные и внутренние, продольные и поперечные, а также одновременно продольные и поперечные. Наиболее эффективной конструктивной схемой бескаркасных зданий является схема зданий с внутренними поперечными несущими стенами. Эта схема наиболее распространена в крупнопанельном домостроении.

В зависимости от качественных показателей здания различных конструктивных схем подразделяют на степени или классы. К важнейшим качественным показателям относятся: огнестойкость, долговечность, капитальность. По огнестойкости здания делятся на пять степеней: I, II, III, IV, V. К I, II и III степеням относятся каменные оштукатуренные.

 

Рис.3.2. Конструктивные схемы зданий с неполным каркасом: а — с продольным расположением ригелей; б — то же, с поперечным; в — безригельное решение

Рис.3.3. Конструктивные схемы бескаркасных зданий: а — с продольным расположением несущих стен; б — то же, с поперечным; в — смешанная

По долговечности ограждающих конструкций здания подразделяют на три степени: I; II и III. К I степени относятся здания со сроком службы не менее 100 лет, ко II — со сроком службы не менее 50 лет, к III — со сроком службы не менее 20 лет. По капитальности здания делят на четыре класса: I, II, III и IV. К I классу относятся здания, к которым предъявляются повышенные требования, а к IV — здания, удовлетворяющие минимальным требованиям. Капитальность зданий определяется исходя из совокупности требований к огнестойкости, долговечности основных конструктивных элементов, а также эксплуатационных качеств здания (внутренняя отделка, техническое оборудование, планировка).

Для зданий различного назначения установлены разные требования, определяющие их класс. Эти требования изложены в нормах проектирования соответствующих зданий.

Рис. 3.4. Полный сборный железобетонный каркас многоэтажного промышленного здания с перекрытиями балочного типа:


1 - колонна; 2 - ригель; 3 - плита перекрытия; 4 - вертикальные стальные связи; 5 - фундамент под колонну; 6 - фундаментная балка; 7 - подкрановая балка; 8 - несущая конструкция покрытия; 9 - плита покрытия