Методические указания по выполнению заданий контрольных работ

ИГ 151001.51. 6018.1-3

1 2 3 4

ИГ ХХХХ. ХХХХ. X – X

1 - шифр специальности;

2 - номер зачетной книжки студента;

3 - номер контрольной работы;

4 - номер задания в данной контрольной работе.

Например, обозначение листа (задания) 3 в первой контрольной работе студента, обучающегося по специальности 151001.51 и имеющего шифр 6018:

Приступая к выполнению контрольных работ, студент должен, прежде всего, познакомиться с их содержанием по таблицам 1, 2 или 3. При выполнении конкретного листа сначала необходимо по соответствующей таблице определить номер своего варианта для данного задания, ознакомиться с образцом выполнения данного листа и краткими методическими указаниями по его выполнению, изучить соответствующий материал по учебнику и приступить к выполнению задания по своему варианту.

Рисунок 1 – Пример заполнения основной надписи

Таблица 1. Объем и содержание контрольной работы № 1 для специальностей 151001.51 и 150203.51

№ листа   Наименование работы и содержание задания Фор мат Источник выполнения задания № варианта Задание выполняется
«Линии, шрифты» Выполнение линий и надписей А3 Данное пособие или Л3 Задание 1,2 стр.14,15   самостоя-тельно
«Геометрические тела» Комплексные чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям заданных тел. А3 Данное пособие или Л3 Задание 38 Стр.51..( по вариантам) по табл.6 и рис.6 самостоятельно
« Чертежи двух моделей» Выполнить по аксонометрической проекции чертежи двух моделей (построить 3 проекции и нанести размеры) А3 Данное пособие или Л3 Задание 39 Стр.61(по вариантам) по табл.6 и рис. 8 самостоя-тельно
«Проекции моделей» Для 3-х моделей по двум заданным проекциям построить третью, нанести размеры, построить аксонометрию А3 Данное пособие или Л3 Задание 48 стр.80 (по вариантам) по табл.7 и рис.11 самостоя-тельно
«Простые разрезы» По двум данным видам модели построить третий вид, выполнить необходимые простые разрезы, нанести размеры. Построить аксонометрическую проекцию модели с вырезом передней четверти. А3 Данное пособие или Л3 Задание 62 стр. 124 (по вариантам) по табл.7 и рис. 14 самостоя-тельно

 

Продолжение таблицы 1
б "Эскиз детали с резьбой" Выполнить эскиз детали с резьбой с применением сечения и выносного элемента. А4 Выполнить с натуры *.   В учебной аудитории ЕМК
"Рабочий чертеж детали" Выполнить чертеж детали по эскизу (лист 6). А4 Эскиз детали (лист 6)   Самостоя­тельно
"Эскиз детали с выполнением технического рисунка" Выполнить эскиз детали с применением простого или сложного разреза. Выполнить технический рисунок детали. A3 Выполнить с натуры *.   В учебной аудитории ЕМК
"Соединения резьбовые". Выполнить сборочный чертеж с упрощенным изображением резьбовых соединений деталей болтом, винтом, шпилькой. Составить спецификацию. А4 данное пособие или ЛЗ Задание72 стр. 198 (по вариантам); по табл.7 и рисунку 16 самостоя­тельно

Таблица 2. Объем и содержание контрольной работы №2 для специальности 151001.51

№ листа Наименование работы и содержание задания Формат Источник выполнения задания № варианта определяется Задание выполняется
"Передача цилиндрическая" Выполнить сборочный чертеж цилиндрической зубчатой передачи. Составить спецификацию. A3 А4 данное пособие или ЛЗ Задание 77 стр. 240 (по вариантам) по табл. 8 и табл.9 самостоя­тельно
"Чертеж сварного изделия" Выполнить сборочный чертеж сварного изделия. Составить спецификацию. А4 данное пособие или ЛЗ Задание 81 стр. 253 ....(по вариантам) образец см. стр.157 по табл.8 и рисунку 20 самостоя­тельно
"Эскиз зубчатого колеса" Выполнить эскиз цилиндрического зубчатого колеса А4 Вьшолнить с натуры *.   В учебной аудитории ЕМК
"Комплект рабочих конструкторских документов". Выполнить эскизы деталей сборочной единицы, состоящей из 5... 10 деталей. Выполнить сборочный чертеж по эскизам. Составить спецификацию. По " потреб ности Вьшолнить с натуры .*.   В учебной аудитории ЕМК
"Деталирование" Выполнить рабочие чертежи деталей сборочной едини­цы, состоящей из 6...8 деталей. По потреб ности По карточкам *.   В учебной аудитории ЕМК

Примечание: * Работа выполняется по комплекту изделий в кабинете черчения

 

Таблица 3. Объем и содержание контрольной работы №2 для специальности 150203.51

№ листа Наименование работы и содержание задания Формат Источник выполнения задания № варианта определяется Задание выполняется
"Передача цилиндрическая" Выполнить сборочный чертеж цилиндрической зубчатой передачи. Составить спецификацию. A3 А4 данное пособие или ЛЗ Задание 77 стр. 240 (по вариантам) по табл.8 и таблице 9 самостоя­тельно
"Чертеж сварного изделия" Выполнить сборочный чертеж сварного изделия. Составить спецификацию. А4 данное пособие или ЛЗ Задание 81 стр. 253 (по вариантам) по табл.8 и рисунку 20 самостоя­тельно
"Комплект рабочих конструкторских документов". Выполнить эскизы деталей сборочной единицы, состоящей из 4 6 деталей. Выполнить сборочный чертеж по эскизам. Составить спецификацию. По потреб ности Выполнить с натуры *.   В учебной аудитории ЕМК
"Ферма. Фрагмент металлоконструкции" Составить спецификацию фрагмента сварной фермы. Перечертить сборочный чертеж фрагмента сварной фермы и выполнить задание, указанное в карточках. По потреб ности По карточкам *.   В учебной аудитории ЕМК

Примечание: * Работа выполняется по комплекту изделий в кабинете черчения

3.1 Лист 1-1 "Линии, шрифты"

При выполнении данного листа студенты должны познакомиться со стандартом системы ЕСКД ГОСТ 2.303 - 68 устанавливающего различные типы линий, их назначение, начертание и толщины и в соответствии с полученными знаниями выполнить первое задание этого листа на левом поле формата A3, см. рис.2.

При выполнении второго задания этого листа, расположенного над основной надписью чертежа, студенты отрабатывают навыки написания букв и цифр стандартным шрифтом типа Б без наклона по ГОСТ 2.304 - 81 (параметры шрифта приведены в таблице 4). Буквы, цифры и слова в данном задании пишутся шрифтом 10 в том порядке, который указан на образце листа (рис.2). Для облегчения понимания и построения конструкции шрифта выполняется упрощенная вспомогательная сетка тонкими сплошными линиями. Ширина букв и цифр определяется в зависимости от размера шрифта h (см. таблицу 5), написание букв и цифр см. рисунок 3. В последней строке задания студент пишет свою фамилию, имя и отчество.

Вычертить приведенные линии и изображения, соблюдая указанное их расположение. Толщину линии выполнять в соответствии с ГОСТ 2.303-68. РАЗМЕРЫ НЕ НАНОСИТЬ!!!

 


 

 

Рисунок 2-Образец выполнения листа 1-1


Таблица 4.Параметры шрифта типа Б (выдержка из ГОСТ 2. 304 – 81)

Шрифт типа Б (d=h/10)
Параметры шрифта Обозна-чение Относительный размер Размеры, мм
Размер шрифта высота прописных букв h 10/10h 10d 1,8 2,5 3,5 5,0 7,0 10,0 14,0 20,0
Высота строчных букв c 7/10h 7d 1,3 1,8 2,5 3,5 5,0 7,0 10,0 14,0
Расстояние между буквами a 2/10h 2d 0,35 0,5 0,7 1,0 1,4 2,0 2,8 4,0
Минимальный шаг строк (высота вспомогательной сетки) b 17/10h 17d 3,1 4,3 6,0 8,5 12,0 17,0 24,0 34,0
Минимальное расстояние между словами e 6/10h 6d 1,1 1,5 2,1 3,0 4,2 6,0 8,4 12,0
Толщина линий шрифта d 1/10h d 0,18 0,25 0,35 0,5 0,7 1,0 1,4 2,0

Таблица 5

  Шрифт   Буквы и цифры   Относительный размер
Типа Б Прописные буквы: Б, В, И, Й, К, Л, Н, О, П, Р, Т, У, Ц, Ч, Ь, Э, Я, Ъ А, Д, М, Х, Ы, Ю, Ж, Ф, Ш, Щ, Е, Г, З, С     6/10h 7/10h 8/10h 5/10h
  Строчные буквы: а, б, в, г, д, е, н, й, к, л, н, о, п, р, у, х, ч, ц, ь, э, я; м, ъ, ы, ю; ж, т, ф, ш, щ; с, з   5/10h 6/10h 7/10h 4/10h
  Цифры: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 0; 4;   5/10h 6/10h 3/10h  

Рисунок 3 Шрифт типа Б

Таблица 6. Варианты заданий для выполнения листов 2 и 3 контрольной работы №1

Пред-послед няя цифра шифра Последняя цифра шифра студента
   
1; 13 2; 14 3; 15 4; 16 5; 17 6; 18 7; 19 8; 20 9;13 10;14
11;15 12;16 1; 17 2; 18 3; 19 4; 20 5; 13 6; 14 7;15 8; 16
9; 17 10;18 11;19 12;20 1; 14 2; 15 3; 16 4; 17 5;18 6; 19
7; 20 8; 13 9; 15 10;16 11;17 12;18 1; 19 2; 20 5; 13 4; 14
5; 16; 6; 17 7; 18 8; 19 9; 20 10;13 11;14 12;15 1; 20 2; 16
3; 17 4; 18 5; 19 6; 20 7; 13 8; 14 9; 15 10;16 11;17 12;18
2; 19 3;20 4; 13 5; 14 6; 15 7; 16 8; 17 9; 18 10;19 11;20
12;13 1:14 2; 17 3; 18 4; 19 5; 20 6; 13 7; 14 8; 15 9; 16
10;17 11;18 12;19 1; 20 2; 13 3; 14 4; 15 5; 16 6; 17 7; 18
8; 19 9; 20 10;13 11;14 12;15 1; 16 2; 17 3; 18 4; 19 5; 20

 

3.2 Лист 1-2 "Геометрические тела" Образец выполненного листа представлен на рисунке 7.Варианты заданий для этого листа указаны на рисунке 6, номер варианта задания студент выбирает по таблице 5 в зависимости от номера шифра (первая цифра в ячейке).Для каждого заданного геометрического тела необходимо построить комплексный чертеж и аксонометрическую проекцию (прямоугольную изометрическую проекцию). Построить проекций точек, принадлежащих поверхностям заданных тел.

3.3 Лист 1-3 "Чертежи двух моделей"

Образец выполненного листа представлен на рисунке 8.

Номер варианта задания для выполнения этого листа выбирается по таблице 6 (вторая цифра в ячейке) и рисунку 7

Это задание предусматривает построение комплексных чертежей моделей по заданным аксонометрическим проекциям.

При выполнении задания необходимо правильно выбрать и расположить изображения на чертеже. На фронтальной плоскости проекций помещают то изображение, которое наиболее полно представляет основные формы и размеры модели это изображение называется вид спереди (главный вид). На рисунке 5 стрелкой А показано направление взгляда при выборе главного вида учебной модели.

Рисунок 5 – Варианты задания для листа 1-2

Продолжение рисунка 5


 

 

Рисунок 6 – Образец выполнения листа 1-2


Рисунок 7 –Варианты заданий для листа 1-3


 

Рисунок 8 – Образец выполнения листа 1-3


3. 4 Лист 1-4 "Проекции моделей"

Образец выполненного листа представлен на рисунке 9. Номер варианта задания для выполнения этого листа выбирается по таблице 7 (первая цифра в ячейке) и рисунку 10.В этом задании необходимо по двум проекциям модели построить ее третью проекцию. Это основное упражнение по составлению и чтению чертежей. Оно является логическим продолжением задания, выполненного на листе 1-3. Приступая к решению задачи, студент должен, прочитав чертеж модели, заданной в двух проекциях, уяснить геометрическую форму и размеры каждого геометрического элемента, входящего в модель.

В заданиях по каждому варианту даны проекции 4 моделей. При выполнении листа студент самостоятельно выбирает любые три модели, для них необходимо построить три проекции, нанести размеры и построить аксонометрическую проекцию.

Таблица 7 Варианты заданий для выполнения листов 4, 5 и 6 контрольной работы №1

 

Предпо след- няя цифра шифра Последняя цифра шифра студента
1; 11; 2; 12; 3; 13; 4; 14; 5; 15; 6; 16; 7; 17; 8; 18; 9; 19; 1; 15;
2; 14; 3; 15; 4; 16; 5; 17; 6; 18; 7; 19; 8; 11; 9; 11; 1; 12; 1; 13;
3; 18; 4; 19; 5; 17; 6; 11; 7; 12; 8; 13; 9; 14; 1; 15; 1; 16; 2; 17;
4; 13; 5; 11; 6; 12; 7; 13; 8; 14; 9; 15; 2; 16; 1; 17; 2; 18; 3; 19;
5; 12; 6; 13; 7; 14; 8; 15; 9; 16; 3; 17; 1; 18; 2; 19; 3; 14; 4; 11;
6; 15; 7; 16; 8; 17; 9; 18; 4; 19; 1; 15; 2; 11; 3; 12; 4; 13; 5; 14;
7; 18; 8; 19; 9; 16; 5; 11; 1; 12; 2; 13; 3; 14; 4; 15; 5; 16; 6; 17;
8; 11; 9; 12; 6; 13; 1; 14; 2; 15; 3; 16; 4; 17; 5; 18; 6; 19; 7; 18;
9; 13; 7; 14; 1; 15; 2; 16; 3; 17; 4; 18; 5; 19; 6; 17; 7; 11; 8; 12;
8; 18; 1; 19; 2; 17; 3; 11; 4; 12; 5; 13; 6; 14; 7; 15; 8; 16; 9; 17;

 


 
 

Рисунок 9 – Образец выполнения листа 1-3


 
 

Рисунок 10 – Варианты заданий для листа 1-4

 
 

Продолжения рисунка 10

 
 

Продолжения рисунка 10

3. 5 Лист 1-5 "Простые разрезы"

Образец выполненного листа представлен на рисунке 12.

Номер варианта задания для выполнения этого листа выбирается по таблице 7 (вторая цифра в ячейке) и рисунку 13.

На листе 1-5 необходимо по двум проекциям модели построить ее третью проекцию с применением указанных на схеме разрезов, нанести размеры. Над основной надписью чер­тежа построить изометрическую проекцию с вырезом передней четверти.

3.6 Лист 1 - 6 "Соединения резьбовые"

Образец выполненного листа представлен на рисунке 14.

Номер варианта задания для выполнения этого листа выбирается по таблице 7 (третья цифра в ячейке) и рисунку 15.

В данном задании контрольной работы студент должен выполнить два конструкторских документа - сборочный чертеж изделия и спецификацию. Сборочный чертеж выполняется студентом самостоятельно, а спецификация составляется во время учебных занятий экзаменационной сессии.

Сборочный чертеж выполняется на формате А4. В задании приведены изображения деталей (без упрощений), которые должны быть соединены болтом, винтом и шпилькой, размеры резьбы которых и номера стандартов указаны в задании. Студенту необходимо изобразить упрощенно по ГОСТ 2.315 - 68 указанные болтовое, винтовое и шпилечное соеди­нения.

Примеры изображений таких соединений приведены на рисунке 11 (L - обозначена глубина завинчивания крепежной детали, которая зависит от материала детали, в которую ввинчивается шпилька или винт, 1 - длина крепежной детали). В процессе выполнения зада­ния студентом необходимо подобрать размеры крепежных деталей по таблицам соответствующих стандартов.

 

 
 

 

 


Рисунок 11

 

 


 
 

Рисунок 12 – Образец выполнения листа 1-5


 

 
 

Рисунок 13 – Задание для выполнения листа 1-5

 
 

Продолжения рисунка 13

 
 

Продолжения рисунка 13


 
 

Рисунок 14 – Образец выполнения листа 1-9



Рисунок 15 – Вариант заданий для выполнения 1-9


 
 

Продолжение рисунка 15


 
 

Продолжение рисунка 15


3. 7 Лист 2-1 "Передача цилиндрическая"

Образец выполненного листа представлен на рисунке 16.

По таблице 8 студент должен выбрать номер варианта для выполнения этого листа (первая цифра в ячейке), а по таблице 9 находит параметры для расчета и вычерчивания пе­редачи.

В данном задании контрольной работы студент должен выполнить два конструктор­ских документа - сборочный чертеж изделия и спецификацию. Сборочный чертеж выполня­ется студентом самостоятельно, а спецификация составляется во время учебных занятий экзаменационной сессии.

Сборочный чертеж передачи выполняется на формате A3. Размеры призматических шпонок и пазов для них установить по ГОСТ 23360 - 78. Остальные параметры см. рисунок 17. На чертеже нанести размеры диаметров валов и межосевого расстояния.

Таблица 8. Варианты заданий для выполнения листов 1 и 2 контрольной работы №2

Пред- последняя цифра шифра Последняя цифра шифра студента
1; 13 2; 14 3; 15 4; 16 5; 17 6; 18 7; 19 8; 20 9; 21 10; 22
11; 23 12;24 1; 14 2; 15 3; 16 4; 17 5; 18 6; 19 7;20 8; 21
9; 22 10; 23 11;24 12; 13 1; 15 2;16 3; 17 4; 18 5; 19 6; 20
7; 21 8; 22 9; 23 10; 24 11; 13 12; 14 1; 16 2; 17 3; 18 4; 19
5; 20 6; 21 7; 22 8; 23 9; 24 10; 13 11; 14 12;15 1; 17 2; 18
3; 19 4;20 5; 21 6; 22 7; 23 8; 24 9; 13 10;14 11; 15 12; 16
10; 13 9; 18 8; 19 7; 20 6; 21 5; 22 4; 23 3; 24 2; 13 1; 14
11; 24 12; 23 2; 22 3; 21 4; 20 5; 19 6; 18 7; 17 8; 16 9; 15
10; 13 11; 14 12; 15 1; 16 2; 17 3; 18 4; 19 5; 20 6; 21 7; 24
8; 15 9; 16 10; 17 11; 18 12; 19 1; 20 2; 21 3; 24 4; 13 5; 14

Таблица 9 Задания для выполнения листа 2-1

№ варианта m         № вари анта   m        

 


 
 

Рисунок 16 – Образец выполнения листа 2-1


Рисунок 17- Параметры цилиндрической зубчатой передачи

Соотношение размеров элементов цилиндрической зубчатой передачи в зависимости от модуля m, чисел зубьев шестерни , и колеса и диаметром валов шестерни и колеса

  Элемент передачи Обо- значе- ние   Величина элемента, мм   Элемент передачи Обо- значе- ние   Величина элемента, мм
Высота головки зуба Высота ножки зуба Высота зуба Делительный диаметр шестерни Диаметр вершин зубь- ев шестерни Диаметр впадин шес- терни Длина ступицы шес- терни Наружный диаметр ступицы шестерни Диаметр вала шес- терни                       Делительный диаметр колеса Диаметр вершин зубьев колеса Диаметр впадин колеса Длина ступицы колеса Наружный диаметр ступицы колеса Диаметр вала колеса Ширина зубчатого венца Толщина обода зубчатого венца Толщина диска Межосевое расстояние